Существует распространенное мнение, что писатели делятся на три категории в зависимости от их подхода к созданию первых черновиков: те, кто планирует заранее; те, кто строит план в процессе написания; и те, кто разрабатывает план после завершения. Это открывает возможности для разнообразия в индивидуальных стилях авторов, подчеркивая, что речь идет не о спонтанных набросках.
Каждая история в какой-то момент требует планирования, подразумевающего создание сюжета. Разнообразие подходов авторов проявляется в том, на каком этапе у них начинают формироваться сюжетные элементы. У тех, кто планирует до того, как определиться с персонажами и событиями, и у тех, кто разрабатывает план после завершения первого черновика (или нескольких ключевых сцен), есть свои плюсы. Оба метода имеют право на существование и основаны на различных ресурсах, из которых автор создает свою историю, при этом оба варианта могут быть рискованными.
Пред-планирование
Преимущества предварительного планирования романа заключаются в том, что вы заранее знаете, что вас ожидает: вы начинаете писать свою историю с ясным пониманием направления повествования и того, как скоро оно достигнет финала. Это преимущество часто недооценивают; знание ключевых событий и развязок позволяет избежать несбалансированности сюжета с самого начала. Когда вы заранее готовы контролировать структуру и ритм вашей истории, у вас не будет ни затянутого начала, ни скомканного завершения.
Однако недостаток предварительного планирования заключается в ограничении творческой свободы: сложно следовать потенциально полезным идеям, когда у ваших персонажей уже запланированы встречи с важными событиями. В этом случае вы рискуете стать слишком привязанными к сюжету и воспринимать его как сдерживающий фактор, а не как инструмент, помогающий в написании.
Если вы захотите отступить от плана, не стесняйтесь это сделать. Вы всегда можете изменить написанное, и, поддавшись внезапному вдохновению, которое не сразу вписывается в вашу историю, вы только выиграете. Главное — внимательно отслеживать изменения, чтобы при необходимости легко вернуть все на свои места, если вы передумаете.
Планирование в процессе
Такая особенность работы проявляется у единиц, но для большинства она может быть рискованной. Опасность в том, что планирование романа во время его написания может привести к конфликту между различными действиями. Кроме того, это ограничивает вашу свободу в развитии сюжета, сужая выбор и возможности по мере продвижения. В результате может возникнуть неравномерное описание, где ранние события доминируют над более поздними.
Как уже упоминалось, всегда есть возможность внести изменения в написанное, поэтому нет смысла пытаться совмещать планирование и написание. Обе задачи не имеют временных ограничений и требуют полного внимания.
Если вы один из немногих авторов, для которых одновременное планирование и написание работает, старайтесь не зацикливаться на начале вашей истории. Помните, что роман должен становиться всё более увлекательным по мере развития, и не стоит слишком привязываться к первоначальной структуре; она может вдохновлять ваше творчество, но иногда исправления могут оказаться недостаточными.
Пост-планирование
Пост-планирование — это подход, при котором сначала создается история, а затем разрабатывается ее развитие. Этот метод может предложить авторам множество преимуществ. Персонажи, события и окружение могут свободно сочетаться, что позволяет сосредоточиться на самых увлекательных, но сложных для планирования аспектах сюжета. Например, вы можете создать яркого персонажа и построить вокруг него сюжет, в то время как при пред-планировании, скорее всего, будет заранее определен весь фон и последовательность событий.
Однако у пост-планирования есть и недостатки, связанные с отсутствием четкой структуры. Это может привести к несогласованности в повествовании и появлению сюжетных пробелов, а также к тому, что у вас останется множество фрагментов истории, которые будет сложно объединить в целое. Хотя увлеченный писатель может исправить многие из этих проблем, в итоге работа может занять больше времени, чем если бы изначально был составлен базовый план.
Смешивание стилей
Оптимальный способ максимально использовать все преимущества и минимизировать возможные недостатки — это постепенно комбинировать различные стили. Ничего страшного в том, чтобы начать с простой основы сюжета, а затем, после нескольких черновиков, добавить больше структуры. Также бывает полезно заранее написать несколько конкретных сцен, чтобы лучше понять и почувствовать своих персонажей.
В конечном итоге вы выработаете стиль планирования, который будет соответствовать и дополнять ваш писательский подход. Если вы замечаете, что застряли в процессе написания, попробуйте усилить этап пред-планирования, чтобы у вас всегда была ясная цель. Если вас расстраивает, что некоторые идеи кажутся изолированными и не связанными с вашей историей, попробуйте больше полагаться на пост-планирование и дайте себе возможность экспериментировать без жестких рамок.
Вывод
Только через эксперименты вы сможете обнаружить идеальную для себя комбинацию. Как только вы ее найдете, у вас появится стиль планирования, который позволит создать ваше лучшее произведение.