Найти тему
Версия

Троянский кран

Китайские бизнесмены, купив у структуры «Русгидро» производственное помещение, остались ни с чем (фото: Роман Малясов)
Китайские бизнесмены, купив у структуры «Русгидро» производственное помещение, остались ни с чем (фото: Роман Малясов)

О том, что Китай является главным покупателем идущей на экспорт российской древесины, известно каждому. Нравится кому-то или нет – это объективная реальность, с которой нужно считаться. Торговать и развивать экономические связи надо, поэтому очень важен другой аспект: в каком виде поступает лес в Поднебесную. Одно дело «кругляк», другое – готовый пиломатериал. Не нужно быть Карлом Марксом или Адамом Смитом, чтобы понимать – выгоднее продавать за рубеж готовые изделия, а не сырьё…

О налаживании прочных и взаимовыгодных связей с восточным соседом много и красиво говорится на самом высоком уровне. Репортажи с форумов и совместных совещаний обнадёживают, рукопожатия, подписание договоров, создание совместных предприятий…

Совсем недавно, например, генеральный консул КНР в городе Екатеринбурге Ван Тун нанёс визит в Красноярский край. На встрече с первым заместителем губернатора Сергеем Пономаренко среди прочего обсуждалось и расширение сотрудничества между Китаем и крупнейшим сибирским регионом в сфере лесной промышленности, а именно заготовки и, что немаловажно, глубокой переработки древесины. Но реалии, увы, далеки от красивой картинки на мониторе. Бюрократизм, коррупция, рейдерство, а то и откровенное мошенничество мешают развитию добрососедских экономических отношений между нашими государствами.

В качестве примера приведём одну, весьма поучительную, на наш взгляд, историю.

Один актив на двоих

Богучанская ГЭС – один из самых знаменитых долгостроев в истории России – начало проектных работ датируется 1964 годом, непосредственно к строительству плотины приступили ровно десять лет спустя: в 1974 году. Первые три плотины Ангарского каскада – Иркутскую, Братскую и Усть-Илимскую ГЭС успели ввести в эксплуатацию ещё в советский период. А вот четвёртому по счёту бетонному гиганту, возводимому на Ангаре, не повезло: в разгар стройки развалился Советский Союз, а вместе с ним рухнули и планы на завершение строительства Богучанской ГЭС. Замороженная в «лихие девяностые» стройка начала оттаивать только во второй половине нулевых.

Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда – в 2017 году состоялось торжественное открытие Богучанской ГЭС, и соответственно, закрытие грандиозной стройки.

Целый ряд производственных объектов, необходимых при возведении плотины, утратил своё предназначение, и руководство гидроэлектростанции приняло решение избавиться от непрофильных активов.

Цех сварки трубопроводов площадью почти две с половиной тысячи квадратных метров облюбовала группа компаний ООО «ЛК Бонитет» и ООО «СК Востокстройинвест», занимающиеся заготовкой и глубокой переработкой древесины. Стоит заметить, что учредителями этих зарегистрированных в Благовещенске фирм являются граждане Китая: Чан Лиган и Сунь Сяо Цзе.

В освободившемся здании предприниматели разместили деревообрабатывающие станки и организовали склад готовой продукции. Около пятидесяти жителей маленького сибирского городка Кодинска получили работу… Исполнительным директором производства и в ООО «СК Востокстройинвест», и в ООО «ЛК Бонитет» стал коренной ангарский житель Роман Малясов.

И всё бы ничего, да был один нюанс: в помещении бывшего цеха сварки трубопроводов остался мостовой кран, который лесозаготовителям был совершенно без надобности. Его у ОАО «ПАО Богучанская ГЭС» приобрела другая коммерческая фирма ООО «Дивес», работающая на вторичном рынке чёрных и цветных металлов. Мостовой кран, установленный в бывшем цехе сварки трубопроводов, интересовал их исключительно как металлический лом, и в мае 2021 года они приступили к его демонтажу.

Новые хозяева производственного помещения вначале не чинили препятствий сборщикам металлолома – у каждого свой бизнес. А неприятные вспышки от сварочного агрегата и горячий звон в ушах можно какое-то время и потерпеть… Вот только слушать грохот и чихать от поднимаемой в результате падения металлоконструкций пыли пришлось дольше, чем они рассчитывали.

