Найти в Дзене
кухонный конверсатор

Иудейский храм, театр одного зрителя, хор больницы им.Кащенко и другие истории Геликон- оперы

Дом 19 по Большой Никитской.

Знаком всем любителям бельканто. Здесь сейчас Геликон- Опера.

-2

Ну и любителям истории Москвы знакома. Старинная усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых.

Шаховской- Глебов- Стрешнев- это не три разных человека. Это одна фамилия. Последнего владельца усадьбы. Вернее, владелицы.

Откуда такая фамилия заковыристая?

В 1768 году дом перешел генерал-аншефу Федору Ивановичу Глебову. Когда генерал умер, его вдова обратилась с нижайшей просьбой. Мол, я последняя из рода Стрешневых. Не хотелось бы, чтобы такая славная фамилия исчезла.

Просьбу удовлетворили. Получила вдовушка и ее сыновья право носить фамилию Глебовы-Стрешневы.

В конце XIX похожая история. В 1864 году скончался тогдашний владелец усадьбы Фёдор Петрович Глебов-Стрешнев. Усадьба и немалое наследство досталось племяннице. Княжне Евгении Федоровне Шаховской. А заодно и эту заковыристую фамилию получила.

Наследница затеяла перестройку усадьбы. Тогда фасад и приобрел современный вид.

А еще накрыла куполом. Там устроила концертный зал.

В Геликон- опере ни разу не был. Где там зал не знаю. Но с улицы видны два купола.

Над каждой из арок.

-4

Главные же перестройки коснулись внутренней территории. Окружили постройками в псевдорусском стиле.

Получился замкнутый внутренний двор. Задумка княгини потом очень пригодилась Геликон- опере. Но это потом.

В пока этом псевдорусском окружении

фото 1979 г.
фото 1979 г.

княгиня приютила караимскую кенасу (храм).

Закончив перестройку, Шаховские-Глебовы-Стрешневы купили имение Сан Донато в Тоскане и большую часть времени стали проводить в Европе. А после смерти супруга в 1892 году княгиня окончательно покинула дом на Большой Никитской. Если и бывала в Москве, останавливалась в своем имении в Покровском- Стрешневе.

Вот тут и пригодился построенный под колпаком концертный зал.

Дом стали снимать различные театральные труппы.

1 мая 1899 года состоялся показ «Чайки» для единственного зрителя - Антона Павловича Чехова. Писатель не смог из-за болезни приехать из Ялты на триумфальную премьеру. Вот благодарные артисты и устроили ему эксклюзив.

Одно время дом снимала частная опера Мамонтова, потом опера Сергея Зимина. В 1917 сюда ненадолго заехал Камерный Таирова.

Театральные традиции продолжились и после революции. Здесь был Теревсат (Театр Революционной сатиры). Потом РАБИС (дом РАБотников ИСкусств).

В 1936 году здание отдали Московскому клубу медицинских работников. На сцене выступали уже самодеятельные коллективы. Особым успехов пользовались выступления народного хора больницы им. Кащенко.

Так что, в 1990 году «Геликон-опера» пришла на намоленное место. С глубокой театральной и певческой историей.

В 2010-х годах театру стало тесновато в зале, который княгиня построила.

Фасад отремонтировали.

Но вот смотрю на фото 1912 года.

-6

Видите набалдашники на крыше? Рядом с портиком. Нет их сейчас.

Неужели исполнители арий и каватин постарались?

Нет. Они ни причем. Уже в 1993 году их не было.

-7

Когда и куда они пропали- загадка.

Но и геликоновцы тоже пару исторических зданий порушили.

Решили внутренний двор перекрыть. Мол, под новой крышей большой зал будет. Вот когда задумка княгини сработала. Ну и пару флигелей снести. Конца XIX века. Мешали задуманной реконструкции.

Общественность, естественно, всполошилась. Встала на защиту исторической памяти. Пришлось даже приостановить реконструкцию.

Заместитель Мэра Москвы вмешался.

- Решение о сносе, возможно, было ошибочным,- сказал г-н Хуснулин- Однако, и отказаться от него невозможно. Ведь в реконструкцию усадебного комплекса вложено более миллиарда рублей из бюджета.

После этого «Геликон-опера» благополучно возобновила свою работу. Под арку теперь не вход во двор, а в зрительный зал.

-8

А г-н Хуснулин на повышение пошел. Вице- премьером в правительстве стал.

P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь