Найти в Дзене
Разноцветные грани

Художник Николай Семёнович Зайцев, ученик Аполлинария Васнецова

Фамилия Зайцев довольно распространённая, поэтому неудивительно, что среди художников много её обладателей, как наших современников, так и тех, кто работал ещё до нашего появления на свет. Об одном из них, Николае Семёновиче, пойдёт речь сегодня.

Признаться, я до недавних пор практически ничего о творчестве Николая Семёновича не знала. Но вот сегодня в официальном сообществе Государственной Третьяковской галереи в сети "Вконтакте" участникам была предложена викторина, в которой нужно угадать, кому принадлежат приведённые цитаты.
Например, такая

«Вся живопись — слабое подражание природе»

И приводятся варианты ответов, из которых нужно выбрать верный:

  • Иван Шишкин
  • Иван Айвазовский
  • Константин Коровин
  • Абрам Архипов

Догадались, чьи слова? Ответ приведён в первом (закреплённом) комментарии к статье. А в упомянутом сообществе можно найти ещё несколько цитат-загадок. И картинкой-анонсом к викторине послужила вот такая репродукция.

Цветы. Холст, темпера. 1911 г. 106 x 79 см. Государственная Третьяковская галерея
Цветы. Холст, темпера. 1911 г. 106 x 79 см. Государственная Третьяковская галерея

При этом ни автор, ни название не указаны, и в комментариях читатели спрашивают, чья это работа, и выдвигают свои версии. В частности, было сделано предположение об авторстве Михаила Врубеля.

Я догадок строить не стала, а обратилась за помощью к Гуглу. И таким образом узнала о Николае Семёновиче Зайцеве, а сейчас хочу и здесь рассказать о нём, поскольку думаю, что этот художник заслуживает внимания.

Годы жизни художника, русского и советского живописца и графика, — 1885 - 1938 гг. Родился, жил и работал он в Москве. В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Аполлинария Михайловича Васнецова. Ещё студентом начал выставляться на экспозициях Московского общества художников и Союза русских художников, членом которого он стал в 1912 году, когда закончил училище, получив звание художника. В Союзе русских художников состоял до 1923 года, а в 1921-1922 гг. был членом Комитета.

Работал как пейзажист, писал натюрморты, создавал декоративные панно. Неоднократно предпринимал путешествия по России.

В раннем творчестве, в 1910-е годы, прошёл через увлечение символизмом; для работ этого периода характерны "звучность" цвета, стремление к декоративной выразительности линии и колорита.

Впоследствии Зайцев работал в традициях реалистического искусства.
Органично вписался и в новую, советскую, действительность. Входил в 1-ю государственную коммуну художников «Эос» (1918–1919 гг.). Участвовал в оформлении площадей и улиц Москвы к революционным праздникам. Преподавал в художественной студии для рабочих и в средних школах (1910–1914; 1920–1924). В 1920–30-х годах работал в Изогизе.

Произведения художника находятся в российских музеях, а также в частных собраниях. К сожалению, в сети размещено довольно мало репродукций работ Николая Семёновича. Предлагаю познакомиться с теми, которые мне удалось найти.

Начну с репродукции работы, принадлежащей Екатеринбургскому музею изобразительных искусств. Я достаточно часто бываю в этом музее, но картину не помню. Видимо, она хранится в запасниках.

Перед зеркалом. 1918 г. Картон, темпера. 53 x 47 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Перед зеркалом. 1918 г. Картон, темпера. 53 x 47 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Фарфор. 1913 г. Картон, темпера. 86 х 75 см. Нижегородский государственный художественный музей
Фарфор. 1913 г. Картон, темпера. 86 х 75 см. Нижегородский государственный художественный музей
Натюрморт с кувшином. 1920 г. Холст, масло. 43 х 57 см. Частное собрание
Натюрморт с кувшином. 1920 г. Холст, масло. 43 х 57 см. Частное собрание
Декоративный натюрморт с цветами и фруктами. 1915 г. Холст, темпера. 95 x 80 см. Ярославский художественный музей
Декоративный натюрморт с цветами и фруктами. 1915 г. Холст, темпера. 95 x 80 см. Ярославский художественный музей
Интерьер с цветами. 1912 г. Картон, темпера. 66 х 70 см. Частное собрание
Интерьер с цветами. 1912 г. Картон, темпера. 66 х 70 см. Частное собрание
Арбат. Вид из окна дома
Арбат. Вид из окна дома
Натюрморт. 1913 г. Холст, масло. 90 x 106 см
Натюрморт. 1913 г. Холст, масло. 90 x 106 см
Концерт. 1929 г. Холст, масло. 81×98 см
Концерт. 1929 г. Холст, масло. 81×98 см
У ворот Троице-Сергиевой лавры,  Холст, темпера. 71 x 75 см
У ворот Троице-Сергиевой лавры, Холст, темпера. 71 x 75 см
Воображаемый плавающий Китеж-град. Холст, масло 33 x 41 см
Воображаемый плавающий Китеж-град. Холст, масло 33 x 41 см
Пейзаж. Картон, масло. 24 x 30 см
Пейзаж. Картон, масло. 24 x 30 см
На рыболовном катере. 1930 г. Картон, масло. 11,5×17,3 см
На рыболовном катере. 1930 г. Картон, масло. 11,5×17,3 см