Дом 19 по Большой Никитской.
Знаком всем любителям бельканто. Здесь сейчас Геликон- Опера.
Ну и любителям истории Москвы знакома. Старинная усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых.
Шаховской- Глебов- Стрешнев- это не три разных человека. Это одна фамилия. Последнего владельца усадьбы. Вернее, владелицы.
Откуда такая фамилия заковыристая?
В 1768 году дом перешел генерал-аншефу Федору Ивановичу Глебову. Когда генерал умер, его вдова обратилась с нижайшей просьбой. Мол, я последняя из рода Стрешневых. Не хотелось бы, чтобы такая славная фамилия исчезла.
Просьбу удовлетворили. Получила вдовушка и ее сыновья право носить фамилию Глебовы-Стрешневы.
В конце XIX похожая история. В 1864 году скончался тогдашний владелец усадьбы Фёдор Петрович Глебов-Стрешнев. Усадьба и немалое наследство досталось племяннице. Княжне Евгении Федоровне Шаховской. А заодно и эту заковыристую фамилию получила.
Наследница затеяла перестройку усадьбы. Тогда фасад и приобрел современный вид.
А еще накрыла куполом. Там устроила концертный зал.
В Геликон- опере ни разу не был. Где там зал не знаю. Но с улицы видны два купола.
Над каждой из арок.
Главные же перестройки коснулись внутренней территории. Окружили постройками в псевдорусском стиле.
Получился замкнутый внутренний двор. Задумка княгини потом очень пригодилась Геликон- опере. Но это потом.
В пока этом псевдорусском окружении
княгиня приютила караимскую кенасу (храм).
Закончив перестройку, Шаховские-Глебовы-Стрешневы купили имение Сан Донато в Тоскане и большую часть времени стали проводить в Европе. А после смерти супруга в 1892 году княгиня окончательно покинула дом на Большой Никитской. Если и бывала в Москве, останавливалась в своем имении в Покровском- Стрешневе.
Вот тут и пригодился построенный под колпаком концертный зал.
Дом стали снимать различные театральные труппы.
1 мая 1899 года состоялся показ «Чайки» для единственного зрителя - Антона Павловича Чехова. Писатель не смог из-за болезни приехать из Ялты на триумфальную премьеру. Вот благодарные артисты и устроили ему эксклюзив.
Одно время дом снимала частная опера Мамонтова, потом опера Сергея Зимина. В 1917 сюда ненадолго заехал Камерный Таирова.
Театральные традиции продолжились и после революции. Здесь был Теревсат (Театр Революционной сатиры). Потом РАБИС (дом РАБотников ИСкусств).
В 1936 году здание отдали Московскому клубу медицинских работников. На сцене выступали уже самодеятельные коллективы. Особым успехов пользовались выступления народного хора больницы им. Кащенко.
Так что, в 1990 году «Геликон-опера» пришла на намоленное место. С глубокой театральной и певческой историей.
В 2010-х годах театру стало тесновато в зале, который княгиня построила.
Фасад отремонтировали.
Но вот смотрю на фото 1912 года.
Видите набалдашники на крыше? Рядом с портиком. Нет их сейчас.
Неужели исполнители арий и каватин постарались?
Нет. Они ни причем. Уже в 1993 году их не было.
Когда и куда они пропали- загадка.
Но и геликоновцы тоже пару исторических зданий порушили.
Решили внутренний двор перекрыть. Мол, под новой крышей большой зал будет. Вот когда задумка княгини сработала. Ну и пару флигелей снести. Конца XIX века. Мешали задуманной реконструкции.
Общественность, естественно, всполошилась. Встала на защиту исторической памяти. Пришлось даже приостановить реконструкцию.
Заместитель Мэра Москвы вмешался.
- Решение о сносе, возможно, было ошибочным,- сказал г-н Хуснулин- Однако, и отказаться от него невозможно. Ведь в реконструкцию усадебного комплекса вложено более миллиарда рублей из бюджета.
После этого «Геликон-опера» благополучно возобновила свою работу. Под арку теперь не вход во двор, а в зрительный зал.
А г-н Хуснулин на повышение пошел. Вице- премьером в правительстве стал.