Его не должно было бы быть, но он состоялся вновь. Без банкета, без катаний на кораблике, без лишней суеты. Но весьма продуктивно и позитивно. Приехали люди из Балаково и Саратова, Самары и Чебоксар, Москвы и Петербурга, Казани и Новосибирска, Минска и Астрахани. Докладов было немного, но для людей было важно обозначить свое присутствие, пообщаться, повидаться большой хвалынской семьей.
Ольга Юрьевна Волгушева из Москвы, пропустившая лишь один фестиваль и исследовавшая все возможное о своих предках-хвалынцах Колосковых, подготовила доклад о Зое Мининой - девушке, чей дневник случайно прочел юный Кузьма Петров-Водкин и слава из которого надолго запали в его сердце. Он не раз возвращался к ним, выделяя главное. Например, в записи от 30 июня 1895 года: «Да! Действительны слова из дневника Мининой: «Нельзя принять жизнь такою, какова она есть» и «Тяжело жить на свете без цели, нету смысла в бесплодном труде…». «У тебя есть цель, ты должен жить для неё». Она, наверное, будет несчастна, безотчётно пронеслось у меня в голове. В моём уме блеснуло что-то светлое: кто она, я знал, что её сделает несчастной-тоже».
О Зое мы ничего не знали, когда готовили с В.И. Бородиной комментарии к дневникам КСПВ. А теперь вывернулась целая история о семье владельцев колокольных заводов в Уфе и Бузулуке.
Доклад Галины Германовны Масевкиной из Саратова о своих предках был мне особенно интересен. Она представитель семьи хвалынского купца 2 гильдии Федора Степановича Кадышева - владельца мануфактурного магазина и солидного дома. Для нашего города личность значимая и весомая, потому и «культурный» слой Кадышевых и круг их общения весьма значительный. Кстати, Федор Степанович неоднократно упоминается в письмах К.С. Петрова-Водкина во время учебы в училище Живописи, ваяния и зодчества в Москве. Они неоднократной встречались с ним, когда купец приезжал в старую столицу по делам. Кузьма Сергеевич передавал с земляком рисунки для матери в Хвалынск.
В семье Галины Германовны бережно и чутко хранилась память о семье от преданий и документов до восковых венчальных свечей и свадебных нарядов и посуды. С собой Галина Германовна привезла еще ряд фотографий на которых удалось атрибутировать представителей сразу двух влиятельных купеческих семей Хвалынска: свадебная фотография дочери купца 2 гильдии Юлиуса Бартуса - Клары и Ивана Фрибуса, а также групповая фотография с изображением купчихи Веры Федоровны Кащеевой, чей «пряничный» домик находится на пересечении Московской (Советская) и Монастырской (Коммунистическая). Еще одним подарком стал снимок группы гимназисток Хвалынска 1903 года. Снимок был заботливо подписан и теперь мы можем распознать на нем юных хвалынцев.
Историей поиска корней семьи Коноваловых, вышедших из чернозатонских крепостных в хвалынские мещане поделилась астраханка Ирина Страшкевич.
А петербурженка Ирина Грачева рассказала о начале поиска своей хвалынской родни по фамилии Куприяновы и Мадрицкие.
На фестивале традиционно выступила жительница и хранительница истории села Акатная Маза Хвалынского района Антонина Алексеевна Землянникова со старинной песней.
В этом году в фестивале также приняли участие представители ЗАГСа и паспортного стола, которые рассказали о возможностях и ограничении поиска в их архивохранилищах.
Екатерина и Николай Афоньковы из Саратова провели лекцию и мастер-класс по дореволюционной каллиграфии с использованием традиционных для того времени инструментов: стеклянных и металлических перьевых ручек, чернильниц, пресс-папье, и подлинных пособий начала ХХ века одессита Адольфа Коссодо. В конце каждый смог подписать пером открытку со старым видом Хвалынска.
Завершающим аккордом стала моя авторская экскурсия «От рождения города до рождения гения», посвященная жизни города у берега реки, где на одном конце теперешней дамбы в 1685 году был построен рыбопромышленный двор Чудова монастыря, ставший селом Сосновый остров, ставшее позже Хвалынском, а на другом – в 1878 году родился К.С. Петров-Водкин.
VI фестиваль стал еще одним звеном, который благодаря труду директора фонда «Сосновый остров» Галины Викторовны Заседателевой и сотрудников Хвалынской районной библиотеки, не пресекся и продолжает развиваться в новых форматах и формах. Неизменным остается одно: каждый год нас находят потомки хвалынцев и восстанавливают связь рода с городом, где когда-то служили, созидали, радовались и грустили их предки.