(площадка, где оживают деревянные скульптуры)
Ковёр из опилок под ногами, звук бензопилы и чудо художественного сотворения... В течение трёх дней, с 23 по 25 августа, в парке-музее имени А.К. Толстого в Брянске проходил третий по счёту фестиваль деревянных скульптур. На глазах у посетителей из-под стамесок мастеров-резчиков старые стволы деревьев превращались в новые символы любимого парка. За рождением скульптур понаблюдал корреспондент «Брянской Губернии».
В райском парке.
Фестивальный «фронт работы» открылся за летней эстрадой. За оградительной ленточкой то и дело останавливаются прохожие – понаблюдать за процессом с безопасного расстояния.
Воспользовавшись перерывом, подхожу – через облака опилок – поближе к мастерам и их творениям. Рядом внушительный набор инструментов: бензопилы, электропилы, электрорубанки, шуруповёрты, стамески, топоры, молотки, болгарки…
Выпускник Брянского художественного училища Руслан Каднай работает в парке Толстого плотником. Он автор уже знакомых горожанам скульптур: шахматного стола, медведя и белки с кормушкой. Также брянский мастер занимался реконструкцией иконостасов эпохи барокко – его работы можно увидеть в Соловецком, Ново-Иерусалимском, Преображенском монастырях, Киево-Печерской лавре…
(мастер-резчик Руслан Каднай с миниатюрой будущей скульптуры)
На нынешнем фестивале резчикам задали возвышенно-музыкальную тему – толстовский бал, с отсылкой к знаменитым строкам поэта Алексея Толстого «Средь шумного бала…».
Руслан Каднай критически осматривает деревянное очертание женщины. Скульптура называется «Душа утешающая».
– Это фигура по мотивам стихотворения Алексея Толстого «Горними тихо летела душа небесами…», – мастер показывает модель будущей скульптуры. – Там описано, как душа летит в блаженном пространстве, где нет страданий, и просит отправить её на землю, чтобы утешить нуждающихся. Вообще парк издревле представлял собой образ некоего Эдема, где можно побыть наедине со своими мыслями и найти утешение. Сам я часто здесь бываю, особенно в жару…
Ясень с душой-глюкофоном.
Ясень, из которого создали фигуру, раньше рос в этом парке. В прошлом году его пришлось спилить – выяснилось, что дерево заражено златкой. Материал для будущей скульптуры высушили и обработали специальным составом, который уничтожает насекомых.
Но главное – дерево зазвучит! На финальном этапе в центр фигуры поместят глюкофон (ударный музыкальный инструмент, по одной из версии от немецкого «glück» – «счастье» – прим. автора). Его даже используют в звукотерапии, поскольку инструмент наполняет пространство «полезными» частотами.
(вот этот чудо-глюкофон заточат в серцде ясеня)
Это первая музыкальная скульптура парка (не считая Старика-Сказочника, который когда-то рассказывал сказки Динабургского и исполнял гимн СССР). Предполагается, что посетители смогут буквально поиграть на «струнах души».
– У меня есть друзья, которые занимаются производством глюкофонов, – Руслан Каднай подходит к инструменту и извлекает специальными палочками несколько звуков. – Я решил создать нечто интерактивное, соединив скульптуру с уличным глюкофоном. Только ещё не придумал, как рядом со скульптурой приладить палочки, чтобы не было соблазна унести.
Как в брянском парке обезьяна поселилась.
Автор второй скульптуры Андрей Вишневский – тоже выпускник Брянского художественного училища. Художник-резчик, скульптор, участник многих российских фестивалей по созданию деревянных скульптур, в свободное время учит детей искусству резьбы по дереву.
(художник-резчик Андрей Вишневский за работой)
Из-под стамески и киянки Вишневского также вышли три деревянные фигуры, поселившиеся в парке-музее: скульптуры животных и вариации на тему Козьмы Пруткова.
– К сожалению, в народ ушёл неправильный «перевод» скульптур, – говорит мой собеседник. – Так, у персонажа Толстого Пруткова не было афоризма «Сила мысли». В моей одноимённой композиции, где на стопке книг лежит гиря, за основу взята интересная деталь биографии самого Алексея Константиновича.
Мало кто знает, что граф Алексей Толстой был настоящим русским богатырём: гнул подковы, сворачивал в узел вилки и, по легенде, даже перебрасывал двухпудовую гирю через флигель…
– Мы подумали, что сила этого человека заключалась в слове. Поэтому в данной аллегоричной фигуре гиря покоится на трёх книгах.
Также скульптор раскрыл историю создания фигуры задумчивой обезьянки. И это, конечно, не про фауну брянских лесов, обезьяны там не водятся. Вишневский сделал реплику знаменитых обезьянок скульптора, художника-анималиста и одного из основателей Дарвиновского музея в Москве Василия Ватагина.