Разлука без печали…

Дальше – больше… Лесозаготовители начали замечать, что металлозаготовители несколько увлеклись, и то ли сослепу, то ли машинально начали вгрызаться в несущие конструкции цеха, к мостовому крану как бы отношения и не имеющие…

Сначала по этому поводу были словесные перепалки, затем дело стало принимать официальный оборот. Посыпались заявления в ОМВД и прокуратуру Кежемского района. Завязалась бюрократическая переписка: правоохранительные органы большого желания ввязываться в «спор двух хозяйствующих субъектов» не испытывали. Раз за разом Роман Малясов получал отписки, которые, стоит заметить, в будущем сыграли роковую роль…

Всего было написано более двадцати заявлений, но работники ООО «Дивес», разобрав всё, что имело хоть какое-то отношение к мостовому крану, не успокаивались. Металлических конструкций в бывшем цехе сварки трубопроводов имелось ещё много, и все их можно было продать весьма существенным профитом. Какой заготовитель лома упустит такой шанс?

С большим трудом директору филиала удалось выпроводить назойливых охотников за чёрным металлом. Для этого пришлось вытолкать бульдозером остатки мостового крана на улицу и запереть ворота.

Но в бывшем цехе сварки трубопроводов ещё было чем поживиться. Хозяева ООО «Дивес» остались крайне недовольны таким оборотом дела и пригрозили вернуться.

Избавившись от упорных, как жук-долгоносик «металлистов», Малясов решил подстраховаться и обратился к экспертам, которые, осмотрев помещение, пришли к выводу, что никаких следов мостового крана МК 50/40 в цехе не имеется. Более того, эксперт пришёл к выводу, что часть демонтированных ООО «Дивес» конструкций никакого отношения к мостовому крану не имеют и создают опасность для самого здания.

Казалось бы, у группы компаний ООО «ЛК Бонитет» и ООО «СК Востокстройинвест» появились основания требовать от ООО «Дивес» возмещения материального ущерба. Но обращения в ОМВД и прокуратуру Кежемского района результата не дали.

Только лесозаготовители напрасно надеялись, что уничтожение здания цеха на этом прекратилось и можно спокойно заняться заготовкой, распиловкой и складированием древесины.

Бывший цех сварки трубопроводов. Никаких следов мостового крана нет (фото: Роман Малясов)
Бывший цех сварки трубопроводов. Никаких следов мостового крана нет (фото: Роман Малясов)

Прилетит, вдруг, волшебник…

Не прошло и года, как торжествующие представители компании ООО «Дивес» объявились в сопровождении судебного пристава и с готовым решением арбитражного суда, из которого следовало… что мостовой кран с подкрановым путем, купленный ООО «Дивес», находится на своём месте, а представители компаний ООО «ЛК Бонитет» и ООО «СК Востокстройинвест» нарушают их «законные права» на уничтожение купленного имущества.

На вопрос, где, собственно, мостовой кран, доступ к которому по решению суда обязаны предоставить новые хозяева бывшего цеха трубопроводов, судебный пристав ответил уклончиво:

— Моё дело – обеспечить ООО «Дивес» доступ в цех, а что уж там они собираются резать и пилить, не моё дело…

Поскольку вразумительного ответа на вопрос, где кончается мостовой кран и начинается, собственно, цех, бюрократическая машина не дала, «хозяйственный спор» вылился в телефонные перепалки между руководителями и владельцами ООО «Дивес» и ООО «СК Востокстройинвест».

Охотники за металлоломом придерживались простой позиции: никакого «цеха сварки трубопроводов» нет, есть мостовой кран с подкрановым путем, который им не дали разобрать до конца.

Китайские партнёры настаивали на том, что кран это – кран, а цех это – цех. Крыша, стены и прочие металлические конструкции должны остаться лесозаготовителям.

Представитель ООО «Дивес» отвечал издевательски, интересуясь, хорошо ли знают иностранные бизнесмены русский язык, знакомы ли они с историей Российского государства… Видимо, намекая на «лихие девяностые» (аудиозапись имеется в распоряжении редакции).

Надо в связи с этим заметить, что Чан Лиган и Сунь Сяо Цзе знают историю Российского государства достаточно неплохо, так как уже более двадцати лет живут в нашей стране. Но с таким беспределом сталкиваются, по их словам, впервые.

На снимке видно, как работник ООО «Дивес» режет несущую опору цеха сварки трубопроводов (фото: Роман Малясов)
На снимке видно, как работник ООО «Дивес» режет несущую опору цеха сварки трубопроводов (фото: Роман Малясов)

В телефонном разговоре (аудиозапись имеется в распоряжении редакции) представитель ООО «Дивес» предлагал китайским бизнесменам заплатить пятнадцать миллионов «отступных», а также намекал на свои хорошие отношения с прокурором Красноярского края. Дескать, будете артачиться, он прилетит в Кодинск на вертолёте и «вы будете в ужасе разбегаться по тайге!».

Пока шло уничтожение цеха, Роману Малясову оставалось только фиксировать происходящее (фото: Роман Малясов)
Пока шло уничтожение цеха, Роману Малясову оставалось только фиксировать происходящее (фото: Роман Малясов)

В ходе демонтажа цеха, который с лёгкой руки арбитражных судей, как можно сделать вывод, стал «мостовым краном с подкрановым путем» случались и весьма опасные инциденты.

Однажды китайский бизнесмен в отчаянии встал на пути крушащего цех бульдозера. Последний и не думал останавливаться… Трагедии удалось избежать в последнюю секунду.

В ОМВД Кежемского района было подано заявление об угрозе убийством, которое местные полицейские оставили без внимания.

Обратите внимание на два этих документа. Пятого июля 2023 года заместитель руководителя Енисейского управления Ростехнадзора Дмитриева сообщает начальнику отдела службы судебных приставов Кежемского района Ярминой о том, что никакого мостового крана в помещении цеха трубопроводов нет – он полностью демонтирован и вывезен.

-5

А спустя год судебный пристав Ярмина требует, чтобы руководство ООО «СК Востокстройинвест» обеспечило доступ представителям ООО «Дивес» к мостовому крану с подкрановым путем.

-6

Совсем как в том кинофильме:

— Ты видишь мостовой кран?— Нет…— А он есть…

«Железная» логика судьи Лескова…

Решение краевого арбитражного суда, мягко говоря, удивляет. Не разобравшись, демонтирован кран или нет, судья Лесков выносит решение допустить фирму, занимающуюся заготовкой металлического лома, то есть изначально заточенную на уничтожение любых металлоконструкций в здание, где несущие балки и крыша изготовлены из металла…

В решении судьи Лескова сделан и такой вывод: раз жалобы ООО «СК Востокстройинвест» на уничтожение и порчу имущества в прокуратуру Кежемского района остались без удовлетворения, и в возбуждении уголовных дел было отказано, значит, данное имущество до сих пор находится на участке ответчика.

Может, не блефовал представитель ООО «Дивес», намекая на «хорошие отношения» с прокурором края?

Непонятно также, зачем в решение суда вкралась история с хищением у ООО «Дивес» электрокабеля некими физлицами. На него же ссылается и судья Командирова в другом деле. Между тем, по словам директора ООО «СК Востокстройинвест» Романа Малясова, к его фирме эти люди не имеют никакого отношения.

Ещё более странной выглядит логика судьи Командировой, которая сочла выводы экспертов, в том числе представителей государственной структуры «Ростехнадзор», о том, что никакого мостового крана в цехе трубопроводов и в помине нет, «субъективным мнением отдельных специалистов». При этом ссылается на туманную формулировку статьи Гражданского кодекса 135 «Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное».

Если верить «Википедии», то мостовой кран – это грузозахватное устройство, подвешенное к грузовой тележке или тали, которые перемещаются по подвижной стальной конструкции (мосту).

Мостовой кран (фото: Wikimedia Commons)
Мостовой кран (фото: Wikimedia Commons)

Многочисленные фотографии этого нехитрого инженерного сооружения в Интернете подтверждают, что ни стены, ни крыша цеха никакой «главной вещью» мостового крана не являются. По этой логике, купив водопроводный кран, вы не просто имеете возможность его скрутить и забрать с собой, но и получаете право громить всю квартиру, или на худой конец, ванную комнату…

Как бы то ни было, это в конечном итоге и произошло. Представители ООО «Дивес» полностью разобрали и вывезли цех, который арбитражный суд, а затем и приставы преподнесли им «на блюдечке с голубой каёмочкой». Скушали, что называется, и хлебушком тарелку вытерли: от цеха осталось только изувеченное бетонное основание.

