Польский гитарист стал звездой на шоу «Америка ищет таланты», и в своём развитии игры на акустической гитаре он не позволяет никому встать на своём пути, даже другим гитаристам.
В июне на своём первом платном концерте на территории США Марчин собрал аншлаг в нью-йоркском театре Грамерси, с помощью своей музыки польский гитарист-чародей заставил толпу замолчать, такого эффекта можно было ожидать в более зажиточном концертном зале Карнеги-холл, а не в таком современном месте, как это. Его 85-минутный сет состоял из оригинального материала с его грядущего альбома Dragon In Harmony, переосмысленных современных каверов и потрясающих интерпретаций таких разнообразных произведений, как Kashmir и Лунная соната.
В своём стремительном сочетании стиля фламенко, классики и перкуссии он в одиночку исполнил ведущие, ритмические и гармонические партии. Простота звуковых, световых и дымовых эффектов в этой обстановке ещё больше усилила загадочность его выступления. Несколько дней спустя мы сели обсудить его стремительный взлёт.
Марчин Патрзалек родился и вырос в Кельце, Польша, на рубеже тысячелетий и начал играть на гитаре в возрасте 10 лет. Обладая редким талантом и целеустремленностью, юный Марчин вскоре начал демонстрировать свои навыки на местных шоу талантов, которые вскоре сменились более громкими выступлениями на не совсем местных шоу талантов, в первую очередь на шоу «Америка ищет таланты». В 18 лет он вышел в полуфинал долгоиграющего шоу, но быстро переключился на социальные сети, став одним из самых популярных гитаристов в Instagram, затмив таких основоположников гитарной культуры, как Матеус Асато, Софи Ллойд и даже Кит Ричардс.
«Возможно, это покажется скучным, но у меня никогда не было проблем с творчеством, – вспоминает Марчин о своём стремительном росте и жёстком режиме тренировок по четыре часа в день, который требуется, чтобы достичь этого. – Я всё делал с удовольствием. У меня были цели. Если я знал, что хочу подготовить какое-то произведение, скажем, классическое, для конкурса, который должен состояться через месяц, то я это делал. Всё остальное было просто для души».
Домашний мальчик
По мере того, как его популярность росла в Интернете и в публичном пространстве, Марчин, ставший гастрольным «воином», признаёт, что гастрольный образ жизни и его многочисленные прелести ему не по душе. Несмотря на то, что он не слишком сентиментален по этому поводу, он по-прежнему считает Польшу своей святыней.
«Моя работа – это не гастроли, не выступления на «публичных» корпоративных концертах... и даже не выпуск музыки, – говорит он. – Я бы определил её так: моя работа заключается в том, чтобы придумать идею, которая, надеюсь, понравится людям, и воплотить эту идею в жизнь. Именно так я зарабатываю себе на хлеб… будь то музыкальное произведение или толстовка с капюшоном, которую я продаю на своём веб-сайте… всё это. У меня могут быть идеи в разных областях, но для того, чтобы воплотить их в жизнь, мне нужно делать это у себя дома. Или мне нужно проснуться, пойти в свою любимую кофейню, сесть там и собственно поработать».
Реализация, по крайней мере, некоторых из его идей принесла ему признание со стороны известных исполнителей, как в мире поп-музыки, так и в мире гитары, но его стиль игры стал предметом разногласий среди традиционалистов.
«Довольно сложно развить технику в удобоваримой форме, – говорит он. – Обычный слушатель тяжело воспринимает любую новую технику. Некоторые люди считают, что это чересчур, и это нормально. Я рад, что мою технику обсуждают».
Killing It
Марчин откликается на дискуссию вокруг него в особенно резкой и, как сказали бы некоторые, провокационной манере, двумя оригинальными треками, открывающими альбом Dragon In Harmony: Guitar Is Dead («Гитара мертва») и I Killed It («Я покончил с ней»).
