Найти тему
Деньги 24

Разговор на миллион. Как не стать жертвой финансовых мошенников?

У вас есть деньги? Значит мы звоним вам! Это можно сказать неофициальный девиз телефонных мошенников. Звонок от «службы безопасности банка», “вашего мобильного оператора” или мнимого сотрудника прокуратуры получал наверно уже каждый москвич. Казалось бы, уже все в курсе, что это звонят жулики. Но до сих пор находятся люди, которые отдают преступникам все накопленные деньги и даже залезают в кредиты.

По данным Центробанка за прошлый год мошенники смогли похитить у клиентов банков около 15 миллиардов рублей. Для сравнения, только за первые шесть месяцев этого года жулики экспроприировали у россиян со счетов уже более 9 миллиардов рублей.

Источник: Банк России
Источник: Банк России

Справедливости ради, за прошлый год банки смогли отразить 35 миллионов попыток хищения на сумму в 6 триллионов. А только за первое полугодие этого года кредитные организации уже отбили 30 миллионов атак мошенников на 4,3 триллиона рублей.

Источник: Банк России
Источник: Банк России

По словам банкиров, 85% таких хищений происходит в результате телефонного мошенничества. Вы скажите это банально и глупо. Но это работает. Вон, чуть ли не каждую неделю - то народного артиста обманут, то певицу, а бывает, что академиков и даже сотрудников самого Банка России.

Дело в том, что именно по телефону - при разговоре с человеком - мошенники могут использовать весь спектр приемов социальной инженерии. Это такая сборная солянка разных психологических уловок, которые позволяют выведать конфиденциальную информацию и заставить людей поступать так, как нужно звонившему. Жертвой финансовых мошенников может стать любой человек, независимо от возраста, статуса или уровня IQ. И не стоит думать, что вы тут самый умный и вас никогда не разведут. Гордыня - худший из грехов.

Задача мошенников сделать так, чтобы жертва перестала мыслить критически. Для этого они перегружают человека информацией и пытаются вызвать у него сильные эмоции - любопытство, страх, тревогу или радость. Вместе с этим, жулики давят на время, требуя срочного принятия решений. Жертва теряется и совершает ошибку.

-4

И не надо думать, что это не про вас. В ЦБ составили среднестатистический портрет клиента банка, наиболее уязвимого для обмана. Ему от 25 до 44, этот человек живёт в городе, имеет среднее образование и работу со среднем уровнем дохода. При этом, активно пользуется всеми доступными ему банковскими онлайн сервисами.

Источник: Банк России
Источник: Банк России

Банк России, по мере своих сил, борется с жульём. В июле вступили в силу новые требования к коммерческим банкам по борьбе со злоумышленниками. В частности, Центробанк расширил список признаков потенциальной мошеннической операции. Если клиент банка совершает перевод, подпадающий под один из этих критериев, то операция должна быть приостановлена до дальнейшего разбирательства.

Вот эти признаки. Счет или номер телефона, по которому идет перевод - внесен в “черный список” мошенников от Центробанка или же в аналогичные списки коммерческих банков. При переводе используются устройства, которые есть в этой же базе. И сама операция не соответствует переводам или действиям, которые регулярно совершает клиент.

Источник: Банк России
Источник: Банк России

Ещё один признак - в отношении получателя средств возбуждено уголовное дело. Причём банку эту информацию могут предоставить не только правоохранительные органы, но и клиент банка или другое заинтересованное лицо. Ну и вдобавок банк должен учитывать данные о мошенничестве, поступившие от сторонних организаций. К примеру от операторов связи - если клиент банка проявляет нехарактерную для него телефонную активность.

Источник: Банк России
Источник: Банк России

Самое главное - чтобы у всех кредитных организаций был доступ к базе всех выявленных реквизитов мошенников. Такая вот Биг Дата cоздается в рамках специального подразделения Банка России - ФинЦЕРТ. Оно будет обеспечивать обмен данными между всеми участниками процесса.

Правда, у этого есть и негативные последствия. Некоторые россияне уже жалуются, что им блокируют доступ к онлайн-банкингу и платежным картам. Банки на эти жалобы отвечают - мы тут не при чем, это вы с ЦБ разбирайтесь. Нам оттуда информация пришла, что ваши реквизиты замечены в противоправных действиях, вот мы и поступили как предписывает закон. А как ваши данные попали в “черный список ЦБ”, опять же, спросите у них. Что люди и делают - пишут обращение к регулятору с просьбой все объяснить и разблокировать.

Из хорошего - если все же мошенники украли у человека деньги, то шансов их вернуть теперь больше. Если банк получает от клиента заявление с требованием вернуть украденные средства, то кредитная организация обязана это сделать в течение 30 дней. Но только при одном из условий.

Первое - реквизиты, по которым перевели средства, были в черном списке ЦБ, но банк это проигнорировал. Второе - банк не уведомил клиента, что идет перевод денег, который обладает признаками мошеннической операции. И третье - клиент сообщил банку, что его карта украдена или утеряна, но кредитная организация допустила по ней списания.

Источник: Банк России
Источник: Банк России

Несмотря на то, что банки, Центробанк и правоохранительные органы делают все возможное, чтобы обезопасить нас от телефонных жуликов, мы и сами должны думать о собственной безопасности. Поэтому мы собрали самые популярные и распространенные фразы, которые используют телефонные аферисты. Если вам звонят с незнакомого номера - и вы слышите что-то подобное - кладите трубку.

И запомните раз и навсегда - сотрудники Центробанка не звонят гражданам из-за банковских операций. Каких-то мифических безопасных счетов не существует. Офицеры полиции или работники прокуратуры не просят граждан по телефону срочно помочь им в поимке жуликов. Специалисты банка не будут спрашивать у вас код из смс-сообщения. А у сим-карты - нет срока годности.

-10

Ну и напоследок. Подключите определители номера от вашего мобильного оператора или банка. Они бесплатные. И связаны с базой, где уже тысячи номеров, замеченных в аферах. А при звонках от жуликов - даже с новых номеров - будет высвечиваться подпись “подозрительный номер, возможно мошенники”. Ну и подумайте о близких. Позвоните родителям. И не теряйте деньги.

-11