Комплаенс-риски –это потенциальный ущерб, с которым сталкиваются компании, когда они не соблюдают отраслевые стандарты, законы и правила. Этот риск влечет за собой как финансовые санкции, так и репутационный ущерб.
Ущерб возникает в результате непреднамеренных или умышленных нарушений законодательства РФ, регламента внутренних документов и стандартов предприятия, этических деловых норм, касающихся ведения бизнес-деятельности.
Области, в которых комплаенс-риски особенно высоки:
В принципе, комплаенс-риски могут возникать в контексте большого количества правовых областей, нормативных актов или этических и моральных ценностей. Однако существуют некоторые правовые области, которые часто связаны с особенно высокими рисками нанесения ущерба:
- Антикоррупционное законодательство
- Закон о картелях и конкуренции
- Акты об отмывании денег
- Бухгалтерский учет и положения о бухгалтерском учете
- Закон о защите данных
- Экспортный контроль
- Трудовое право
- Экологическое право
Оценка возможных рисков в этих областях в компании может стать отправной точкой для анализа комплаенс-рисков.
В конечном счете, анализ комплаенс-рисков - это в первую очередь инструмент повышения эффективности программы комплаенса. Не зная наиболее значимых рисков и возможных негативных последствий, трудно определить, используются ли ресурсы комплаенса должным образом – или даже требуется ли больше ресурсов для наиболее релевантных рисков.
Для эффективного управления комплаенс-риском организация должна:
- Определить все применимые законы, нормативные акты и стандарты, влияющие на бизнес;
- Узнать, в каких областях организация не соблюдает отраслевые законы, нормативные акты и стандарты;
- Внедрять средства контроля и процедуры для эффективного соблюдения отраслевых законов, нормативных актов и стандартов;
- Следить за обновлениями и изменениями в законах, нормативных актах и стандартах, которые формируют их отрасль.
Таким образом, можно сказать, что комплаенс-риски следует постоянно отслеживать и при необходимости пересматривать, поскольку внешние и внутренние факторы постоянно меняются. Например, меняется политическая ситуация в стране, и, как следствие, существенно возрастает риск коррупции (внешний фактор) или компания переходит в новую сферу бизнеса, которая может быть подвержена комплаенс-рискам (внутренний фактор).