Найти в Дзене

Как выбрать лучший предварительный усилитель?

Оглавление

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте.

Добро пожаловать на Dzen-канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.

Напоминаем Вам, что ознакомиться с нашей аудиотехникой вы можете на сайте audio-tube.ru

Предусилители - Demograf

Сегодня у нас сборная очередная, интересная статья, честно скомунизженная с просторов интернета для ознакомления нашей дорогой публики - хайфай.ру, хайфайаудио-спб.ру, стереозона.ру (источники-авторы)

Отдельно отмечаем, что мнение Demograf Audio может не совпадать с мнением автора статьи.

Итак, поехали!

Что такое предварительный усилитель?

Предварительный усилитель — это устройство, которое усиливает входной сигнал и подготавливает его для дальнейшей обработки или передачи. Он обычно используется в аудио- и видеооборудовании, таком как усилители звука, ресиверы, проигрыватели компакт-дисков, телевизоры и т.д.

Основная задача устройства — увеличить амплитуду входного сигнала и поднять уровень сигнала до необходимого уровня для работы следующего аппарата, например, усилителя мощности. Он также может выполнять другие функции: коррекция тональности, регулировка баланса и громкости, коммутация между различными источниками аудиосигнала и др.

Обычно предварительный усилитель имеет несколько входов, которые могут использоваться для подключения различных источников: компьютеров, музыкальных инструментов, микрофонов, телевизоров и т.д. Он также может иметь выходы для подключения к усилителю мощности или напрямую к динамикам.

Для чего нужен?

Предварительный усилитель имеет несколько важных функций, которые могут быть полезны в различных ситуациях. Вот несколько причин, для которых может понадобиться использовать такое оборудование:

  • Усиление сигнала: если входной сигнал слишком слабый, усилитель может увеличить его уровень до необходимого уровня для дальнейшей обработки или передачи.
  • Коррекция тональности: такой усилитель может иметь регуляторы, которые позволяют корректировать тональность входного сигнала для достижения желаемого звучания.
  • Регулировка громкости: оборудование может быть оснащена регуляторами громкости, которые позволяют управлять уровнем звука.

Также предварительный усилитель может уменьшить уровень шума и искажений в сигнале, что может привести к улучшению качества звука или видео. Некоторые модели имеют встроенный фильтр, который позволяет устранить нежелательные помехи в сигнале.

Сравнение с фонокорректором

Предварительный усилитель и фонокорректор — два разных устройства, которые выполняют разные функции в аудиосистеме. Однако современные модели усилителей могут иметь встроенный фонокорректор.

Предварительный усилитель предназначен для увеличения уровня сигнала с источника до уровня, достаточного для дальнейшей обработки или передачи сигнала на усилитель мощности. Он может иметь несколько входов, регулировку громкости, эквалайзер и другие функции для управления звуком.

Фонокорректор же необходим для воспроизведения звука с виниловых пластинок. Он имеет специальные фильтры для корректировки частотной характеристики звука, которая изменяется в зависимости от скорости и направления вращения пластинки. Он также усиливает сигнал с катушечного магнита или магнитной головки, которая преобразует движение иглы в электрический сигнал.

Важно отметить, что не все предварительные усилители имеют встроенный фонокорректор, и для воспроизведения винила может потребоваться отдельный. Важно выбирать фонокорректор, соответствующий типу головки и импедансу кабеля, используемого для подключения к аудиосистеме.

Сегодня фонокорректоры можно считать в какой-то мере устаревшими, хотя в некоторых ситуациях без них обойтись нельзя. В то же время при работе со звуком они не всегда нужны, и можно обойтись многофункциональным предварительным усилителем.

-2

Обзор видов

Предусилитель (preamp) — это устройство, которое увеличивает уровень сигнала с микрофона или инструмента до уровня, необходимого для дальнейшей обработки или записи. Существует несколько типов предусилителей, включая инструментальные, микрофонные и универсальные. Каждый из них будет обладать своими особенностями, преимуществами и недостатками. Однако есть и некоторые общие черты, например, любая модель будет иметь хотя бы один вход и один линейный выход.

