В последние десятилетия инженерно-технические средства обеспечения корпоративной безопасности стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Они используются на промышленных предприятиях, вокзалах и даже в школах. Но особое внимание стоит уделить их применению в сфере авиационной безопасности — области, которая первой внедрила строгие меры контроля и досмотра, опередив другие виды транспорта. В этой статье мы рассмотрим, как авиация стала лидером в применении корпоративных средств безопасности и почему эта сфера занимает особое место в мировой транспортной системе.
Волна угонов самолетов: начало Эры безопасности
В середине XX века мир столкнулся с новой угрозой — волной угонов самолетов. Эти инциденты часто были связаны с политическими мотивами, когда захватчики требовали выполнения своих условий, таких как освобождение политических заключенных или получение выкупа. Однако среди этих случаев были и курьезные, оставшиеся в истории как уникальные примеры.
Курьезный случай в СССР
В 1954 году в Новосибирске произошел один из самых необычных угонов. Бортмеханик Владимир Поляков, обнаружив жену с любовником, решил отомстить необычным способом. Он угнал с аэродрома самолет Ил-12 с намерением протаранить комнату в коммунальной квартире, где находилась его супруга. Поляков провел в воздухе четыре часа, пытаясь прицелиться в нужное окно, но в итоге отказался от своей затеи и посадил самолет. Благодаря вмешательству конструктора самолета Сергея Ильюшина, который доказал превосходные летные данные и безопасность машины, Поляков избежал расстрела и провел в тюрьме всего три года.
Загадка Дэна Купера
В США в 1971 году произошел случай, ставший легендой. Мужчина, назвавшийся Дэном Купером, сел на рейс авиакомпании Northwest Orient Airlines и во время полета показал стюардессе бомбу в чемодане. Он потребовал $200 тыс. наличными, четыре парашюта и заправку самолета.
После выполнения его требований пути в аэропорту Рино (штат Невада), незаметно от двух сопровождавших гражданский самолет истребителей F-106 (из-за штормовой погоды) Купер выпрыгнул с парашютом из задней двери лайнера. Это был единственный на данный момент случай в истории, когда угонщика так и не нашли.
С конца 1940-х годов количество угонов самолетов начало неуклонно расти. Если с 1948 по 1957 год было зафиксировано всего 15 случаев, то в период с 1958 по 1967 год это число увеличилось до 48. Но самым тревожным был период с 1968 по 1972 год, когда количество угонов превысило 130 — и это только для американских самолетов. В то время угон самолета в США мог происходить каждую неделю.
Если интересно больше узнать об авиакатастрофах, угонах и других интересных случаях в гражданской авиации, переходите на канал "Расследование авиакатастроф".
Первые реформы в авиационной безопасности
Изначально меры безопасности в аэропортах были минимальными. Пассажиры могли свободно перемещаться по аэропорту и подниматься на борт без тщательной проверки. Однако с ростом числа угонов стало очевидно, что необходимы более жесткие меры. В 1973 году в США и СССР начали вводить обязательные проверки пассажиров и ручной клади перед посадкой на рейс. Это была первая крупная реформа в области авиационной безопасности. Для выявления скрытого оружия и опасных предметов начали использоваться металлодетекторы.
США
Радикальные изменения в системе транспортной безопасности произошли на рубеже тысячелетий. В США поводом для этого стали террористические атаки 11 сентября 2001 года, после которых была создана новая структура — Управление транспортной безопасности США (TSA). Эта организация начала разрабатывать и внедрять более строгие процедуры проверки пассажиров, что навсегда изменило систему авиационной безопасности.
Россия
Россия также не осталась в стороне. В период с 1997 по 2004 годы проводилась масштабная реформа в области авиационной безопасности. В Воздушном кодексе РФ впервые появилась глава, посвященная авиационной безопасности, была введена система обязательной сертификации деятельности юридических лиц, занимающихся обеспечением безопасности, а отдел авиационной безопасности был преобразован в Управление транспортной безопасности Ространснадзора.
Современные меры авиационной безопасности
Сегодня авиационная безопасность включает множество процедур и технологий, направленных на предотвращение угроз.
- Полный досмотр пассажиров с использованием металлодетекторов
- Усиленный контроль багажа, включая рентгеновские сканеры и оборудование для обнаружения взрывчатых веществ.
- Ужесточение контроля на государственной границе со сканированием отпечатков пальцев и биометрические технологии для предотвращения въезда в страну потенциальных террористов и других преступников.
- Запрет на пронос определенных предметов, например жидкости в емкостях, объемом более 100 мл.
Технологии будущего в авиационной безопасности
Авиационная безопасность продолжает развиваться в ответ на новые вызовы. В последние годы активно внедряются технологии, такие как биометрия, искусственный интеллект и автоматизация процессов. Эти инновации помогают не только обеспечивать безопасность пассажиров, но и предотвращать угрозы еще до того, как они попадут на борт самолета. Технологии, которые сегодня применяются в аэропортах, служат примером для других сфер, где требуется обеспечение безопасности на высоком уровне. Об этом в следующей статье.
Если у вас есть мнение по поводу недостатков мер авиационной безопасности или их избыточности, или любопытны интересные факты (например, почему на борт нельзя проносить жидкости в емкостях более 100 мл) оставляйте свое мнение в комментариях.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это очень важно для продвижения!