Найти тему

Трудно поверить, но в Средние века из-за синей краски люди подставляли друг друга, шантажировали и даже убивали

Специи, сахар, краски - это сейчас мы можем купить их в любом магазине, а раньше взятки и убийства были частым явлением за небольшую горсть ценных пигментов.

Во времена Средневековья появились масляные краски, преимуществом которых стали большая стойкость, надёжность и скорость высыхания. Основой для таких красок служили натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие. Люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого большую глубину и объем.

Но далеко не все мастера создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, не только из-за низкой стоимости. В момент написания работы картины выглядели хорошо, низкое качество составляющих выявлялось позже.

Не обошлось без исторических казусов: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Возникла химическая реакция, которая помешала надёжности покрытия и сохранности картины
Не обошлось без исторических казусов: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Возникла химическая реакция, которая помешала надёжности покрытия и сохранности картины

В литературных текстах Средневековья с синим цветом ассоциировались радость, любовь, верность, покой и утешение. Для некоторых авторов он был самым прекрасным и благородным из цветов. Но получить яркие качественные оттенки было сложно. Так в Средние века информационные войны между производителями красных и синих красок было обычным делом. В христианской иконографии красный цвет символизировал кровь Христову и Церковь, поэтому в Средневековье и Новое время облачения папы римского и кардиналов были именно такого цвета.

Соц. сетей тогда не было, зато были витражи в церквях с библейскими сюжетами, и знали, что такое черный пиар. В одном германском городе Тюрингене изготовители красной краски подкупили местных витражных мастеров, чтобы те изобразили ад исключительно в синих тонах. Так производители красных оттенков хотели остановить моду на синий цвет. Предполагалось, что у прихожан грехи будут ассоциироваться с синим цветом, значит с чем-то плохим. Но тщетно, время шло, синий становился все популярнее, индустрия красок тоже развивалась. Как и сейчас, краски можно было купить из дешевых пигментов, а можно было более качественные, соответственно дорогие и сложные, например, ультрамарин, который хорошо держался и давал глубокий насыщенный цвет.

Синий часто используют в иконописи при изображении святых
Синий часто используют в иконописи при изображении святых

Когда богатый человек заказывал у мастера картину или фреску, чтобы подчеркнуть свое положение и достаток, он непременно просил пользоваться ультрамарином. С художником заключался строгий договор, где было прописано, какую именно синюю краску нужно было использовать и сколько. Написать плащ Богородицы синим другого оттенка было нельзя. И для клиента, и для художника это было бы большим позором. С XII века Деву Марию стали изображать в синем одеянии, что символизировало ее чистоту и статус Царицы небесной.

Дело в том, что минерал лазурит - полудрагоценный камень, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. А где были дорогие материалы, там были и люди, которые наживались на чужих деньгах. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски. Натуральные компоненты с ручным производством повышали стоимость красок. Конечно, были и мошенники, которые пользовались дешевыми аналогами. А разницу клали себе в карман.

Предположительно, мастер барокко Ян Вермеер, написавший «Девушку с жемчужной сережкой», так любил этот цвет, что загнал свою семью в долги. Ян Вермеер, Девушка с жемчужной серёжкой, Живопись, 1665, 44.5×39 см, масло, холст, Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
Предположительно, мастер барокко Ян Вермеер, написавший «Девушку с жемчужной сережкой», так любил этот цвет, что загнал свою семью в долги. Ян Вермеер, Девушка с жемчужной серёжкой, Живопись, 1665, 44.5×39 см, масло, холст, Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

Еще историки искусства считают, что Микеланджело оставил свою картину «Положение во гроб» (1500–1501) незавершенной, потому что не мог позволить себе купить больше ультрамаринового синего.

Микеланджело Буонарроти, Положение во гроб, Живопись, 1501, 159×149 см, темпера, дерево, Лондонская Национальная галерея, Лондон
Микеланджело Буонарроти, Положение во гроб, Живопись, 1501, 159×149 см, темпера, дерево, Лондонская Национальная галерея, Лондон

Мне очень нужна Ваша поддержка. Подписывайтесь на канал, чтобы как можно больше людей увидели рекомендации.❤️ А я постараюсь радовать Вас далее новыми статьями!

Всем добра!