На выбор прибора влияет цель использования — какого именно результата нужно добиться пользователю, какие музыкальные инструменты используются в системе, какие колонки и микрофоны подключены, и т.д. У каждой модели — собственный характер звука, поскольку все они меняют тон по-своему.

В ассортименте наиболее известных мировых производителей предусилителей можно найти различные модификации. Модели предназначаются для выполнения разных задач и, в связи с этим, имеют различные эксплуатационные характеристики. Например, существуют модели на лампах, которые предоставляют теплый и мягкий звук, а также модели на полевых транзисторах, которые обеспечивают более прозрачный и точный звук.

Некоторые предусилители также оснащены темброблоком, который позволяет регулировать частоты и изменять тембр звука. Это особенно полезно при работе с музыкальными инструментами или записью вокала, когда звукорежиссеру необходимо подчеркнуть определенные частоты.

Кроме того, на рынке также доступны стереоусилители и дифференциальные устройства, которые позволяют улучшить качество звука и уменьшить уровень шума и искажений. Важно знать, что каждая модификация имеет свои особенности и предназначена для определенных задач, поэтому перед покупкой необходимо ознакомиться с их характеристиками и выбрать модель, которая подходит для конкретных целей. Стоимость, соответственно, будет отличаться, но не должна являться главным фактором при выборе оборудования.

Ниже рассмотрены основные виды предварительных усилителей, что поможет пользователю лучше понять ключевую разницу между ними.

-3

Инструментальные

Инструментальные предусилители (instrument preamps), как понятно из названия, предназначены для работы с музыкальными инструментами, такими как гитары, бас-гитары, клавишные и другие электронные инструменты. Они обычно имеют высокий входной импеданс, что позволяет им лучше обрабатывать высокочастотный сигнал, который производят эти инструменты.

Микрофонные

Микрофонные предусилители (mic preamps) используются для усиления сигнала, полученного от микрофонов. Они имеют низкий входной импеданс и предназначены для работы с различными типами звукоснимателей, такими как динамические, конденсаторные и резонаторные.

Универсальные

Универсальные предусилители (universal preamps) предназначены для работы с различными источниками сигнала, включая инструменты и микрофоны. Они обычно имеют высокий входной импеданс и могут обрабатывать различные типы сигналов, что делает их удобными для использования в студийной и живой музыке.

Итак, каждый тип предусилителя имеет свои особенности и используется в зависимости от конкретной задачи и требований к качеству звука. Некоторые модели могут иметь дополнительные функции, такие как регулировка уровня громкости, настройка тембра и т.д. Ассортимент продукции также предлагает купить усилители со встроенным фонокорректором, если в нем есть необходимость.

Критерии выбора предусилителя

Для выбора подходящего предварительного усилителя необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. Количество входных каналов, которое зависит от индивидуальных потребностей будущих владельцев: для обычного использования достаточно двух каналов, в то время как профессиональные студийные устройства требуют, как минимум, четырех входов.
  2. Целевое назначение: для аудиосистем Hi-Fi или Hi-End необходим предусилитель, который может выступать в качестве главного узла для подключения других компонентов.
  3. Удобство управления: предпочтительны предварительные усилители с возможностью тонкой настройки звучания, наличием пульта ДУ или поддержкой мобильных приложений.
  4. Отношение сигнал-шум: чем выше этот показатель, тем более чистые звуки мы получаем на выходе; для домашнего прослушивания музыки достаточно 75 дБ, в то время как для высококачественных аудиосистем желательно, чтобы это соотношение было не менее 90 дБ.
  5. Диапазон частот: качественные предусилители способны обрабатывать звуки в диапазоне от 16 до 20к Гц.

Перед приобретением предварительного усилителя рекомендуется ознакомиться с обзорами конкретных моделей и мнениями экспертов.

Как подобрать предварительный усилитель к усилителю мощности?

Как выбрать: Предусилитель — самое незаметное или самое главное звено?

Нынешнему поколению любителей музыки, выросшему на смартфонах, наушниках и Bluetooth-колонках, сложно представить себе важность отдельных компонентов полноценной стереосистемы. Нет, уверять молодежь в необходимости наличия акустических систем пока еще не надо, с усилителем мощности тоже все понятно, но вот скажем, когда речь заходит об источниках сигнала, многие всерьез убеждены, что в этом качестве вполне может выступать, например, айфон или на худой конец какой-нибудь видеопроигрыватель. Про сетевые фильтры, кабели и стойки на этот раз скромно промолчим, а обратимся к такой казалось бы «незначительной мелочи» как предварительный усилитель.

-4

Если современные меломаны в чем-то и правы, так это в том, что предварительный усилитель, даже очень высокого качества, это, по сути, самый незаметный, причем в первую очередь в звуковом плане, элемент аудиотракта. Понятно, что львиную долю характерности звучания системы берут на себя колонки, хотя, согласно Айвору Тифенбрюну, плохой источник не исправят даже они, а что касается усилителя мощности, то это практически часть колонок, по крайней мере с точки зрения их взаимодействия. И что же остается преду?

-5

Казалось бы — практически ничего, разве что коммутировать различные источники и регулировать громкость. Но это только кажущаяся простота. Дело в том, что электроника — это наука о контактах, а вот как раз их в предусилителе больше всего. Если источник отдает сигнал линейного уровня, а усилитель мощности усиливает его, без каких-либо отклонений, то путь сигнала по предусилителю на редкость тернист. Усилитель мощности в теории может обходиться только одним каскадом, оконечным, а в преде их чаще всего как минимум три: входной, усилительный и выходной. Исходя из их расположения, несложно догадаться, что входной каскад служит для согласования с источниками сигнала, усилительный занимается усилением (иногда с единичным коэффициентом) и регулировкой уровня сигнала, а выходной необходим для согласования с усилителем мощности.

-6

Для переключения входов могут использоваться реле либо же механический переключатель, для регулировки громкости — потенциометр, резистивная матрица, набор сопротивлений и реле или галетный переключатель. Рискну предположить, что механические переключатели входов и резисторов в регуляторе уровня — это вероятно самая ультимативная реализация конструктива предварительного усилителя, но, во-первых, это вовсе не значит, что все остальные варианты звучат неприемлемо, а во-вторых, ультимативная она в том числе и по стоимости, в силу не только дороговизны комплектующих, но и сложности их подбора с точки зрения совпадения характеристик. Судите сами — скажем для балансного регулятора нужно подобрать четыре набора сопротивлений с абсолютно идентичными значениями. А некоторые умудряются даже моторизовать их, но это конечно уже высший пилотаж.

-7

С учетом такого количества различных нюансов — как же выбрать подходящую модель? Рискуя показаться банальным, скажу, что основными критериями все равно должны стать качество звучания и финансовые возможности. Что же до функционала, то я бы начинал с определения числа источников в системе, как нынешних, так и потенциальных. И если, скажем, вы не планируете слушать решительно ничего, кроме, например, компакт-дисков, то по моему разумению логичней приобрести качественный проигрыватель с регулировкой уровня выходного сигнала, нежели тратиться на отдельный блок, 90% функционала которого вами никогда не будут востребованы.

