Найти тему

73.Тема 70. СИНТАКСИС. ТЕКСТ

Оглавление
Художник Мошков Николай Анатольевич. Летний пейзаж. Луга.
Художник Мошков Николай Анатольевич. Летний пейзаж. Луга.

Задание 1. Обратимся к основам.

Вспомни: что изучает синтаксис как раздел науки о языке.

Синтаксис как раздел науки о языке изучает три основных языковых единицы: словосочетание, предложение и текст. Самой мелкой единицей, которую изучает синтаксис, является словосочетание, более крупной единицей синтаксиса является предложение, самой большой единицей синтаксиса является текст.

Установим логическую связь из уже изученного нами: слово-речь-письменная речь - предложение-текст.

СЛОВО (звуковое название предметов, явлений, действий и т.д.). - словами пользуемся для озвучивания своих мыслей;

РЕЧЬ (воспроизведённые мысли вслух или письменно) - РЕЧЬ бывает устная, письменная, "про себя";

ПИСЬМЕННАЯ (записанная) речь состоит из предложений;

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (записанная мысль);

ТЕКСТ - несколько записанных предложений.

-2

Задание 2. Рассмотрим подробно: что такое ТЕКСТ.

Текст – самая большая единица синтаксиса.

Мы уже знаем, что в русском языке каждая записанная мысль называется ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Предложение
 – это слово или несколько слов, связанных по смыслу, которые выражают законченную мысль.

Из записанных мыслей – предложений и состоит ТЕКСТ.

ТЕКСТ – это записанные мысли (наши или других людей).

Кто-то сначала что-то подумал, придумал, понял, захотел поделиться – и
записал. Придумал  рассказ, изобретение, проект и т.п. – записал.

В среднем звене школы (5-7 классы) понятие ТЕКСТ определяется как несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

В старших классах текст уже определяется как “ несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.

В научных статьях ТЕКСТ определяется как высказывание, произведение речи, состоящее из ряда предложений, объединённых в целое единством темы и основной мысли, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью различных языковых средств.

Основные признаки текста:

1. Все предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.

2. Все предложения в тексте объединены общей темой (то, о чём говорится в тексте).

3. В тексте можно выделить главную мысль (важное, что хотел сказать автор читателю).

4. Тексту можно дать название (заголовок). В заголовок обычно выносится тема текста.

5. Текст можно разбить на отдельные мысли-части (абзацы).

6. Все части текста (абзацы) связаны между собой по смыслу.

Поскольку текст - это записанная речь, все знания о нём опираются на все понятия, относящиеся к понятию РЕЧЬ.

-3

Задание 3. Рассмотрим ТЕКСТ как записанную речь.

1. Текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и в форме монолога.

Диалог - это форма речи, в которой обмен высказываниями происходит непосредственно между участниками беседы.

Монолог - это форма речи, в которой высказывание обращено к слушателям, читателям или к самому себе.

Предельное количество предложений в тексте не ограничено. Общее количество предложений определяется задачами сообщения и достаточностью информации. Объём текста определяет пишущий, говорящий.

2. Если текст большой, то предложения в тексте объединяются в абзацы, параграфы или главы и т. д.

Абзац — это часть текста из одного или нескольких предложений, которые объединяет одна общая законченная мысль, которую ещё называют микротемой в составе одной общей темы.

Большой текст всегда делится на отдельные абзацы (части, логические блоки, микротемы). Это помогает упростить понимание всего текста для читателя, составить целостное представление о чём-либо.

Если текст микротемы большой, то он может включать в себя несколько абзацев.
Каждый
абзац начинается с красной строки и выглядит как группа предложений, объединённых общей микротемой.

Параграф - это раздел текста (учебника, книги, статьи) внутри главы, раздела, обозначаемое знаком §, а также сам этот знак. Это понятие чаще употребляется в научной литературе.

Глава- это раздел художественного, научного, публицистического и т. п. сочинения, отмеченный нумерацией или заголовком. Это понятие чаще употребляется в художественной литературе.

3. Текст можно отнести к определённому типу:

- текст-повествование (рассказывается, сообщается о чём-либо. Что, где, как, когда произошло);

- текст-описание (описывается событие, явление, внешний вид человека животного и т.п. Описываются признаки);

- текст-рассуждение (размышление, объяснение, доказательство чего-либо; говорится о причинах явлений, событий).

4. Текст можно отнести к определённому стилю речи:

- разговорный стиль (повседневная речь (общение с друзьями, семьёй, в общественных местах);

- художественный стиль (язык художественной литературы);

- научный стиль (научные статьи, доклады, учебники и т.д.);

- публицистический стиль (выступления политиков, известных людей, статьи газет, журналов);

- официально-деловой стиль (законы, приказы, распоряжения, документы).

Обратим внимание на правила, которые необходимо помнить, чтобы верно оформить предложения в тексте.

Задание 4. Рассмотрим правила оформления предложений в тексте

1. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

2. В конце предложения ставится точка, вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие Знак ставится в зависимости от типа предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и интонации (восклицательное, невосклицательное).

3.Все слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.

4. Каждый новый абзац в тексте начинается с красной строки.

-4

Задание 5. Практическое освоение учебного материала темы.

Прочитай каждый текст.

Опираясь на теоретические знания о тексте, попробуй сам (сама) определить признаки текста, обрати внимание на то, как с помощью абзацев выделяется каждая отдельная законченная мысль. Потренируйся в определении типа и стиля речи, а затем сверь свои предположения с правильным ответом.

1.

Иван Алексеевич Бунин. Русский писатель, поэт, переводчик.1870-1953
Иван Алексеевич Бунин. Русский писатель, поэт, переводчик.1870-1953

Иван Бунин

Цветет жасмин. Зеленой чащей
Иду над Тереком с утра.
Вдали, меж гор — простой, блестящий
И четкий конус серебра.

Река шумит, вся в искрах света,
Жасмином пахнет жаркий лес.
А там, вверху — зима и лето:
Январский снег и синь небес.

Лес замирает, млеет в зное,
Но тем пышней цветет жасмин.
В лазури яркой – неземное
Великолепие вершин.

2.

Луг и его обитатели

Луг - это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.Они приспособились к жизни в хорошо увлажнённых местах вдоль больших и малых рек, на окраинах лесов и лесных опушках, по краям болот.
Верхний слой луговой почвы богат перегноем,быстро впитывает и хорошо сохраняет влагу.в нём густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников.
На лугах нет деревьев и кустарников. На открытой местности с травянистым покровом крупным животным негде спрятаться, поэтому на лугах они не живут. Зато мелких животных множество. Очень разнообразен мир насекомых...

(Фрагмент статьи из учебника "Окружающий мир").

3.

Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.
Писатель искренне убеждён, что книга - "важное звено в духовной связи людей".
Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, объединяют единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

(Фрагмент статьи из старой газеты).

4.

Доставка документов внутри учреждений осуществляется курьерской связью или с помощью технических средств.
Курьерами доставляются по назначению все входящие и внутренние документы. Документы в пределах структурного подразделения могут доставляться секретарём структурного подразделения.

(Фрагмент документа единой государственной системы производства).

-6

Проверь себя. Посмотри правильный ответ.

1. Художественный стиль, повествование.

2. Научный стиль, описание.

3. Публицистический стиль, рассуждение.

4. Официально-деловой стиль, рассуждение.

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

-7

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

Поддержать канал. Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.