В ацтекской культуре полностью признавалось подчинение людей воле богов, которым постоянно требовалась человеческая кровь для поддержания жизни. Без новой крови боги умрут, а вместе с ними погибнет весь мир. На основе этих верований в государстве ацтеков зародился настоящий культ крови, вокруг которого выросли многочисленные традиции жертвоприношения.
Само отношение к жертвоприношению у ацтеков было довольно специфичным: обреченный знал, что ему выпал самый почетный способ умереть из всех возможных, после чего он сможет предстать перед богом, которому пожертвовал свою кровь, поэтому приговоренный без страха шел на смерть. Иногда для жертвоприношений отбирали добровольцев из собственного народа, но даже для большой империи Ацтеков было слишком расточительно каждый раз собирать кровавую жатву среди своих граждан, поэтому чаще всего для этих церемоний использовали пленников. Именно для их захвата, кстати, ацтеки и устраивали большое количество своих войн. По причине распространения культа крови среди многих народов Южной Америки, пленники, прекрасно осведомленные о своей участи, не пытались бежать и безропотно поднимались на жертвенный алтарь – в противном случае побег из плена оценивался бы даже их собственными соплеменниками как позор. И если в данном случае по отношению к пленным можно было употребить слово «везение», то раз в год один из них точно вытягивал «счастливый билет». Происходило это во время праздника Токстатль.
Это интересно: к концу 15 века индейские города начали посещать европейские миссионеры, изучавшие культуру народов Нового Света. Ужасавшиеся дикарским традициям индейцев, европейцы тщательно записывали все культурные обычаи неизвестных до этого времени народностей, благодаря чему до нас дошли многие уникальные сведения о доколумбовской культуре американских народов, записанные глазами очевидцев, в том числе и церемонии жертвоприношений.
Ацтекский праздник Токстатль отмечался каждую весну. В этот день жрецы выбирали среди пленных самого красивого юношу и… нет, не убивали его, а нарекали живым воплощением бога Тескатлипока. Юноша должен был быть стройным, спортивным и выносливым. Если говорить современным языком, обладать модельной внешностью. После провозглашения его божеством, избранного наряжали в самые дорогие одежды, давали лучшую еду и лакомства, учили манерам и игре на флейте. Также к нему приставлялись охранники, которые должны были отвечать за сохранность юноши своими головами.
В течение следующих месяцев юноша ходил по улицам городов, играл на флейте и танцевал. Прохожие оказывали ему знаки внимания, передавали свои желания и даже молились, падая перед ним на колени. Жрецы пристально следили, чтобы у избранного была роскошная жизнь, и он ни в чем себе не отказывал, но при этом воплощение бога Тескатлипока от сытой жизни не должен был потерять свою физическую форму и отрастить животик. Через 11 месяцев и 10 дней после праздника Токстатль юноше дарились 4 девушки из благородных семей, с которыми он мог делать все что хотел в течение 20 дней – до следующего праздника.
Через год, в день нового праздника, избранный выходил из своего жилища и шел по заполненным улицам города к одной из жертвенных пирамид. С улыбкой на лице, играя на флейте, юноша ложился на алтарь, после чего один из жрецов доставал нож, вскрывал ему грудную клетку и доставал рукой у еще живого человека его сердце, которое показывал народу. Затем избранному отрубали голову, а тело сбрасывали вниз к стоящей толпе. А неподалеку уже стояла новая шеренга пленных, среди которых обязательно находилось новое земное воплощение Тескатлипока.