Эти столбы брызг, по сути морские торнадо, могут быть очень опасны
Во время внезапного ночного шторма 19 августа у берегов Сицилии затонула суперяхта Bayesian. На её борту находились 22 человека, включая Майка Линча, британского технологического магната, и его жену, которой принадлежала яхта. Итальянская береговая охрана спасла её и ещё 14 человек; один пассажир был найден мертвым, а шестеро, включая мистера Линча и его дочь-подростка, числятся пропавшими без вести. Очевидцы утверждают, что массивное судно длиной 56 метров ушло под воду в считанные минуты.
Судно Bayesian, похоже, стало жертвой экстремальных погодных условий. Но поскольку яхта затонула ночью, пока неясно, что именно в этом виновато. Один из возможных виновников - торнадический водяной смерч, погодное явление, которое происходит в море и обычно сопровождается сильным ветром и волнами. Водяные смерчи вырастают из мощных гроз, многие из которых обрушились на Италию этим летом. Насколько они опасны?
Водные смерчи делятся на две категории: погодные и торнадические. И те и другие представляют собой столбы брызг и тумана, соединяющие облака в небе с морем. Погодные слабые, короткие и формируются на поверхности моря, поднимаясь к небу с горячим воздухом. Торнадический же водяной смерч, по сути, является торнадо. Большинство торнадо образуются при сильных грозах, называемых суперячейками, во время которых потоки горячего воздуха поднимаются вверх, а более плотный холодный воздух опускается вниз. Когда эти потоки подвергаются воздействию разницы в силе ветра на разных высотах, они создают яростно вращающийся вертикальный столб, который в конце концов касается земли - в данном случае моря.
Торнадические водяные смерчи могут быть очень опасны, но если один из них действительно виновен в потоплении Bayesian, это будет крайне необычно. Если столб ветра достаточно силен, он может так сильно отбросить мачту судна в сторону, что оно уже не сможет выправиться. По словам очевидцев, опрошенных агентством Reuters, ветер, казалось, толкал мачту яхты вровень с водой. Дизайнеры и владельцы яхт предпочитают очень высокие мачты, отчасти потому, что они делают судно быстрее, а отчасти из-за престижа - 72-метровая мачта яхты Bayesian была одной из самых высоких алюминиевых мачт в мире. Это означает, что яхты часто имеют большой вес, что делает их менее устойчивыми. Но подобные суда проектируются таким образом, что они не должны тонуть, даже если их мачта уйдет под воду; их киль должен обеспечивать противовес, который выправит посудину.
Это наводит на мысль, что были и другие проблемы - возможно, оставлены открытыми иллюминаторы, люки и тому подобное. У Bayesian также был выдвижной киль, что позволяло ему причаливать в неглубоких гаванях: если бы он был поднят во время шторма, это уменьшило бы силу воздействия ветра на корпус, мачту и такелаж. А огромный восходящий поток водяного смерча создает не менее страшный нисходящий поток: он мог зажать лодку в её опрокинутом положении, позволив воде хлынуть внутрь.
Учитывая мнение, что на экстремальные погодные явления, такие как штормы и наводнения, влияет изменение климата, многие наблюдатели могут задаться вопросом, могут ли подобные редкие трагедии стать более распространенными. Однако, несмотря на то, что в последние десятилетия количество зарегистрированных водяных смерчей в Средиземноморье увеличилось, исследователи считают, что это во многом объясняется улучшением системы наблюдения. Данных недостаточно, чтобы быть уверенными, но, похоже, с 2006 года заметного роста не произошло, говорит Томаш Пучик, исследователь из Европейской лаборатории сильных штормов.
Однако для того, чтобы сделать шторм опасным, не обязательно иметь водяной смерч. В 2023 и 2024 годах океаны по всему миру были необычайно горячими. Это может сделать штормы более мощными и привести к другим опасным последствиям. Ещё одно возможное объяснение потопления Bayesian - «даунбурст», при котором тяжелый влажный воздух опускается на поверхность моря и создает сильные поверхностные ветры, распространяющиеся по горизонтали. Морские инспекторы, возможно, смогут выяснить, что именно случилось с судном. Опытные моряки уже знают, насколько непредсказуемой может быть средиземноморская погода. Трагедия пролого понедельника - суровое напоминание об этом.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».