Прошу не путать этот фильм с одноименным и совсем другим сериалом, в котором снялась Ева Грин. "Страшные сказки" 2015 года односерийный фильм-сказка, включающий в себя несколько историй. В основе этого удивительного во всех отношениях фильма лежат сказки итальянского писателя 17 века Джамбасттиста Базиле, которого принято считать основоположником жанра европейской сказки и предтечей Шарля Перро и братьев Гримм. Он написал много разных произведений, но прославился двухтомником под названием "Сказка сказок", в которую вошло порядка пятидесяти обработанных им крестьянских сказаний о королях и королевах, принцессах и чудовищах.
В 2015 году итальянский режиссер Маттео Гарроне решил экранизировать этот двухтомник. Так получился фильм по мотивам сказок под названием "Страшные сказки". До этого Гарроне снимал исключительно в жанре реализма и что подвигло его обратиться к фэнтези - не известно. В съемках участвовали три страны: Италия, Франция и Великобритания, картина англоязычная.
Конечно, в один фильм не уместить двух томник, поэтому режиссер выбрал три сказки, связанные общим мотивом, три истории о человеческих пороках: о безумной родительской любви, о безумной родительской нелюбви и о безумном желании вернуть молодость. Сюжет фильма нелинейный, перед зрителем параллельно разворачиваются три, на первый взгляд, не связанных между собой истории: первая о бездетной королеве, которая любой ценой хотела родить ребенка, вторая о короле, отдавшем дочь за чудовище, и третья - о двух сестрах, возжелавших вернуть молодость. В отличие от сказок, которые, несмотря на всю трешовость, предназначались для детей, фильм отнюдь не детский и по визуальному ряду, и по идеям.
Ну что, таких сказок вы точно еще не видели. Пересказывать сюжет не буду, ибо это надо смотреть, а не пересказывать. События разворачиваются в некоей сказочной вселенной, в трех ее королевствах. От фильма исходят флюиды темных времен, когда люди верили в колдунов, чудовищ и сакральную силу девственности. Фильм захватывающий, чарующий, в нем есть собственная магия повествования: авторы предлагают зрителю соприкоснуться с темной, сокрытой стороной человеческой сути: похоти во всех ее проявлениях, безумствующих мамаш, не желающих отпускать от себя повзрослевших детей, родителей-самодуров, считающих, что они имеют право распоряжаться судьбой своих детей, сходящих с ума старух, мечущихся в поиске способа омолодиться...
При том, что фильм основан на сказках, и в его названии есть слово "сказка", он совсем не сказочный. Во время просмотра ловишь себя на мысли, что да, елки-палки, именно так и бывает, именно это мы часто и видим в повседневной жизни. "Страшные сказки" поражают своей правдивостью.
Визуальный ряд ленты очень интересный. Ее принцессы не прекрасны, а короли трусоваты и похотливы. Шикарные природные и рукотоворные декорации. Роскошные, сводящие с ума гротескные костюмы, такие же по-театральному гротескные образы, потрясающие натурные съемки и почти полное отсутствие компьютерных спецэффектов. Фильм получился камерный, несколько похожий на домашнюю театральную постановку, но очень добротный, завораживающий почти гильермоторровскими трансфигурациями и кэрроловскими фантазиями, которые кажутся на первый взгляд не совсем здоровыми.
В ролях: Сальма Хайек, Венсан Кассель, Тоби Джонс, Джон К. Райли, Ширли Хендерсон и другие. Обращает на себя пара актеров-близнецов, сыгравших двух друзей, мистическим образом являющихся друг другу почти братьями - это Кристиан и Йонах (Джон) Лиз. Для фильма обоих братьев, которые в жизни русоволосые, осветлили полностью - волосы, брови, ресницы. Такая метаморфоза придала им необычную, инопланетную внешность. Кроме того, в фильме оба брата выглядят лет на 15, хотя в реальности обоим было уже по 30 лет.
Тоби Джонс как всегда прекрасен и аллегоричен, а его партнерша по фильму 18-летняя Бебе Кейв, сыгравшая роль принцессы, такая милая и трогательная, такая беззащитная принцессочка - довольно редкий вариант, ведь принцесс обычно изображают стервозными самодурками, отправляющими сироток зимой за подснежниками. Венсан Кассель неотразим - не внешне - в своей игре. Роскошный актер. Одним словом - фильм-удовольствие, фильм-изыск. Но, как часто бывает с камерными фильмами, он провалился в прокате. При бюджете 12 миллионов евро по всему миру он собрал чуть больше пяти миллионов. Полагаю, что публика, привыкшая к грубому махачу на экране, попросту не поняла его утонченности.