Зачем нужна каллиграфия?
Меня часто спрашивают, зачем в век информационных технологий писать от руки? Для меня ответ очевиден. Для удовольствия и развития. Для успокоения и погружения в себя. Ведь это, по сути, творческий акт, искусство, которое дарит не только эстетическое удовольствие, но и прикладной навык красивого письма. Он развивает человека не только в интеллектуальном плане, но и в психологическом. Конечно, дело это добровольное, если мы говорим не про учёбу в школе. Хотя именно школьникам я бы рекомендовала занятия каллиграфией и вот почему:
Письмо от руки:
1. Успокаивает и выравнивает эмоциональное состояние.
2. Развивает усидчивость, концентрацию внимания, образное и пространственное мышление.
3. Профилактирует проявления дисграфии и дислексии.
4. Развивает творческие способности и чувство прекрасного.
5. Позволяет побыть в тишине, наедине со своими мыслями и чувствами.
«У людей нет другого такого дела, предусматривающего объединение мелкой моторики с прогнозированием, памятью и стимулирующего образование новых связей нейронов, - считает доктор биологических наук, профессор Сергей Савельев. – Нужно знать, как пишется буква, представить слово и ее в слове, сцепить эти слова, построить и выполнить прогноз осмысленного текста. Написать рукой осмысленный текст даже из пяти слов – для мозга серьезная задача. Каллиграфия противодействует оболваниванию и разрушению личности».
Многочисленные зарубежные и отечественные исследования доказали и не раз, что занятия чистописанием или каллиграфией развивают мелкую моторику, концентрацию внимания, усидчивость, слуховую, зрительную, моторную и наглядно-образную память, пространственное мышление, гармонизируют работу двух полушарий. Я не встречала научных обоснований для заявлений о том, что письмо от руки спасёт от деменции и восстановит после инсульта. Но, когда свекровь попала в больницу, первое, что ей дали в руки – ручку. Процесс восстановления после инсульта щедро сдабривался письмом от руки, собиранием мозаики и рисованием. Значит это действительно работает?
В Пекинском институте графической коммуникации доказали, что студенты с красивым почерком в целом более здоровы и успешны. Они отливаются более стабильной работой мозга, устойчивой психикой и концентрацией внимания.
Занятия каллиграфией являются обязательным предметом в прогрессивной Японии, в других странах такие занятия часто включают в моторную работу детей-аутистов и детей с психоэмоциональными расстройствами, что приводит к значительным улучшениям состояний вплоть до полного восстановления.
Очень жаль, что несмотря на очевидную пользу, в нашей стране перестали уделять должное внимание и время чистописанию. В то время как к 8 годам рука и мозг ребенка полностью созревают для письма, в школе, как правило, ко 2-3 классу почти полностью исчезают прописи. Последствия такого отказа нам предстоит еще оценить в ближайшем будущем.
К слову о будущем, если еще 20-30 лет назад фокус внимания при приеме на работу был направлен на логико-математические тесты и определение уровня IQ, сейчас большинство интервью работодателей направлены на определение уровня эмоционального интеллекта (ЕQ), и поведенческие тесты, а многие европейские компании уже используют методику написания эссе, где по почерку человека анализируют его характер, особенности и способности.