Найти тему

Зоны возникновения комплаенс рисков

иллюстрация: freepik.com
иллюстрация: freepik.com

Комплаенс-риски –это потенциальный ущерб, с которым сталкиваются компании, когда они не соблюдают отраслевые стандарты, законы и правила. Этот риск влечет за собой как финансовые санкции, так и репутационный ущерб.

Ущерб возникает в результате непреднамеренных или умышленных нарушений законодательства РФ, регламента внутренних документов и стандартов предприятия, этических деловых норм, касающихся ведения бизнес-деятельности.

Области, в которых комплаенс-риски особенно высоки:

В принципе, комплаенс-риски могут возникать в контексте большого количества правовых областей, нормативных актов или этических и моральных ценностей. Однако существуют некоторые правовые области, которые часто связаны с особенно высокими рисками нанесения ущерба:

  • Антикоррупционное законодательство
  • Закон о картелях и конкуренции
  • Акты об отмывании денег
  • Бухгалтерский учет и положения о бухгалтерском учете
  • Закон о защите данных
  • Экспортный контроль
  • Трудовое право
  • Экологическое право

Оценка возможных рисков в этих областях в компании может стать отправной точкой для анализа комплаенс-рисков.

В конечном счете, анализ комплаенс-рисков - это в первую очередь инструмент повышения эффективности программы комплаенса. Не зная наиболее значимых рисков и возможных негативных последствий, трудно определить, используются ли ресурсы комплаенса должным образом – или даже требуется ли больше ресурсов для наиболее релевантных рисков.

Для эффективного управления комплаенс-риском организация должна:

  • Определить все применимые законы, нормативные акты и стандарты, влияющие на бизнес;
  • Узнать, в каких областях организация не соблюдает отраслевые законы, нормативные акты и стандарты;
  • Внедрять средства контроля и процедуры для эффективного соблюдения отраслевых законов, нормативных актов и стандартов;
  • Следить за обновлениями и изменениями в законах, нормативных актах и стандартах, которые формируют их отрасль.

Таким образом, можно сказать, что комплаенс-риски следует постоянно отслеживать и при необходимости пересматривать, поскольку внешние и внутренние факторы постоянно меняются. Например, меняется политическая ситуация в стране, и, как следствие, существенно возрастает риск коррупции (внешний фактор) или компания переходит в новую сферу бизнеса, которая может быть подвержена комплаенс-рискам (внутренний фактор).