Сегодня в нашей статье разберёмся что означает термин "главный путь", узнаем виды путей и их различия. Готовимся к виртуальному путешествию вместе с #Команда091
Главный путь
Для начала, конечно же, мы разберёмся в терминах. Как нам всем известно, железнодорожный подвижной состав ходит по рельсам - путям. Но за какие заслуги перед словом путь добавляется прилагательное "главный"?
Главный путь — железнодорожный путь на перегоне, а также путь раздельного пункта, являющийся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющий отклонения на стрелочных переводах.
Таким образом, можно сказать, что главные пути - это своеобразная нитка, которая пронизывает станции, он не имеет отклонений (за редким исключением) и проходит по основному главному маршруту следования. Таким, например является участок Санкт-Петербург-Москва. Кстати, само направление Санкт-Петербург-Москва именуется главным.
Интересный факт: а Вы заметили, что в наших статьях и во многих железнодорожных опусах, трасса, соединяющая две столицы зачастую начинается из города на Неве? А знаете почему? Исторически, первая железная дорога начала свой путь именно из Санкт-Петербурга. Обозначая данную железнодорожную магистраль, стало принято говорить первой именно Северную столицу нашей Родины.
Но вернёмся к главному пути.
Поезда, следующий через раздельный пункт без остановки, пропускаются, как правило, по главным путям, потому что, в отличие от других путей раздельных пунктов, верхнее строение главных путей устраивается того же типа, что и на перегонах.
В зависимости от числа главных путей различают однопутные, двухпутные и многопутные железные дороги.
Виды железной дороги
на однопутной железной дороге движение поездов по главному пути осуществляется в обоих направлениях со скрещением встречных поездов на станциях и разъездах;
двухпутной железной дороге по каждому главному пути движение поездов нормально осуществляется только в одном направлении;
на многопутных железных дорогах специализация главных путей устанавливается в зависимости от характера поездопотоков по направлениям.
Так, о видах железной дороги поговорили, но какие ещё есть пути кроме главных?
Виды железнодорожных путей
Соединительный путь
Соединительный путь – станционный путь, который служит для соединения основных станционных путей и парков путей друг с другом, с грузовыми площадками, складами, пунктами ремонта подвижного состава и так далее. На двухсторонних сортировочных станциях соединительный путь предназначен для передачи углового вагонопотока из одной сортировочной системы в другую. Соединительный путь проектируется в плане из криволинейных и прямых участков. Длина соединительного пути зависит от его назначения и от условий рельефа местности.
Приемо-отправочный путь
Приемо-отправочный путь - станционный путь, на котором выполняются технологические операции, связанные с приемом и отправлением поездов, посадкой и высадкой пассажиров, скрещением поездов на однопутных линиях и ожиданием обгона более срочными поездами. Приемо-отправочные пути устраивают таким образом, чтобы маршруту прибывающего или отправляемого поезда по возможности не было ни каких других маршрутов (маневровых, выставочных, маршрутов уборки локомотивов и т.п.). На крупных станциях приемо-отправочные пути объединяются в парки путей. На станциях, через которые пропускается большое число поездов, приемо-отправочные пути специализируются по направлениям движения поездов. С прибывающим поездом на приемо-отправочных путях производятся следующие операции: отцепка и прицепка поездного локомотива, техническое обслуживание и коммерческий осмотр состава, разъединение и соединение автотормозных рукавов, проверка состава по документам, устранение возможных технических неисправностей и т.п. Полезная длина приемо-отправочного пути должна удовлетворять условию постановки поезда в пределах пути при безопасном следовании подвижного состава по соседним с ним путям.
Станционный путь
Станционный путь – железнодорожный путь, расположенный в границах раздельных пунктов с путевым развитием. Станционные пути включают главные пути в пределах станции, приемо-отправочные пути, горочные пути, вытяжные пути, сортировочные, горочные, погрузо-выгрузочные, деповские пути, а так же ходовые пути для локомотивов, соединительные пути, пути стоянки пожарных и восстановительных поездов и отдельных пассажирских вагонов, весовые, перегрузочные пути и так далее. Кроме того к станционным путям относятся пути специального назначения: подъездные пути, предохранительные тупики, улавливающие тупики. На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения однородных операций, объединяют в группы путей (парки путей).
Деповской путь
Деповской путь – станционный путь локомотивного и вагонного хозяйства. К ним относятся пути, на которых осуществляется ремонт локомотивов и вагонов в депо, пути экипировки локомотивов, а также пути кратковременной стояки готовых к работе локомотивов. Число путей стоянки локомотивов определяется расчетом по графику их оборота. Длина каждого пути рассчитывается под одновременную постановку 4-5 локомотивов.
Боковой путь
Железнодорожный путь после отклонения на стрелочном переводе получает статус бокового ж/д пути. Пути такого вида размещаются на станциях, разъездах, путевых постах. Они обеспечивают путевое развитие, необходимое для обеспечения операций по обработке грузовых и пассажирских потоков, обгона и скрещения поездов.
Но для чего машинисту необходимо знать все эти обозначения?
Всё очень просто, когда ДСП при переговорах с машинистом озвучит ему по какому пути будет осуществляться пропуск, сотрудник локомотивной бригады уже точно знает с какой скоростью необходимо подъезжать к станции и какая скорость будет у него после преследования стрелочного перевода. Ведь на станции может быть разная скорость у каждого отдельного пути. Как правило, у боковых путей скорость значительно ниже главных.
Материал подготовила #Команда091