Главный совет, который дают специалисты родителям: любите, поддерживайте своих детей и запаситесь терпением.
Психологи подчеркивают: адаптация и радость — это разные вещи. Успешно адаптировавшийся ребенок вовсе необязательно будет рад перспективе ходить в школу ближайшие 11 лет и выполнять «домашку».
Что такое адаптация
Адаптация к школе — это в первую очередь приспсобление ребенка к его новому социальному статусу, процесс построения новых, качественно других, более серьезных взаимоотношений с окружением — тоже новым.
Это испытание для всех без исключения детей — как тихих, застенчивых, так и активных, не испытывающих проблем с коммуникациями; для тех, кто вообще не ходил в сад и тех, кто посещал дошкольное учреждение с удовольствием.
Из чего складывается адаптация
Процесс адаптации складывается из нескольких важных факторов:
- Возрастной кризис 6–7 лет. Возраст противоречий, упрямства, категоричности, споров, желания вести себя, как взрослый, и невозможностью осуществить все свои «взрослые» желания в силу возраста и ограниченных ресурсов.
- В этом возрасте происходит очередной этап формирования личности — «Я и социум». Ребенок начинает обращать внимание на существование широкого круга людей, знакомиться с иерархиями в социуме, правилами, которые он должен соблюдать, чтобы строить взаимоотношения с людьми. Открытие, что мир крутится не вокруг него, как он, возможно, привык считать, — не из приятных.
- Ребенок попадает в принципиально новую среду общения, игры, которые были ведущей деятельностью, сменяются на учебу. Здесь важно пояснить, что смена ведущей деятельности с игровой связана не с необходимостью идти в школу. Это внутреннее изменение, которое, будучи замеченное педагогами, психологами предыдущих эпох, как раз и сформировало тенденцию отдавать детей на обучение ремеслу, профессии, а позднее — в школу именно в этом возрасте.
- Примерно к семи годам у ребенка меняется тип мышления — с наглядно-образного на словесно-логическое, которое является основным типом мышления у взрослых людей. Окончательно, во всей своей функциональной полноте, словесно-логическое мышление формируется только к 13–15 годам. То есть, как мы понимаем, процесс этот не быстрый и сложный сам по себе.
Все эти факторы создают напряженный фон для ребенка, который затрагивает не только первое время обучения: при неудачном течении адаптации это напряжение может сказываться на учебе многие годы. Об этом подробнее чуть ниже.
Психологи подчеркивают: именно прохождение кризиса 6–7 лет является основным фактором готовности ребенка к школе. «Если ребенок пошел в школу до того, как перешагнул этот рубеж, адаптация наслоится на возрастные изменения и даст неблагоприятный результат. Это может выражаться как в затягивании процесса адаптации, так и в полном ее провале. В свою очередь, школьная дезаптация может привести к серьезной неуспеваемости», — говорит психолог Мария Сурыгина.
Как проявляется адаптация
Адаптация может проявляться в следующем:
- неприятие ребенком происходящих с ним жизненных перемен;
- нежелание идти в школу;
- страх перед новым коллективом и учителем;
- нарушение сна;
- потеря аппетита;
- повышенная утомляемость;
- капризность;
- агрессивные реакции;
- повышенная возбудимость, активность.
«Родителям, на мой взгляд, важно знать, что именно происходит с ребенком и почему. Знание процесса и его причин помогает в принятии ежедневных решений, помогает быть более терпеливыми, с пониманием относиться к трудностям ребенка, доверять ему, когда он прямо или косвенно жалуется на них. Зачастую именно поддержка и понимание — главная помощь, которую мы можем оказать другому человеку», — комментирует специалист.
Что усугубляет процесс школьной адаптации
По словам психолога Оксаны Павловой, вероятность того, что первоклассник будет испытывать затруднения при адаптации в школе возрастает, когда:
- В семье не соблюдается режим дня.
- Родители уделяют мало внимания общению с ребенком, и в принципе семья мало проводит времени вместе.
- Нет уважения к старшим.
- Ребенок не приучен к самостоятельности, не помогает родителям, у него нет домашних обязанностей.
- У ребенка не сформировано чувство ответственности за свои поступки.
- Есть проблемы с поведением и послушанием.
- Ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками, не умеет вести диалог.
- В семье не развита культура чтения, ребенок не любит читать.
- Ребенок недостаточно подготовлен к школе.
- В присутствии ребенка родители критикуют школу, учителей и школьную программу.
Сколько длится адаптация
По времени адаптация к школе вписывается в те же рамки, что и адаптация к саду, и в среднем длится от двух до шести месяцев. Как отмечают специалисты, это стандартный временный отрезок, в том числе и для взрослых людей, когда наша психика адаптируется к серьезным переменам.
Виды адаптации
Адаптация может проявляться и длиться по-разному, поэтому выделяют несколько ее видов.
Активная адаптация
Встречается довольно редко, проявляется активно и явно выраженно: в слезах, агрессивных реакциях, бурных протестах, попытках торгов. Но зато может длиться недолго — до двух недель.