«Это в буквальном смысле ответ всем этим сторонникам классической игры, здесь присутствует некая двусмысленность, – говорит он. – Получается, что если я такой придурок, который гробит гитару, потому что пытается играть экспериментально, то, поздравляю, гитара мертва. Но тогда трек I Killed It может заявлять следующее: «Да, я плохой парень... но в то же время «я покончил с ней», следовательно, я на правильном пути».
Эта идея признания прогрессивности также применима к растущему репертуару Марчина и гитарной культуре в целом. «Мне не нравится подражать кому-либо или заниматься самоповтором, – говорит он. – Жанр перкуссионной акустической игры очень слабо развит. Если сравнить его с электрогитарой, то мы еле стоим на ногах. Любая область, в которую я привношу этот стиль, дарит захватывающий и новый опыт в плане техники и звука».
Движение по кругу
На концерте в Грамерси вы могли наблюдать за тем, как Марчин плетёт свои замысловатые гитарные узоры, он поддерживает постоянный звук с помощью повторяющихся круговых движений, которые, несомненно, являются его второй натурой. Мы задались вопросом, связано ли это движение с желанием увеличить длительность ноты, или же он просто использует секвенцию [1], в качестве естественного развития событий.
«Я перестраиваю, пересоздаю мелодию, но при этом не меняю её суть или гармонию, – объясняет он. – Что я часто меняю по сравнению с оригиналом, так это ритм и перкуссию. Я не хочу играть Kashmir в стиле Джона Бонэма. Хвала ему, но если я это сделаю, я буду одним из многих, кто может так сыграть. Что мне нравится делать, так это использовать те промежутки, которые остаются между мелодией и гармонией, и заполнять их ударными элементами на корпусе гитары, что создает синкопу [2] после каждого удара. Это звучит органично, подобно призрачным нотам для барабанщика».
Побочным результатом этого кругового движения является регулярное использование звука, с которым диджей царапает пластинку. Для невооружённого глаза это создаёт впечатление того, что звук исходит не от гитары.
«Это просто движение правой рукой по корпусу гитары, – говорит он. – По сути, я играю на нешлифованном куске ели, подобном тёрке для сыра. Это просто движение всех соединённых вместе пальцев, которые царапают взад-вперёд. Итак, если я буду отбивать удар правой рукой, то одна из точек круга будет подушкой для царапин... так что, если я опущу безымянный палец и слегка царапну им, звук царапины будет длиться миллисекунду. Вы даже не заметите этого, а я смогу сыграть запястьем, как на малом барабане. Затем приведу руку в исходное положение и смогу повторить всё сначала».
Дебютный альбом Марчина под названием Dragon In Harmony, который выйдет в сентябре, частично отсылает к книге Карла Юнга 1964 года «Человек и его символы», в которой исследуется всемирно известная идея мифического дракона. На записи представлены мастерски исполненные переосмысления таких песен, как Heart-Shaped Box от Nirvana и Smooth Operator от Sade, последняя из которых демонстрирует приятное погружение в жанр нео-соул, что ещё больше разнообразит его репертуар.
На пластинке также присутствует множество оригинальных мелодий с вокальными партиями от Portugal. The Man, Дилейни Бэйли и других. Композиция Bite Your Nails («Кусай ногти») – это отсылка к покрытым лаком ногтям на его правой руке, а трек I Don't Write About Girls («Я не пишу о девушках») его инструментальный «попсовый» подход к теме расставания.
Он надеется, что в отношении этой пластинки слушатели, критики и коллеги-музыканты откажутся от модных словечек «гениальный» и «виртуозный» в пользу слова «оригинальный».
1. Секвенция в технике музыкальной композиции — последовательное повторение мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте. Полное проведение секвенцируемого оборота именуется звеном.
2. Синкопа — смещение акцента с сильной доли такта на слабую, вызывающее несовпадение ритмического акцента с метрическим. В тактовой метрической системе синкопа чаще всего располагается между двумя тактами (междутактовая или межтактовая) или внутри такта (внутритактовая).
Читайте также: