Думаю, многие гости Петербурга замечали и удивлялись: на большинстве станций поезд метро виден, но на некоторых он находится за закрытыми дверями, которые открываются для посадки и высадки.
Почему так?
Это так называемые "станции закрытого типа" и таких станций в Петербурге 12: Парк Победы, Петроградская, Василеостровская, Гостиный двор, Маяковская, Площадь Александра Невского, Московская, Елизаровская, Ломоносовская, Звездная, Беговая и Зенит.
Основных версий, зачем такие станции, несколько:
1. Вода. "Это самые опасные станции в плане близости воды и в случае прорыва ее в метро двери спасут пассажиров от потоков воды".
На мой взгляд, самая маловероятная версия- никакие двери в случае затопления от потоков не спасут - еще и захлебнутся те, кто в вагонах.
2. Безопасность. Петербург построен на болотах и слабых грунтах, закрытый тип станций, когда свод станции опирается на стены, а не на грунт, — это решение для предотвращения обрушений и затоплений.
Кроме того, глубокое заложение станций позволяет избежать повреждения исторических зданий.
Это, думаю, имеет право на жизнь.
3. Экономия - основная версия. Первая станция закрытого типа - "Парк Победы" была построена в 1961 году, тогда вовсю шла борьба с излишествами, и строители стремились сэкономить на внешнем оформлении.
Потому решение с раздвижными дверьми тогда показалось оптимальным: не надо декорировать тоннели, не надо проводить дополнительные строительные работы — построил два тоннеля и платформу для пассажиров между ними и всё. Ну и ещё один плюс - невозможно броситься под поезд.
Говорят, за работу на маршрутах со станциями такого типа машинистам даже доплачивают - за сложность. Ведь вагон надо так чётко строго в обозначенном месте, чтобы двери вагона совпали со створом дверей станции.
Далее двери синхронно открываются: при отправлении поезда со станции сперва закрывают двери вагона, затем – станционные.
Совмещение дверей поезда и станции производится машинистом по освещенному знаку «Остановка первого вагона». Специальное устройство синхронизирует время, очередность и скорость открытия и закрытия дверей вагонов и станции. Открытие дверей может производиться как автоматически, так и с пульта управления для машиниста.