Найти в Дзене

Как обеспечить взыскание ущерба,причиненного в результате ДТП(тридцать три конкретные рекомендации)

Оглавление

Статья вторая (продолжение)

На стадии после прибытия сотрудников ГИБДД

В прошлую пятницу мы остановились на восемнадцатом пункте рекомендаций на случай ДТП с материальным ущербом. Рассматривались действия участников ДТП в период времени с момента аварии до появления на месте происшествия наряда ГИБДД. Продолжаю давать советы.

Рекомендация 19. Повторю, что по инструкции максимальный срок прибытия наряда на место ДТП - не более 12-ти часов. Срок, в течение которого к вам приедет наряд дорожной полиции, напрямую зависит от обстоятельств ДТП: есть ли пострадавшие; велик ли причиненный ущерб, требуется ли «Скорая помощь»; не мешает ли возникшая ситуация движению других участников дорожного движения и так далее. Все это у вас могут спрашивать. Если ответите (в разговоре по телефону) на эти вопросы отрицательно, тогда можете прождать сотрудников ГИБДД несколько часов. Знающие люди говорили мне, что такое поведение полицейских - «воспитательная мера», для участников ДТП, чтобы не было желания в следующий раз беспокоить «гайцов» (как они сами себя иногда именуют) по «пустякам». Я с такими обвинениями не согласился: если в первую очередь выезжают на аварии с тяжелыми последствиями, это нормально. И если звонить дежурному раз за разом, грубить ему, пугать увольнением, прокуратурой или влиятельными знакомыми в центральном аппарате МВД России, дежурному это надоест и наряд к вам действительно приедет через 11 часов и 50 минут после вашего сообщения о ДТП.

-2

20. Помните, что ваше общение с сотрудниками ГИБДД, приехавшими на место ДТП, должно завершиться получением вами протокола, копию которго следует прочитать внимательно, поскольку у вас есть право собственноручно внести в протокол свои замечания и дополнения, которые должны быть во всех экземплярах протокола. У наряда ГИБДД и участников ДТП на руках должны остаться идентичные экземпляры этого документа.

-3

На что обратить внимание в тексте протокола?

21. Если на момент составления протокола вам уже понятно, какова главная причина, по которой второй водитель может быть признан виновником ДТП, убедитесь в том, что эти обстоятельства в тексте протокола отражены полностью и правильно. При необходимости, внесите в текст протокола свои возражения, исправления и дополнения. Не оспаривайте содержание протокола в мелких деталях, которые не могут повлиять на результат изучения обстоятельств ДТП. Но если, допустим, второй водитель ведет себя странно, если у него нарушена речь и координация движений, если он проявляет неадекватную реакцию на происходящее, если вы об этом полицейским сообщали, но они ничего не предпринимают, тогда протокол подписывайте только после того, как внесете в него свои возражения и дополнения.

22. Настаивайте на том, чтобы в протоколе было указано, что на момент прибытия полиции обе автомашины находились в том положении, в котором произошло столкновение и что фиксация обстоятельств отражает фактическое положение непосредственно после столкновения. Перешлите всю фото,-видео информацию, которую считаете наиболее важной, сотруднику из состава наряда полиции. Убедитесь в том, что передача результатов фиксации обстоятельств ДТП отражена в протоколе.

23. Ознакомьтесь с замечаниями и возражениями второго участника ДТП. Сфотографируйте полностью оформленный протокол (подлинник), уже подписанный вами (всеми), даже если копию этого документа сотрудник вам уже передал.

24. Если у второго водителя не оказалось полиса ОСАГО, добейтесь того, чтобы в протоколе была предусмотрена административная ответственность еще и за это административное правонарушение.

-4

25. Внимательно наблюдайте за действиями второго участника ДТП и полицейских в момент рассмотрения ими составленного протокола. Снимите на видео этот эпизод оформления ДТП. Постарайтесь понять, сразу ли был подписан протокол, или его переоформили и потом подписали? Было ли предложено второму участнику ДТП разговаривать в салоне служебного автомобиля?

Подготовка исковых материалов для суда. Оценка повреждений и определение размера ущерба

Какие люди – такие и шансы компенсации ущерба
26. Если виноват в аварии второй водитель, найдите возможность выяснить главное – на каком основании он был за рулем автомашины. Вариантов очень много (являюсь собственником; везу домой выпившего друга, на его машине; подрабатываю на индивидуального предпринимателя (или фирму) на основании трудового (или гражданско-правового) договора; арендую автомобиль; получил ключи от машины родственника, который живет не в России и так далее). Именно от того, как вам удастся выполнить эту деликатную миссию, во-многом зависит ваш успех в этих конфликтных правоотношениях. Вашему представителю в суде, так или иначе, придется добывать эти сведения, что потребует дополнительных затрат: денег, нервов и времени. Вообще, вы в таких случаях можете быть уверены, что, если второй участник ДТП пользовался автомашиной на основании трудового договора, выполнял поручение работодателя, ущерб будет возмещать фирма-работодатель (собственник), что гораздо проще, для всех. По таким делам все суды выносят одинаковые судебные постановления – ущерб возмещает собственник автомашины. К сожалению, относительно аренды автомашины, особенно краткосрочной аренды, относительно управления на основании просьбы или желания собственника, результат судебного разбирательства непредсказуем.

-5

27. Если не обратили на это внимания на месте ДТП, убедитесь в том, что вам передана заверенная копия протокола, составленного на месте ДТП. Копию должен заверить старший наряда. так что, лучше сразу, при получении копии, требовать ее заверения. Или получите заверенную копию этого документа в день, когда участники ДТП будут приглашены для беседы в «группу разбора». Одновременно, получите в ГИБДД заверенную копию документа (протокола или справки), в котором отражены сам факт, а также результаты рассмотрения в «группе разбора» обстоятельств ДТП (для суда).

-6

28. Воздержитесь временно от устранения повреждений (ремонта) автомобиля. Проведите самостоятельно независимую оценку ущерба. Но при этом учитывайте, что такое доказательство, возможно, вызовет возражения ответчика, которые он заявит в суде. Ответчик будет иметь возможность требовать повторной экспертизы, на этот раз – судебной, в другой оценочной структуре, либо с привлечением оценщика, назначенного судом.

29. О времени и месте оценки ущерба в досудебном порядке сообщите второму участнику ДТП заказным письмом, с описью вложений и уведомлением о вручении адресату.

На этапе рассмотрения дела в суде

-7

Ну, если даже они не всегда единодушны…

30. Изучая материалы Верховного суда России, а именно обзоры судебной практики, которые готовит коллегия по гражданским делам, я убедился, что проблема ответственности собственников автомашин и тех пользователей, которые на время получают это средство повышенной опасности в своё полное распоряжение, решаются по-разному. Причем происходит это на всех уровнях судебной системы страны. Даже очень высокие (и самые высокие) судебные инстанции не всегда единодушны. Что уж тут говорить о судебной практике в целом. Иногда, читаешь разные обзоры, по делам, очень похожим с точки зрения фактических обстоятельств, а ощущение, что в обзоре описываются судебные процессы, которые проводились на основании какого-то другого, неизвестного тебе, процессуального законодательства.

Действительно, судьи у нас в стране независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (часть 1 статьи 8 ГПК РФ), а доказательства оценивают «по своему внутреннему убеждению» (часть 1 статьи 67 ГПК РФ), но не до такой же степени…Если законом установлено, что собственник автомашины и любой пользователь, который управлял машиной в момент ДТП в равной степени могут нести ответственно за компенсацию материального ущерба, значит надлежащим является один из них, на усмотрение суда

-8

И такое тоже возможно

31. Если вы являетесь виновником ДТП и существует опасность взыскания судом суммы ущерба с вас, найдите юридические способы, необходимые для того, чтобы в решении суда о взыскании суммы ущерба было указано, что иных претензий, в том числе о компенсации морального вреда, ваш оппонент не имеет. Такие способы (процессуальные возможности для этого) у юристов имеются.

В любом случае, принесет пользу

32. Если вы – истец, а ответчиком является собственник автомашины, попавшей в ДТП (предприятие; индивидуальный предприниматель; физическое лицо), одновременно с исковыми материалами передайте в суд ходатайство о применении судом обеспечительных мер - наложении ареста и о запрете на любые регистрационные действия в отношении автомашины ответчика.

-9

Выводы. Ответ на вопрос о том, кто будет возмещать ущерб,

причиненный в результате ДТП

Предъявите требования к обоим

В заключении, возвращаясь к началу статьи, то есть к вопросу о том, с кого следует взыскивать ущерб от ДТП, отвечаю: указывайте в иске двух соответчиков, собственника и водителя автомашины (пользователя на основании доверенности или на каком-либо ином законном основании). Если высокие судебные инстанции всё никак не найдут единого подхода к решению проблемы ответственности собственников и пользователей автомашин, попавших в ДТП, это – не ваша проблема. Откуда вам знать, какова позиция именно этого суда общей юрисдикции, где рассматривается ваш иск.

-10

«Комплимент от шефа»

Хотя, особо упорный юрист имеет возможность ознакомиться с судебными постановлениями, вынесенными этим же судьей, по аналогичным делам (если их размещают на сайте суда). И даже может поприсутствовать на судебных заседаниях с аналогичными предметами споров, в этом же суде, но у другого судьи, чтобы успеть «адаптировать» вашу правовую позицию под «местную специфику» (мнение конкретного судьи). Но в «чужие» процессы у «своего» судьи не ходите, чтобы не «напрягать» ситуацию, без надобности. Так что, рекомендаций, на самом деле, тридцать три. Считайте, что крайний совет автор дал в качестве «подарка» прочитавшим статью до конца, как «комплимент от шефа», за терпение.

