Задание 1. Обратимся к основам.
Вспомни: что изучает синтаксис как раздел науки о языке.
Синтаксис как раздел науки о языке изучает три основных языковых единицы: словосочетание, предложение и текст. Самой мелкой единицей, которую изучает синтаксис, является словосочетание, более крупной единицей синтаксиса является предложение, самой большой единицей синтаксиса является текст.
Установим логическую связь из уже изученного нами: слово-речь-письменная речь - предложение-текст.
СЛОВО (звуковое название предметов, явлений, действий и т.д.). - словами пользуемся для озвучивания своих мыслей;
РЕЧЬ (воспроизведённые мысли вслух или письменно) - РЕЧЬ бывает устная, письменная, "про себя";
ПИСЬМЕННАЯ (записанная) речь состоит из предложений;
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (записанная мысль);
ТЕКСТ - несколько записанных предложений.
Задание 2. Рассмотрим подробно: что такое ТЕКСТ.
Текст – самая большая единица синтаксиса.
Мы уже знаем, что в русском языке каждая записанная мысль называется ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу, которые выражают законченную мысль.
Из записанных мыслей – предложений и состоит ТЕКСТ.
ТЕКСТ – это записанные мысли (наши или других людей).
Кто-то сначала что-то подумал, придумал, понял, захотел поделиться – и
записал. Придумал рассказ, изобретение, проект и т.п. – записал.
В среднем звене школы (5-7 классы) понятие ТЕКСТ определяется как несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
В старших классах текст уже определяется как “ несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.
В научных статьях ТЕКСТ определяется как высказывание, произведение речи, состоящее из ряда предложений, объединённых в целое единством темы и основной мысли, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью различных языковых средств.
Основные признаки текста:
1. Все предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.
2. Все предложения в тексте объединены общей темой (то, о чём говорится в тексте).
3. В тексте можно выделить главную мысль (важное, что хотел сказать автор читателю).
4. Тексту можно дать название (заголовок). В заголовок обычно выносится тема текста.
5. Текст можно разбить на отдельные мысли-части (абзацы).
6. Все части текста (абзацы) связаны между собой по смыслу.
Поскольку текст - это записанная речь, все знания о нём опираются на все понятия, относящиеся к понятию РЕЧЬ.
Задание 3. Рассмотрим ТЕКСТ как записанную речь.
1. Текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и в форме монолога.
Диалог - это форма речи, в которой обмен высказываниями происходит непосредственно между участниками беседы.
Монолог - это форма речи, в которой высказывание обращено к слушателям, читателям или к самому себе.
Предельное количество предложений в тексте не ограничено. Общее количество предложений определяется задачами сообщения и достаточностью информации. Объём текста определяет пишущий, говорящий.
2. Если текст большой, то предложения в тексте объединяются в абзацы, параграфы или главы и т. д.
Абзац — это часть текста из одного или нескольких предложений, которые объединяет одна общая законченная мысль, которую ещё называют микротемой в составе одной общей темы.
Большой текст всегда делится на отдельные абзацы (части, логические блоки, микротемы). Это помогает упростить понимание всего текста для читателя, составить целостное представление о чём-либо.
Если текст микротемы большой, то он может включать в себя несколько абзацев.
Каждый абзац начинается с красной строки и выглядит как группа предложений, объединённых общей микротемой.
Параграф - это раздел текста (учебника, книги, статьи) внутри главы, раздела, обозначаемое знаком §, а также сам этот знак. Это понятие чаще употребляется в научной литературе.
Глава- это раздел художественного, научного, публицистического и т. п. сочинения, отмеченный нумерацией или заголовком. Это понятие чаще употребляется в художественной литературе.
3. Текст можно отнести к определённому типу:
- текст-повествование (рассказывается, сообщается о чём-либо. Что, где, как, когда произошло);
- текст-описание (описывается событие, явление, внешний вид человека животного и т.п. Описываются признаки);
- текст-рассуждение (размышление, объяснение, доказательство чего-либо; говорится о причинах явлений, событий).
4. Текст можно отнести к определённому стилю речи:
- разговорный стиль (повседневная речь (общение с друзьями, семьёй, в общественных местах);
- художественный стиль (язык художественной литературы);
- научный стиль (научные статьи, доклады, учебники и т.д.);
- публицистический стиль (выступления политиков, известных людей, статьи газет, журналов);
- официально-деловой стиль (законы, приказы, распоряжения, документы).
Обратим внимание на правила, которые необходимо помнить, чтобы верно оформить предложения в тексте.
Задание 4. Рассмотрим правила оформления предложений в тексте
1. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
2. В конце предложения ставится точка, вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие Знак ставится в зависимости от типа предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и интонации (восклицательное, невосклицательное).
3.Все слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.
4. Каждый новый абзац в тексте начинается с красной строки.
Задание 5. Практическое освоение учебного материала темы.
Прочитай каждый текст.
Опираясь на теоретические знания о тексте, попробуй сам (сама) определить признаки текста, обрати внимание на то, как с помощью абзацев выделяется каждая отдельная законченная мысль. Потренируйся в определении типа и стиля речи, а затем сверь свои предположения с правильным ответом.
1.
Иван Бунин
Цветет жасмин. Зеленой чащей
Иду над Тереком с утра.
Вдали, меж гор — простой, блестящий
И четкий конус серебра.
Река шумит, вся в искрах света,
Жасмином пахнет жаркий лес.
А там, вверху — зима и лето:
Январский снег и синь небес.
Лес замирает, млеет в зное,
Но тем пышней цветет жасмин.
В лазури яркой – неземное
Великолепие вершин.
2.
Луг и его обитатели
Луг - это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.Они приспособились к жизни в хорошо увлажнённых местах вдоль больших и малых рек, на окраинах лесов и лесных опушках, по краям болот.
Верхний слой луговой почвы богат перегноем,быстро впитывает и хорошо сохраняет влагу.в нём густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников.
На лугах нет деревьев и кустарников. На открытой местности с травянистым покровом крупным животным негде спрятаться, поэтому на лугах они не живут. Зато мелких животных множество. Очень разнообразен мир насекомых...
(Фрагмент статьи из учебника "Окружающий мир").
3.
Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.
Писатель искренне убеждён, что книга - "важное звено в духовной связи людей".
Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, объединяют единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.
(Фрагмент статьи из старой газеты).
4.
Доставка документов внутри учреждений осуществляется курьерской связью или с помощью технических средств.
Курьерами доставляются по назначению все входящие и внутренние документы. Документы в пределах структурного подразделения могут доставляться секретарём структурного подразделения.
(Фрагмент документа единой государственной системы производства).
Проверь себя. Посмотри правильный ответ.
1. Художественный стиль, повествование.
2. Научный стиль, описание.
3. Публицистический стиль, рассуждение.
4. Официально-деловой стиль, рассуждение.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать канал. Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.