Быстрая адаптация
На удивление встречается довольно часто: ребенок может легко и быстро подстроиться под изменения в своей жизни. Это не значит, что у него не будет никаких трудностей в общении с одноклассниками, учителями, и он будет хорошо и с желанием учиться. Это говорит лишь о том, что у него гибкая психика.
Отложенная адаптация
Наиболее распространенная форма. Поначалу первоклассник ходит в школу с энтузиазмом, ему все интересно, но затем адаптация начинает проявляться «по-классике» — в психических и соматических реакциях, причем может одновременно и в том, и другом. Острая фаза адаптации длится около двух недель с постепенно снижающейся интенсивностью.
Пассивная адаптация
Тоже одна из наиболее частых форм для первоклассников. Но родителям ее бывает сложно вычислить, потому что, как правило, она проявляется в поведении и самочувствии ребенка, которые не всегда можно связать именно со школьной адаптацией.
Что меняется:
- аппетит, вкусовые пристрастия, стул;
- характер сна;
- скорость и качество усвоения новой информации.
Что появляется:
- нервозность;
- повышенная утомляемость;
- жалобы на головную боль и боль в животе;
- привязанность к привычным семейным ритуалам;
- инфантильность, капризность, плаксивость;
- ревность к другим детям в семье;
- конфликты с родителями, причем больше похожие не на детские, а на подростковые.
Сложность пассивной адаптации — и для самого ребенка, и для родителей — в том, что она может длиться по максимуму, — в течение всех шести месяцев.
Проваленная адаптация
Название говорит само за себя — это та адаптация, которая в силу разных причин была неуспешной. Причем в худшем случае она выльется в затяжной период плохого самочувствия ребенка и его негативного отношения к школе, который может растянуться на несколько лет. В худшем — в школьную дезаптацию, которая продлится все 11 лет обучения.
При адаптации к школе новую нагрузку получают все сферы деятельности: физическая, эмоциональная, социальная, интеллектуальная. Активному ребенку, привыкшему быть постоянно в движении, трудно усидеть на уроках. Привыкание к новому режиму может проявляться и в безудержно-буйном поведении, и в вялости, и в постепенно нарастающем бессилии.
Как облегчить адаптацию
В любом детском возрасте лучшими способами борьбы с физическим и эмоциональным стрессом были и остаются возня, беготня, визги, щекотки и другое «бесилово». Иногда именно такие активности (достаточно 10–15 минут, не дольше) помогают быстрее снять напряжение, нежели спокойные занятия и чтение перед сном.
Ну и, конечно же, объятия, поглаживания и поцелуи — их дети могут требовать много. Это тот самый возрастной «откат», который проходит под родительские возгласы: «Ну что ты как маленький!».
На что еще стоит обратить внимание:
- Режим сна. Скорее всего, он потребует перестройки. Наблюдая за ребенком в течение одной-двух недель, вы сможете скорректировать и подобрать для него индивидуальный режим.
- Питание. Оно должно быть полноценным: белки, жиры, быстрые и медленные углеводы, клетчатка. По одной чайной ложке утром и вечером давайте смесь из перемолотых сухофруктов и орехов, смешанных с медом. Если в период школьной адаптации ребенок просит больше сладостей, в чем-то идите ему навстречу, но в меру и в не в долгосрочной перспективе.
Домашние задания
Помогайте ребенку со школьной программой и уроками, ведь ему тоже нужно адаптироваться к новой для себя интеллектуальной нагрузке. Если вы видите, что ему сложно, он явно переутомлен, делайте какие-то задания вместе с ним (пока при бо́льшем участии с вашей стороны), не добивайтесь от него быстрых и правильных ответов. Помогите ему научиться вовремя делать перерывы, переключаться на другие задачи, возвращаясь потом к предыдущим заданиям.
Понаблюдайте за ребенком, когда после школы его мозг наиболее активен, и постарайтесь подстроить под этот «график» выполнение домашнего задания.
«Обычно у нас мозговая активность идет волнами. У первоклашек тоже есть своя синусоида, и знание этого индивидуального режима сильно облегчит учебу дома. Когда ребенок на пике, он сделает задание легко и даже с интересом. Когда на спаде, то задание будет казаться очень трудным, начать работу будет сложно, хороший результат получить еще сложнее, а времени это займёт в два, а то и в три раза больше», — говорит Мария Сурыгина.
Телевизор и компьютерные игры
Как считают психологи, правило «сначала уроки — потом развлечения» — не всегда лучшая тактика. В небольших количествах развлечения в виде мультфильмов или компьютерных игр, напротив, помогают восстановить работоспособность мозга после нагрузки, которую ребенок получил в школе. Поэтому весьма полезным бывает сначала полчаса пострелять в монстров или посмотреть серию любимого мультика, а уже потом сесть за уроки.
Кружки и секции
Если речь идет о новых кружках и секциях, то специалисты не рекомендуют начинать такие занятия именно в сентябре, чтобы не перезагружать ребенка. Исключение составляют ситуации, когда в этот же кружок идут другие ребята из класса: в этом случае совместные занятия как раз сыграют положительную роль в социальной адаптации в новом коллективе.