-11

На этом рассмотрение основной темы заканчиваю. Было тридцать три рекомендации, причем процедура возмещения причиненного материального ущерба рассмотрена с самого начала до завершения: с момента ДТП до исполнения решения суда о взыскании суммы причиненного ущерба.

Благодарю всех подписчиков и гостей канала за
то, что читаете статьи и присылаете свои комментарии. Буду рад, если это принесёт пользу. Здоровья всем и мира в душе.
Постскриптум
Вас, наверное, удивило, что в статье ничего не написано об участии в оформлении ДТП и процедуре компенсации ущерба, причиненного в результате ДТП, сотрудников страховых компаний. Действительно, отсутствуют рекомендации на случай, если оба участника ДТП имеют полисы ОСАГО. Но, если человек оформил такой полис, значит у него есть специальная памятка на случай ДТП, в которой – подробная инструкция, комментировать которую в этой статье я не посчитал нужным. Страхование гражданской ответственности на случай ДТП – тема для отдельного рассмотрения. Но рекомендации, данные в этой статье, актуальны, с некоторыми оговорками, и в случае, если оба участника ДТП застраховали свою гражданскую ответственность. Комментарии по вопросам автострахования еще будут, даже планирую серию статей на эту тему. Так что, придется, видимо, слегка приоткрыть замыслы и таким образом попытаться заинтересовать подписчиков и потенциальных читателей будущими авторскими статьями.

Чтобы заинтриговать подписчиков и читателей
Все уже привыкли за долгие годы существования страхового бизнеса, что страхователь с полисом сможет получить компенсацию от виновника ДТП, который не имеет такого полиса, только через суд. Но сейчас в страховых компаниях появился новый продукт, который дает право получения компенсации в своей страховой компании в рамках ответственности по ОСАГО (400 000 руб.). Иными словами, страховая компания окажет своему клиенту-страхователю услугу – выплатит ему сумму вместо второго участника ДТП, виновного в причинении ущерба. На своем профессиональном сленге, страховщики называют это «Каско от бесполисных». Правда, пока такое позволяют себе только самые «раскрученные» и известные страховые компании. При этом неважно, есть ли у виновника ДТП страховой полис. Вы только вдумайтесь: выплата клиенту денег, которые ему должен платить виновник ДТП. Странно звучит. Ведь это уже – не страхование. Разумеется, это – не благотворительность страховой компании: заплатив деньги вместо виновника ДТП, который должен их клиенту, страховщики первого водителя внакладе не останутся, свои 400 тысяч рублей они не только вернут, но еще и прибыль получат. Но уж очень неожиданно выглядит все это, во всяком случае - в глазах юриста.

«Ясно только то, что ничего не ясно»
Ведь после оплаты долга за неизвестное третье лицо (виновника ДТП), с которым у страховой компании нет никаких правоотношений, у страховщика возникает право регрессного требования к этому третьему лицу. Насколько это правомерно? Ведь это уже не страхование, это – возврат долгов. Разве лицензия позволяет страховой компании профессионально заниматься обеспечением исполнения долговых обязательств? Ведь страховщик выкупает чужую задолженность, используя свой статус и возможности, а потом использует свое регрессное требование и предъявляет тому, за кого заплатил, регрессный иск, который, видимо, серьезно превышает сумму 400 тыс. рублей. На каком основании страховая потерпевшего водителя выплачивают долг неизвестного ей третьего лица? Главное, для каких целей она это делает? Как изменятся взаимные договорные обязательства страховой компании со своим первоначальным клиентом, после того, как страховщик передал своему страхователю деньги, в счет погашения чужой задолженности, но в размере, равном сумме максимальной страховой выплаты по ОСАГО? Что скажет по этому поводу Союз Российских Страховщиков? Ведь не свои деньги платит в этом случаи страховая компания. Это деньги ее клиентов-страхователей, из единого фонда Российского Союза Страховщиков, откуда клиенты компании получают свои страховые премии. Страховщик только распределяет их. Многовато вопросов возникает при изучении механизма этой новой «страховой опции», не правда ли? А ведь этих вопросов гораздо больше, чем я только что перечислил.

Если вам тоже интересно получить ответы на эти вопросы - заходите на мой канал, охотно поделюсь всем, что «нарою» на этот раз. А «копать» я буду, глубоко и усердно. Так что заходите, не пожалеете. Будут еще статьи на эту тему, найду я ответы на поставленные вопросы.