Ремень ГРМ – это один из самых важных элементов силового агрегата, так как именно он отвечает за одновременное функционирование распределительного и коленчатого валов. Помимо этого, с его помощью осуществляется открытие и закрытие клапанов в необходимые моменты.
Если данный компонент исправен, то он обеспечивает поворот распределительного вала в нужном темпе – отставая по времени в два раза от оборота коленчатого вала. Во время этих поворотов в мотор попадет топливо, а через выхлопную систему выводятся отработанные газы.
В случае обрыва ремня ГРМ, весь этот процесс работы этой системы сбивается, из-за чего транспортное средство перестает нормально функционировать, а также появляются более серьезные последствия.
Производители впервые начали использовать ременный привод для того, чтобы выпускать более дешевые силовые агрегаты меньшего веса. Одновременно с этим им удалось в значительной степени снизить уровень шума, выдаваемый работающим мотором. Однако без проблем не обошлось.
Дело в том, что автомобилисты начали сталкиваться со сложностями в обслуживании этого компонента. Для достижения обратного эффекта производители провели долгую работу, результатом которой и стал привычный трехслойный ремень ГРМ.
Признаки поломки цепи
Чаще всего поломка ремня ГРМ сопровождается достаточно громким хлопком, после которого силовой агрегат прекращает работать. При этом все остальные элементы транспортного средства продолжают работать в нормальном режиме.
Если водитель попытается еще раз запустить мотор, то он услышит металлический стук, а также почувствует, что стартер крутится слишком легко.
Это происходит из-за того, что в цилиндрах нет нужной компрессии. Специалисты рекомендуют не пытаться повторно запустить силовой агрегат до осмотра повреждений.
Если во время движения у автомобилиста появилось подозрение о том, что ремень ГРМ оборвался, то необходимо прекратить движение, открыть капот и проверить состояние цепи. В некоторых транспортных средствах сделать это довольно просто, однако зачастую получить быстрый доступ к данному элементу бывает весьма проблематично.
Последствия поломки
Поломка цепи ГРМ опасна своими последствиями. Вся сложность заключается в том, что предсказать дополнительные повреждения в таких ситуациях крайне сложно. В лучшем случае автомобилисты могут столкнуться с несложной заменой цепи, а в худшем – капитальным ремонтом двигателя или установлением нового газораспределительного механизма.
Все это зависит от нескольких факторов: состояния мотора, реакции автомобилиста и удачи. Самой плохой считается случай, при котором обрыв ремня приводит к загибанию клапанов.
По словам специалистов, конкретные последствия данной поломки напрямую связаны с конструкцией установленного в автомобиль мотора. Тут работает простое правило: чем проще сделан двигатель, тем меньше вероятность повреждения других элементов. Однако практика показывает, что с легкими последствиями водители сталкиваются далеко не всегда.
Современные силовые агрегаты зачастую многоклапанные, за счет чего и повышаются их технические характеристики. Но недостатком таких мотором является то, что в них нет глубоких выборок под клапанные тарелки. Именно по этой причине при поломке цепи ГРМ местонахождение газораспределительных валов фиксируется в том месте, где они находились в последний момент.
В это время коленвал продолжает раскручиваться по инерции и сталкивается с поршнем. Самое простое, что может случиться в такой ситуации – это загиб клапанов. Поможет демонтаж головки блока.
Также специалисты рассказали, что если цепь обрывается на холостых оборотах, то замена требуется всего нескольким клапанам. Если же это произошло на скорости, то велика вероятность того, что замена потребуется абсолютно всем. И это не так страшно. Куда опаснее лопание направляющих втулок. В этой ситуации автомобилисту придется ремонтировать блок цилиндров, что обойдется в достаточно крупную сумму.
Из-за чего обрывается ремень ГРМ
Довольно часто с такой проблемой автомобилисты сталкиваются из-за своих собственных ошибок. Наиболее распространенными из них являются использование некачественного моторного масла или эксплуатация транспортного средства при недостаточном уровне смазывающего вещества.
Здесь важно понимать, что ремень ГРМ, как и любая другая цепь, удерживается за счет натяжителя цепи. Его корректное функционирование напрямую зависит от того, какая смазка используется и какое давление создается в системе. Если водитель решил сэкономить на качестве масла или же забыл долить смазывающее вещество до нужного объема, давление в системе окажется слишком слабым, из-за чего ремень не сможет натянуться должным образом.
Также водители могут поспособствовать обрыву цепи, если на турбированном транспортном средстве любят ездить на весьма высокой скорости. Дело в том, что такие автомобили неплохо набирают скорость на низких оборотах. Если в этот момент усердно нажимать на педаль газа, то на ремень ГРМ будет действовать дополнительная нагрузка.
Практика показывает, что цепь далеко не всегда способна ее выдержать. В лучшем случае она просто растягивается, а в худшем – резко обрывается, из-за чего ее компоненты повреждают и другие детали.
Помимо этого, привести к обрыву может и слишком позднее решение автомобилиста произвести замену. Многие убеждены, что менять ремень ГРМ необходимо только после того, как появятся первые симптомы. Но опытные водители утверждают, что это грубейшая ошибка. Практика показывает, что растянутая цепь довольно часто продолжает функционировать бессимптомно, поэтому автомобилисты даже не подозревают о ее деформации.
Но при этом она может перескочить в абсолютно любой момент, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Так или иначе владельцу транспортного средства придется производить ремонт детали. Если двигатель начинает троить, а на приборной панели загорается значок чека, то это говорит о чрезмерном растяжении. В подобных ситуациях помочь сохранить автомобиль на ходу может только своевременная замена ремня ГРМ.
С какой периодичностью необходима замена цепи ГРМ
В случае, если мотор в автомобиле продолжает работать корректно, водителям необходимо время от времени проверять состояние цепи ГРМ, так как у нее тоже имеется степень износа. Обычно информацию об этом можно найти в техническом паспорте транспортного средства. Однако многие поступают значительно проще.
Опытные автомобилисты знают, что ремень ГРМ стоит менять каждые 50 тысяч километров пробега. При покупке подержанного автомобиля узнать о последней замене элемента крайне сложно. Но здесь покупателей может выручить обычный визуальный осмотр. Если на корпусе цепи имеются микротрещины, то это серьезный повод задуматься о том, правду ли говорит продавец.
В таком случае не стоит паниковать. Их наличие не говорит о том, что ремень оборвется при первой же поездке. Дело в том, что внутри он состоит из достаточно большого количества металлических прутьев. Именно по этой причине такая цепь способна выдерживать сильные нагрузки и не ломаться в течение весьма длительного периода времени.
Тут про двигатели, которые могут полететь при обрыве ГРМ: