О Дану (ударение на первый слог) мы не знаем НИ-ЧЕ-ГО. А о её детях — не так уж и мало.
Упоминание Дану мы встречаем только в родительном падеже древнеирландского Tuatha dé Danann (народы богини Дану).
ВНИМАНИЕ! Для тех, кто как я, хочет лучше разбираться в ирландской (и шире — кельтской мифологии).На канале уже есть два материала о Туат Де.
Первый — ознакомительный.
Второй — о сокровищах Туат де.
Древнеирландское слово tuath (множественное число tuatha) означает "племя, фолк, народ"; dé является родительным падежом от día и, в зависимости от контекста, может означать "бог, богини" или, в более широком смысле, "сверхъестественное существо, объект поклонения".
Итак, мы ничего не знаем об этом сверхъестественном существе, прародителе, пожалуй, наиболее таинственной, загадочной расы в ирландской мифологии.
Викторианские фольклористы пытались приписать Дану определённые атрибуты: связь с материнством, процветанием сельского хозяйства, но это только предположения.
Очень любопытно, что именительная форма имени Danu является гипотетической. Эта форма не встречается ни в одном средневековом ирландском тексте и, видимо, является реконструкцией учёных мужей на основе родительного падежа Дананн. Зато в древнем ирландском словаре Sanas Cormaic (Глоссарии Кормака) встречается имя Ана в таком контексте: "Ana – mother of the gods of Ireland; well did she feed the gods".
Возможно, Ана является самостоятельным богом, но, быть может, альтернативным именем Дану.
Кстати, Ану имеет особую связь с провинцией Мюнстер. Говорят, что в честь этой богини названа пара холмов в форме груди в графстве Керри. Вот, извольте посмотреть.
И всё же, какова вероятная этимология имени Дану?
Об этом велись многочисленные споры ещё в XIX веке. Кто-то находил в имени связь с ведической богиней воды Дану, чьё имя происходит от проиндоевропейского корня dʰenh ("бежать, течь"), тогда этот корень, возможно, лежит в названии реки Danuuius (Дунай).
Другое мнение: Danu имеет связь со староирландским словом dán, которое относится к художественному мастерству. В ранней Ирландии ремесленники и другие квалифицированные рабочие были известны как aes dánaˆ, или "люди мастерства".
Уже в нашем веке лингвист Эрик Хэмп предположил, что Danu происходит от того же корня, что и латинское bonus, то есть, от протоиндоевропейского dueno- "хороший" и через протокельтское Duonū ("аристократ").
Возможно, Дану имеет параллель с валлийской легендарной фигурой Dôn, потомков которой (которого) называли Children of Dôn.
Версий много, а о самой Дану мы как ничего не знали, так и не знаем.
Но давайте предположим, что могла она выглядеть так...
Теперь предлагаю перейти к её потомкам. Ещё раз коротко общие сведения.
Туат Де мы вправе считать (ибо так они описаны) королями и королевами, друидами и бардами, воинами и героями, целителями и ремесленниками, обладающими сверхъестественными способностями.
Способности, наиболее часто приписываемые Туат Де — это контроль над погодой и стихиями, а также способность менять форму самих себя и других вещей. Им подвластно плодородие, а в одной из сказок говорится, что первым гэлам пришлось установить дружбу с Туат Де, прежде чем они смогли выращивать урожай и стада.
Впоследствии они уступили поверхность Ирландии людям, а сами переселились в Потусторонний мир, однако продолжают взаимодействовать с людьми и миром людей. Туат Де связаны с sídhe: древними курганами, такими как Бру-на-Боинне, которые являются входами в Потусторонние царства. Своих основных соперников — фоморов — Туат да Дананн победили в битве при Маг Туиред, о которой я попытаюсь рассказать в свой черёд.
После того, как они ушли в холмы, то стали Aos sí (читать следует приблизительно, как /iːs ˈʃiː/ eess SHEE) — и с этих пор вполне сопоставимы с эльфами и феями. Так повелось в позднем фольклоре.
Вот тут уместно вспомнить милый фильм "Дарби О`Гилл и сказочный народец".
Мы понимаем, что Туат Де Дананн много, очень много. Известны же по именам нам только самые видные представители расы.
А именно: Дагда, Морриган, Луг, Нуада, Энгус, Бригид, Мананнан, Диан Кехт, а также родственные с древними кельтскими божествами Луг (Лугус), Бригит (Бригантия), Нуада (Нодон), Огма (Огмиос) и Гоибниу (Гобанн).
Вот чудесно, что средневековые тексты о Туат Де написаны христианами. Некоторые учёные монахи объясняли их как падших ангелов (ни добрых, ни злых), либо древних людей, которые стали магами, но кто-то считал их и в самом деле богами. У некоторых из них несколько имён, в сказках и преданиях они часто являются под разными обличьями и именами.
Мне так кажется, что имеет смысл посвятить отдельные статьи наиболее известным Туат Де.
Засим, всего доброго! Улыбайтесь!