Когда не думаешь, многое становиться ясно
Виктор Пелевин
Термин зомби берет свои корни в магических обрядах Вуду в Бенине. Существует множество вариантов появления этого слова, но большинство учёных сходятся во мнении, что слово «зомби» произошло от слова «жамби», что в переводе означает «приведение». Зомби - это существо имеющее человеческий образ, но при этом у него отсутствует сознание. В современном мире образ зомби эксплуатирует массовая культура, но свой смысл термин не потерял попрежнему.
Как же образ зомби связан с философией? Этот вопрос впервые поднял Дэвид Чалмерс, он даёт следующее определение: «Философский зомби — гипотетическое существо, идентичное человеку по физическому телу вплоть до элементарных частиц и кварков, но не имеющее сознания». Следовательно философский зомби - это существо неотличимое от человека, но не имеющее сознательного опыта, квалиа или способность ощущать. Возможности зомби ведут к ложности физикализма. Физикализм — это тезис о том, что все сущее является физическим или производно от физического. В современной философии физикализм чаще всего сравнивают с проблемой сознание-тело в философии сознания, в отношении которой физикализм состоит в том, что у сознания нет самостоятельного сущего статуса и оно равно или производно от мозга или от чего-то физического. Физикализм часто приравнивают к материализму. Некоторые авторы считают, что физикализм допускает существование таких явлений, которые не вписываются в картину мира материализма. В связи с этим часто между материализмом и физикализмом ставят знак равно. В философии сознания физикализм являет собой доминанту. Часто с концепцией физикализма связывают позицию методологического натурализма, его суть заключена в том, что все процессы, события и законы основаны на естественных процессах.
Для дальнейшего познания философского зомби нужно ознакомиться с термином аргумент зомби. Аргумент зомби — аргумент в философии сознания, который имеет под собой основу философии зомби и часто используется в качестве доказательства. основное применение аргумента зомби - это научный дискурс о сознании, чаще используется для критики физикализма, который принимает хромы бихевиоризма или материализма. Бихевиоризм — систематический подход к изучению поведения людей и животных.
Философский зомби имеет классификации. Философы выделяют 4 типа философских зомби:
1) Бихевиоральный зомби - существонеотличимоеотчеловека,ноне имеющее чувственного опыта или квалиа.
2) Неврологический зомби - существоимеетчеловеческиймозги физически никак не отличается от человека, но не имеет никакого сознательного опыта.
3) Бездушный зомби - существоидентичночеловекувовсехаспектах физиологического описания, но не имеет души.
4) Интеллектуальный зомби-существоспособныобручитсявсемузачем возможно наблюдать, но действия которые происходят без визуализации, такие как мышления остаются для этих созданий непостижимыми, они не могут думать и рефлексировать, но могут читать и писать, так как этот вид деятельность так или иначе осязаем.
Разобравшись с основными терминами и понятиями можно перейти к размышлению по данной теме. Создание концепции философского зомби лежит в выяснении и нахождении связей между поведением и сознанием, нахождении опорных точек соприкосновения. О поисках опорных точек написан роман Виктора Олеговича Пелевина «S.N.U.F.F.». Главный герой романа Демьян-Ландульф Дамилолой Карпов размышляет о философском зомби и обдумывает реально ли его существования. Виктор Олегович пишет: «Кая — это цветок моей жизни, моя главная инвестиция, свет моего сердца, счастье моих ночей и ещё много-много лет выплат по кредиту». Кая - это искусственная женщина с которой сожительствует Дамилолой. Таких, как она называют словом «зимба», которое и обозначает искусственное создание, которое по факту не имеет сознание подобное человеку. По ходу романа герой так и не находит ответа на свой вопрос «Является ли Кая гуманойдом или философским зомби?». Такой же вопрос задают себе братья Стругацкие в культовом произведении «Понедельник начинается в субботу». В романе упоминаются «дубли», их концепция очень схожа со структурой философского зомби. Стругацкие пишут: «Дубль – это очень интересная штука. Как правило, это довольно точная копия своего творца. Не хватает, скажем, человеку рук – он создаёт себе дубля, безмозглого, безответного, только и умеющего, что паять контакты, или таскать тяжести, или писать под диктовку, но зато уж умеющего это делать хорошо. Или нужна человеку модель-антропоид для какого-нибудь эксперимента – он создаёт себе дубля, безмозглого, безответного, только и умеющего, что ходить по потолку или принимать телепатемы, но зато уж умеющего хорошо. Или самый простой случай. Собирается, скажем, человек получить зарплату, а времени терять ему не хочется, и он посылает вместо себя своего дубля, только и умеющего, что никого без очереди не пропускать, расписываться в ведомости и сосчитать деньги, не отходя от кассы. Конечно, творить дублей умеют не все. Я, например, ещё не умел. То, что у меня пока получалось, ничего не умело – даже ходить». Ещё одним известным упоминанием зомби является интервью Великого русского писателя Владимира Георгиевича Сорокина, которое она дал телеканалу «Дождь» (ныне иностранный агент). Сорокин говорит: «Я разочаровался в человеке постсоветском больше, чем в советском. Потому что в советском человеке была некая надежда — что он сможет рано или поздно преодолеть в себе вот это «советское, слишком советское», что это кончится вместе со строем. Постсоветский человек не только не хочет выдавливать из себя этот советский гной, а напротив, осознает его как новую кровь. Но с такой кровью он становится зомби. Он не способен создать вокруг себя нормальный социум. Он создает театр абсурда». Философский зомби из литературной и метафизической области после этого тезиса переходит в реальную жизнь. Реальная жизнь - это театр абсурда, где могут происходить вещи, которое даже воображение человека не в силах создать. Оглянитесь вокруг! Что вас окружает?
Философский зомби - это явление относительно новое. Но на мой взгляд зомби очень связан с шаманизмом. Но они диаметрально противоположны по своей сути. Шаман - человек, который может контролировать своё сознание и погружаться в другие миры в которых он может что-то предвидеть или бороться со злыми духами. Так на лекции по шаманизму лектор рассказывала о том, что настоящий шаман может переходит между мирами и это перерождением в какой то момент становиться неконтролируемым если он (шаман) поддаётся силе злых духов и в момент перехода в это состояние шаман может стать зомби, именно тем существо, которое не имеет сознание. Также прежде чем стать шаманом человека должна одолевать «шампанская болезнь» если человек не сможет понять, что его одолевает, то он тоже может стать зомби. Так выходит, что шаман и зомби по своей сути схожи, но при этом являются диаметрально противоположными.
Приведя литературные примеры, разобравшись с терминами и поняв глубину терминов мы можем дать ответ на вопрос: «Почему в философии появилась проблема зомби?». Появление проблемы зомби в философии напрямую связано с развитием теории структуры сознания, связи сознания с разумом и выявлении новых ранее не излучинах элементов. Зомби - существо абстрактное, но благодаря массовой культуре каждый может представить себе бессознательный кус плоти, который хочет покушать чей-то мозг. Этот образ бессознательного самый удобный для понимания проблемы. Но если посмотреть вокруг, то часто можно увидеть философских зомби вокруг, метафизическая абстракция является реальностью.