-8

Еще один достаточно неоднозначный момент — дополнительный функционал предусилителя, а именно — фонокорректор, ЦАП, усилитель для наушников и т. д. С одной стороны — это безусловно удобно, с другой — нужно отдавать себе отчет, что встроенный элемент почти наверняка будет уступать внешнему, специализированному. Но тут уже следует исходить из частоты приоритетности использования. Если, скажем, ЦАП вам нужен, чтобы от силы раз в полгода подключить телефон и послушать какой-то новый хит, то встроенного, что называется, хватит за глаза, а если у вас имеется какой-то серьезный стационарный цифровой транспорт, то грех его использовать по остаточному принципу.

-9

Лампа или транзистор? На самом деле, применительно к слаботочным предварительным цепям этот вопрос не столь актуален и по большому счету все равно упирается в вышеозначенное качество звучания. Лампы в преде вряд ли будут всерьез окрашивать звук, равно как и требовать постоянного ухода, это все-таки не усилитель мощности. Вопрос скорей может возникнуть применительно к пассивной либо активной схеме регулировки уровня сигнала, но тут уже надо исходить из совокупных параметров источника и усилителя мощности, говорить же в отрыве от них, какая из схем лучше — бессмысленно.

-10

И напоследок о главном. Можно бесконечно твердить о том, что главное в аудиосистеме — это звучание и основная задача его ничем не испортить, в том числе различным сервисным функционалом, но — трижды подумайте, прежде чем отказываться от таких опций, как дисплей и пульт дистанционного управления. Все же прослушивание музыки — это в первую очередь удовольствие, а совмещать его с бесконечной суетой вокруг стойки с аппаратурой не всегда получается, иногда хочется просто посидеть в кресле.

Памятка аудиофилам по самому сложному вопросу построения системы и достижению правильного звучания

Компонентная система, то есть, инсталляция в которой усиление разделено на два блока (предварительное и мощности) – наиболее распространенная схема достижения High End звучания дома. Однако, в кажущемся простом действии кроется масса подводных камней – и даже прямой выбор мощника и преда от одного бренда порой не гарантирует отличного результата. Какие подводные камни ждут при стыковке предварительного усилителя и усилителя мощности, почему ламповое звено в тракте – почти всегда благо, как избежать распространённых ошибок при инсталляции и на чём сконцентрироваться – обо всем этом читайте в нашей новой статье.

-11

1. Всё начинается с коэффициента усиления…

Основное предназначение предварительного усилителя в системе – согласовывать и усиливать сигнал от источника до усилителя мощности. И самая банальная ошибка – введение в систему преда, который не в состоянии «раскачать» мощник. Либо, наоборот, перегружает его задранным уровнем сигнала (что ещё опаснее). Так что, начать нужно с того, чтобы согласовать параметры коэффициента усиления, гарантируемого предусилителем и чувствительность входа усилителя мощности.

-12

2. Параметры входного и выходного напряжений – важнейшие критерии подбора.

Следующий электрический параметр ТТХ – напряжение. Выходное напряжение – максимум, который может обеспечить предусилитель, входное напряжение – величина, с которым может гарантировать свои параметры усилитель мощности. Опять же, если входное напряжение усилителя мощности превышает выходное напряжение преда, то никакой «химии» между устройствами не получится – и, тем более, не будет роскошного звучания. Это работает и в обратную сторону - если выходное напряжение предварительного усилителя превышает ТТХ мощника – искажения гарантированы.

-13

3. Входное и выходное сопротивление нуждаются в согласовании

Наконец, переходим к оценке входного и выходного сопротивлений устройств. Хороший саунд гарантирован, если сопротивление тракта протеканию электрического тока устроено «лестницей», в которой входное сопротивление усилителя мощности превышает выходное сопротивление предварительного усилителя. В обратном случае мы получим повышенную нагрузку на пред – и никакого «бриллианса» не получится.

-14

4. Балансное соединение – почти всегда благо

В подавляющем большинстве случаев, если аппараты построены по балансным схемам, нужно использовать для их подключения XLR-разъемы и XLR-соединители. Более высокий уровень передаваемого сигнала гарантирует наилучшую устойчивость схемы к помехам. Опять же, стоит избегать коммутации, при которой задействован пред только с RCA-выходами и мощник с XLR-входами – ничего хорошего в использовании переходников нет.