Момент обрушения (фото: Роман Малясов)
Момент обрушения (фото: Роман Малясов)

При демонтаже, при этом, пострадало и соседнее кирпичное здание. Китайским бизнесменам остаётся только радоваться тому факту, что ООО «Дивес» не занимается заготовкой битого кирпича и шифера. А то, наверное, и его бы разнесли в клочья, как «часть мостового крана». Не надо быть пророком, чтобы предположить, что этот факт также останется без внимания местной прокуратуры.

В этой связи возникает резонный вопрос: а что же Богучанская ГЭС? Ведь если следовать логике арбитражного суда, эта структура Русгидро» обманула китайских экономических партнёров, продав им несуществующий «Цех сварки трубопроводов». О том, кстати, что именно ПАО «Богучанская ГЭС» «кинула» ООО «СК Востокстройинвест» в телефонном разговоре (аудиозапись имеется в редакции) представитель ООО «Дивес» заявляет китайскому предпринимателю. Так-то в мошенничестве металлозаготовители обвинили структуру «Русгидро», ни больше ни меньше…

Вопрос, «что вы нам продали?» представитель ООО «СК Востокстройинвест» задал, естественно, и руководству ПАО Богучанская ГЭС. Юрист этой солидной компании не моргнув глазом, даёт ответ: всё, дескать, нормально, никто вас не обманывал, и судья нигде не словом не обмолвился о том, что цех трубопроводов это мостовой кран ( а как же пассаж о том, что «вещь следует судьбе главной вещи»?).

Одним словом:

— Ты видишь цех трубопроводов?— Нет…— А он есть.

Состав преступления есть, а преступника – нет

Итак, что мы имеем в сухом остатке?

Представители компании ООО «Дивес» приобретя у АО «Богучанская ГЭС» за бесценок инженерное сооружение под названием «мостовой кран с подкрановым путем» разрезали и пустили на металлом вполне пригодное для дальнейшей эксплуатации здание цеха сварки трубопроводов.

Представители компании ООО «СК Востокстройинвест» приобретя у АО «Богучанская ГЭС» здание цеха трубопроводов для того, чтобы наладить глубокую переработку сибирской древесины, создать несколько десятков рабочих мест и укрепить экономические связи с могучим юго-восточным соседом России, остались ни с чем. А точнее – с горьким убеждением, что в нашей стране нормально и цивилизованно вести бизнес нельзя.

Представители АО Богучанская ГЭС поимев с двух субъектов малого бизнеса деньги, устранились от дальнейших разбирательств, так и не пояснив внятно – кому и что они продали. Деньги, как говорится, не пахнут…

На сегодняшний день цех уничтожен полностью, в ходе демонтажа повреждено стоящее рядом кирпичное здание (фото: Роман Малясов)
На сегодняшний день цех уничтожен полностью, в ходе демонтажа повреждено стоящее рядом кирпичное здание (фото: Роман Малясов)

Как ни крути – два варианта. Либо, если следовать логике представителей ООО «Дивес», размахивавших решением арбитражного суда, структура «Русгидро» ПАО «Богучанская ГЭС» совершила в отношении лесозаготовительной фирмы, среди учредителей которой числятся граждане Поднебесной, действия по повторной продаже уже ранее проданного имущества, либо договор купли-продажи цеха как имущества был составлен как «покупаю то, не знаю что» без разграничения с крановым оборудованием. Разве не видно тут неверно подготовленную документацию к торгам со стороны исполнителей ПАО «Богучанская ГЭС»? Но если продавцы всё сделали верно, то тогда действия ООО «Девис» следует проверять на состав преступления о захвате чужого имущества? Куда не кинь – везде пахнет составом уголовных преступлений. Почему не разбираются силовики?

Напомним, на встрече генерального консула КНР в городе Екатеринбурге Ван Туна и первого заместителя губернатора Красноярского края Сергея Пономаренко, состоявшейся 14 августа 2024 года, в числе прочего говорилось о расширении сотрудничества в реальном секторе экономики… Будет жаль, если намерения, озвученные в «высоких кабинетах», так и останутся «намерениями». При таких «реалиях» о каких-то совместных инвестпроектах в сфере глубокой переработки леса говорить сложно. То ли дело – гнать в Китай контрабандой «кругляк», а уже там открывать серьёзное, цивилизованное производство – с нашими бюрократами и оборотнями в погонах «каши не сваришь». Вот только за Державу в этой ситуации как-то неудобно…

Дмитрий Голованов