Родилась в 1900 г. в семье – крестьянина-бедняка. Отец – Пинигин Николай Яковлевич был арестован полицией за выступление на сельском сходе в 1910 г., дали ему «волчий» билет и выслали из Екатеринбургского уезда. В 1913 г. он вернулся больным и вскоре умер. С 8 лет я пошла учиться в церковно-приходскую школу. Как хорошая ученица, в 1911 г. была принята в число учащихся Екатеринбургской 2-ой женской гимназии, которую закончила с золотой медалью. В июле 1919 г. в Арамиль вернулись красноармейцы и была восстановлена Советская власть. Меня пригласили работать в Волисполком, в отдел соцобеспечения. В сентябре 1919 г. Гуськин Иван Яковлевич перед Волисполкомом поставил вопрос о школе: «Нет учителей, нет учебников!»
Еще в 1914 г, под его контролем было выстроено новое здание школы из красного кирпича - «Красная» школа /школа № 4/. Здесь и началась моя первая учительская работа. Директором был Гуськин Иван Яковлевич, учителями: Кочурова Екатерина Лукьяновна, Гуськин Александр Николаевич, Пинигин Александр Иванович и я. Учитель не селе в те года был большая сила.
Ученики нашей школы были дети рабочих суконной фабрики. В 1920 г. при школе был свой земельный участок, где садили овощи для своей столовой. В эти годы шла перестройка народного образования, программ, учебных планов, в школе шло 4-х годичное обучение. Сажин Митя, Кругликов Митя стали горными инженерами, Миша Гуськин преподавателем, Коля Чермянинов политработником.
Работал драматический и хоровой кружки. Зимой 1922 г. я ездила на курсы учителей. Летом при школе работал Ликбез – ликвидация безграмотности среди населения Арамили. Особенно много занималась с рабочими с фабрики Топоркова Мария Спиридоновна. В 1924 г. я с мужем была направлена на партийную работу. Сейчас живу в Свердловске, нахожусь на отдыхе. Являюсь персональным пенсионером области.
1958 г. возглавляла работу школы Назарова Людмила Федоровна – преподаватель русского языка и литературы.
Ее сменила Козловская Евгения Ивановна 1962-1966 г. Почетный гражданин г. Арамиль
12 апреля 1961 г. Утро солнечное. Жарко. Настроение весеннее. Вдруг школа замерла: экстренное сообщение ТАСС – человек в космосе. Наш, советский человек – Юрий Гагарин!
Школа ликовала! Репродуктор сообщает эту весть, каждый час. Все гадали, а какой он? Зоя Сергеевна Седова – завуч, хотела, чтобы он был голубоглазым.
В 1966 г. было построено новое 2-х этажное здание на 540 мест. Директором был назначен выпускник Свердловского пединститута историк Балабанов Владимир Федорович, который руководил школой 1966 – 70 гг.
Жизнь кипела ключом. Патриотическое воспитание – в центре внимания. Игра «Зарница», конкурсы «Песни и строя»
Педагогический коллектив дружный и сплоченный.
«1919-1920 учебный год, - продолжает свои воспоминания Мария Николаевна Горбачева. А школы были не укомплектованы учителями: их в стране не хватало. Из старых учителей оставался Иван Яковлевич Гуськин, проработавший в Арамили 25 лет. При его содействии в 1914 году было выстроено для школы новое здание. /ранее школы № 33/, ныне школы № 1 работали учителя кроме Гуськина, Мария Спиридоновна Топоркова, Мария Алексеевна Ротасова.
Волисполком направил для работы в школы Екатерину Лукьяновну Кочурову, Александра Николаевича Гуськина, Александру Ивановну Пинигину.
Учебный год начали своевременно. Перед началом его провели конференцию учителей всей Арамильской волости. А школ было всего 8 начальных и ни одной средней. На конференции перед нами выступил представитель областного отдела народного образования. Познакомил нас с задачами, стоящими перед педагогами по воспитанию и обучению детей рабочих и крестьян.
Ученики нашей школы в основном были детьми рабочих суконной фабрики, отцы и старшие братья многих еще сражались на фронтах гражданской войны.
В стране была разруха и голод. Ребята приходили в школу полуголодными коллектив школы, учителя и ученики, летом 1920 года обработали имеющиеся при школе земельный участок, посадили на нем картофель, морковь, свеклу, лук. Осенью собрали приличный урожай, что явилось хорошим подспорьем в питании детей: они стали ежедневно получать горячие обеды. Дисциплина среди ребят была хорошей. Дети понимали, что их близкие, родные ведут борьбу за лучшую жизнь. Учились прилежно. С 1920 года в школе начал работать 5-й класс.
Нашим первым выпускникам из 5-го класса хотелось продолжить свое образование, родители поддержали их в этом. Самых лучших учащихся, 9 человек, проводили в Екатеринбург для поступления их в школ второй ступни.
Ехали мы на фабричных лошадях, автобусов в то время и в помине не было. Жить временно устроились в одну из школ города. Мои подопечные /я сопровождала ребят/, успешно сдав экзамены, были зачислены в число учащихся с предоставлением общежития. Позднее эти ребята получили высшее образование: два Дмитрия Санин и Кругликов стали горными инженерами. Михаил Гуськин, преподавателем. Николай Чермянинов, партработником и т.д.
Нам, молодым учителям, первое время было не легко работать: не хватало методического материала, учебники были дореволюционные, но трудились с огоньком, помогали отстающим, вели большую внеклассную работу. При школе действовал хоровой кружок, ставили постановки, сценки. Кроме того, я и М.С. Топоркова работали вечерами: в стране началась ликвидация безграмотности. Мы помнили слова Ленина, что без знаний рабочие беззащитны, со знаниями они- сила.
В зимние каникулы 1919-1920 учебного года Екатеринбургское облоно организовало краткосрочные курсы учителей. От Арамильской волости на курсы была направлена я. Слушали лекции о задачах советской школы по педагогике, методике обучения и т.д.»