Когда вы будете смотреть советский многосерийный фильм «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», то надо будет учитывать один важный момент, который расставит все сюжетные акценты, придав этому проекту «новое звучание» (по крайней мере, для представителей «молодого поколения»).
Сотворенный фантазией писателя Юлиана Семенова такой персонаж как Всеволод Владимиров первоначально был чекистом, а потому взял себе оперативный псевдоним «Максим Исаев», затем превратившись в «Отто фон Штирлица». Об этом рассказывалось в первом фильме о знаменитом разведчике – «Пароль не нужен» (1967).
«Жизнь и смерть Фердинанда Люса» была вольной экранизацией романа «Бомба для председателя», в которой изменили ряд моментов. Во-первых, упомянутый в названии «председатель» - это не глава концерна, а «великий кормчий Мао», который якобы в обход ООН хотел заполучить ядерное оружие (в фильме вообще нет этой сюжетной линии).
Во-вторых, Владимиров в фильме показан как контрразведчик, который осуществляет фильтрацию пленных немцев окруженном Берлине в последние апрельские дни 1945 года. Здесь он сталкивается с персонажами, которые были знакомы советским зрителем по «17 мгновениям весны»: Айсманом и Холтоффом. Правда, во избежание ненужных ассоциаций их имена несколько изменили: Хаксман и Хельтофф.
В любом случае основное действие ленты происходит в Западном Берлине в 1967 году. Причем (что редкость для советского кино) снимали именно в Западном Берлине, а не имитировали «западную реальность». История вращается вокруг пары странных происшествий: подозрительной смерти наследника одного из концернов Ганса Дорнброка и пропажи болгарского журналиста Павла Кочева.
Последний кроме всего прочего был аспирантом у профессора Владимирова, который занимался вопросами преображения тоталитаризма и формирования «респектабельного неофашизма», стоявшего за кулисами набиравшей обороты евроинтеграции (об этом также говорилось во французском триллере «Наследник»).
Поскольку по ходу действия зрителю не раз говорилось о страхах буржуазного общества перед «советской агентурой», то на прошлое Владимирова в ипостаси Штирлица решили не сосредотачиваться, а то это рождало справедливые подозрения относительно «искусствоведов в штатском», которые использовали науку для оперативного прикрытия.
А так получился просто отвлеченный профессор-фронтовик, который весьма озабочен судьбой пропавшего подопечного. Западная же «закулиса» пытается сделать «крайним» прогрессивного режиссера Фердинанда Люса, которого сыграл Донатас Банионис. Именно ему отведены функции частного сыщика, так как он любыми способами (с огромным риском для жизни) пытается докопаться до правды, поняв, «что на самом деле происходит».
Если говорить объективно, то весь фильм держится на блистательной игре Павла Панкова, который предстал в образе скептического прокурора Берга, коему очень не нравится, что им пытаются манипулировать. Это персонаж был срисован с реального прокурора Фрица Бауэра, который погиб при странных обстоятельствах, когда пытался разоблачить эсэсовских функционеров, ушедших от воздаяния.