(задумчивая обезяьнка, вдохновлённая Василием Ватагиным)
Работы Ватагина многим знакомы по раритетным советским изданиям киплинговской «Книги Джунглей». С иллюстрациями русского анималиста произведения издавались eщё при жизни создателя Маугли. Именно по этим рисункам художники-мультипликаторы нарисовали легендарный мультик.
– Ватагин создавал именно стилизацию животных, то есть преобразовывал природный мотив в декоративную форму, – рассказывает Вишневский. – Правда, хочу ещё немного доработать обезьянку, когда через 2-3 года будет очередная реставрация, – уберу излишнюю декоративность.
«Средь шумного бала… танцевала виолончель»
На фестиваль Андрей Вишневский представил метафоричную композицию «Средь шумного бала, случайно…». Но есть у неё и другое – авторское – название: «Танцующая виолончель».
(модель скульптуры «Средь шумного бала...»)
– Посмотрите, в вихре вальса закручиваются абстрактные мужчина и женщина, силуэт которой напоминает смычок виолончели, – описывает мастер вырисовывающуюся из дуба танцующую пару. – Как рождается скульптура? Сначала сотни, тысячи карандашных эскизов. Цепляешься за какую-то мысль, отрабатываешь её, крутишь-вертишь, что-то не так пошло – берёшь запасную мысль. Практически следственная работа: отрабатываешь каждую версию! А ещё что-то почитать, информацию собрать… По каждой фигуре можно научную работу писать.
Как пояснил художник-резчик, в этом году скульптуры метафоричные и абстрактные, потому что их установят возле такой же абстрактной композиции «Доброта». А ещё там хватит пространства и для других фигур…
(рождение скульптуры Андрея Вишневского)
Новые работы планируют завершить до конца следующей недели. Потом они займут своё законное место в парке.
Кстати, ствол дуба для «танцующей пары» привезли в парк ещё год назад, выкупив на лесопилке в области. Свои детища Андрей Вишневский и Руслан Каднай раз-два в год покрывают пчелиным воском и льняным маслом. Благодаря такому покрытию фигуры ещё долго не потеряют первозданный вид.
«Хочется вернуть уровень Динабургского»
О парке Толстого Андрей Вишневский может говорить часами. Ещё ребёнком он любил здесь гулять и до сих пор помнит вкус мороженого из местного кафе.
– В 90-е мне посчастливилось познакомиться с мастером, который создал в парке на месте торчащей водопроводной трубы скульптуру-фонтан с Водяным и Русалкой, – рассказывает резчик. – Алексей Фёдорович Хохлов стал моим первым учителем, до сих пор с ним дружим. Уже тогда я мечтал пойти по его стопам.
И пошёл: получил художественное образование и тоже стал художником-резчиком. В его портфолио – от резных барных стоек в брянском кафе до элементов мечети в Казани и дворца Назарбаеву (президент республики Казахстан с 1989 по 2019 годы – прим. автора).
Сейчас, признался мастер, он больше ушёл в скульптуру, связался с «камнем», но дерево – страсть всей жизни:
– Когда пройден большой путь становления личности мастера, накопившийся материал уже не оставляет в покое, хочется оставить после себя «артефакты». В 90-е были очень сильные выпуски моего училища, однокурсники сейчас работают по всей стране: член Творческого союза художников России Сергей Обыденный, член правления Санкт-Петербургского Союза Дизайнеров Иван Комогорцев, скульптор Максим Малашенко, который сделал скульптуру «Птичка» возле музея истории фото в Брянске… Всё это наша «деревообработка».
А ещё, поделился творческими чаяниями Вишневский, хочется вернуть уровень, который задал Динабургский, – уровень, отвечающий русской традиции деревянной скульптуры.
– Вот сейчас хотим замахнуться на истоки: как и при Динабургском, резать скульптуры на корню – фигуры будут в 4-5 метров высотой, – поделился брянский скульптор. – При правильном подходе они могут простоять 40-50 лет. С руководством парка будем готовить такой проект, утверждать на комиссии. Также мы предлагали в центральных и туристических местах города поставить резные лавочки, арки и скульптуры. Надеюсь, наш опыт пригодится.
А совершить виртуальную прогулку по старейшему парка Брянска можно в наших предыдущих материалах: «Автомат со сказками и осколок у сердца – какие секреты хранит самый старый парк Брянска» и «Музей-призрак и фонтан из трубы – вторая часть прогулки по парку Толстого в Брянске».
Подготовила Ольга Умарова.
«Это научно-следственная работа» – мастера-резчики о создании скульптур для парка Толстого