Ситуация с поддельными запасными частями на российском рынке приняла угрожающий характер. «Каждый четвертый товар – контрафакт». Вышибающая холодный пот фраза прозвучала в заголовке материала, размещенного на сайте «Комсомольской правды». А речь в нем шла о запасных частях для автомобилей и расходных материалах для их обслуживания.
Получается, что предупреждение касается большой части владельцев сошедших с гарантии машин. Новые авто обслуживаются на дилерских СТО, которые имеют централизованное снабжение автокомпонентами, исключающее проникновение на склады фальсификата.
Поддельные масла – лидеры антирейтинга
Лидерами антирейтинга поддельных автокомпонентов эксперты назвали смазочные материалы. Доля контрафакта по ним составляет от 30 до 50 %. Эти цифры, к слову, озвучивают эксперты как из сферы сервисного обслуживания автотранспорта, так и из торговых организаций.
Сомневаться в их актуальности не приходится, подделки регулярно выявляют контрольные закупки. Единственное, на чем хотелось бы акцентировать внимание, так это на том, что статистические данные нужно рассматривать с привязкой к ушедшим с российского рынка зарубежным брендам: Mobil, Total, Shell, Castrol и т. д., продукция которых сегодня приходит по параллельному импорту.
Стоит отметить, что большие объемы фальсификата производятся внутри страны на подпольных заводах, на которых разливают дешевые моторные масла в поддельную тару. О масштабах теневого бизнеса лучше всего говорят цифры, озвучиваемые официальными представителями МВД. В прошлом году силовики накрыли несколько заводов поддельных масел.
Фальсификат также приходит в Россию и из-за рубежа. Правоохранительные органы стран Азии и Европы хоть и прилагают максимум усилий для борьбы с организованной преступностью, но до победы над ней еще очень далеко. Плохо, что конечным пунктом назначения поддельных масел часто становится Россия.
Какие запчасти и расходные материалы находятся в группе риска?
Второе место на пьедестале антирейтинга эксперты отдали свечам зажигания. Доля контрафакта по ним оценивается в 17–20 %. Это много. О том, к каким последствиям приводит установка на ДВС поддельных свечей зажигания, мы подробно рассказали в статье «Чем опасны поддельные свечи зажигания для ДВС?».
Удивительно, почему такому ответственному расходнику, как фильтры, досталось утешительное третье место (доля контрафакта 10–15 %). Цифры эти, к слову, можно оспорить. Именно фильтры являются частыми героями наших статей о выявленных подделках. При этом вреда они могут нанести не меньше, чем поддельные масла.
Также эксперты обратили внимание на большое число подделок среди тормозных колодок, деталей подвески и рулевого управления. По ним доля контрафакта составляет 5–10 % и 5–7 % соответственно. Как видим, по сравнению со смазочными материалами в разы меньше. Но это не должно успокаивать!
Почему проблема поддельных запасных частей в ближайшие годы станет еще острее?
Чем старше автомобиль, чем сильнее он изношен, тем больше требуется затрат на запасные части для поддержания его в технически исправном состоянии. Если опираться на данные аналитического агентства «Автостат», средний возраст легковых машин в России по состоянию на начало текущего года превысил 15 лет!
Даже у владельцев, которые эксплуатируют автомобили бережно, к обозначенному выше возрасту машины начинают «сыпаться». А их ремонт с применением поддельных автокомпонентов часто приводит к аварийному выходу авто из строя.
В ряде случаев внезапные отказы становятся причинами дорожно-транспортных происшествий с гибелью людей. Вот почему очень важно, чтобы заслон фальсификату был поставлен со стороны государства, а не только являлся инициативой «белого» бизнеса.