-15

5. Кабельная обвязка важна – и наиболее всего она важна в области электропитания усилителя мощности.

Многие аудиофилы выделяют значительную часть кабельного бюджета на межблочные соединители. Это неверно – наибольшее влияние на звучание оказывают сетевые кабели, особенно, задействованные для сильноточных цепей усилителя мощности.

-16

6.  Полоса пропускания аппаратов – первоочередной критерий оценки ТТХ. КНИ, соотношения «сигнал/шум», динамический диапазон – вторичны.

Многие поклонники хорошего звука концентрируются при оценке ТТХ компонентов на таких параметрах, как КНИ, соотношение «сигнал/шум», динамический диапазон – но, по сути, на современном уровне развития технологий даже компоненты начального Hi-Fi уровня уже обладают достаточным «запасом прочности» по данным параметрам. Куда важнее полоса пропускания – именно поэтому техника High End уровня щеголяет АЧХ от 0 до 1 МГц, подобный размах полосы гарантирует поистине роскошную подачу.

-17

7. Выбор компонентов от одного бренда – не панацея. Всё решается по результатам прослушивания.

Совсем не всегда у компании получается выпустить шикарный предварительный усилитель, и столь же шикарный мощник. Поэтому, правило одно – после оценки параметров, слушать, слушать и ещё раз слушать. Довольно часто в топовых High End инсталляциях мы видим компоненты разных компаний на предварительном усилении и усилении мощности.

-18

8. Вес устройств в 99% помогает оценить возможности их блоков питания

Да, бывают случаи, когда масса аппарата набирается приваренной к нижней поверхности корпуса чугунной плитой – но такой антивибрационный поход скорее редкость. В большинстве случаев за массу устройства (как мощника, так и преда) отвечают силовые трансформаторы, а так как запас мощности еще никому не мешал (стабильность питания всегда благоприятно сказывается на саунде), правило тут простое – чем больше весит каждый компонент – тем лучше.

-19

9. Ламповый предварительный усилитель действительно может «облагородить» звук

Мечтаете о бархатном звучании, которое можно слушать часами без намека на утомление? Задумайтесь о введении в систему лампового предварительного усилителя – каскад на «трубках» в случае грамотной его реализации обеспечивает прибавку как в открытости, так и в натуральности звучания.

-20

10. Максимальное внимание по устранению вибраций должно быть сконцентрировано на предварительном усилителе.

Большинство усилителей мощности уже имеют значительную массу (см. выше почему – из-за габаритных силовых трансформаторов), потому данный факт уже работает на антивибрационные свойства. А вот более лёгкий предварительный усилитель может отреагировать очень благосклонно на его доукомплектацию антивибрационными опорами.

-21

11. Фильтрация питания показана преду – и никак не усилителю мощности. То же самое касается регенерации питающего напряжения.

Не увлекайтесь фильтрами питания – и, тем более, регенераторами питания. Сильноточные компоненты (вроде мощников) вообще лучше всего включать напрямую в розетку, позаботившись только о качественном сетевом шнуре (в ином случае вы рискуете убить динамику). А вот эксперименты с предварительным усилением можно продолжить, и рассмотреть введение в тракт системы фильтрации электричества для этого блока.

-22

12. Лучше не размещать предварительный усилитель на усилителе мощности (как на промо-фото) – возможен перегрев!

На подавляющем числе промо-фотографий предварительный усилитель размещается на усилителе мощности. Увы и ах, так лучше не делать – изучайте инструкции по эксплуатации, в которых указаны минимальные зазоры для необходимого теплоотвода от верхних поверхностей устройств. Обычно данная величина находится в пределах 20-25 см – так что, во избежание перегрева, озаботьтесь свободным размещением компонентов на стойке.

-23