Найти в Дзене
Пераново перо

Братья Стругацкие работали между двух столиц

28 августа исполнилось бы 99 лет писателю Аркадию Стругацкому. Братья Стругацкие вместе писали свои произведения почти 40 лет. В их тандеме были созданы повести, рассказы, романы, жанр которых литературоведы часто определяют фантастикой. Как работали в творческом дуэте писатели? Их совместная работа началась случайно, на спор. В середине 1950-х Аркадий и Борис гуляли по Ленинграду вместе со своими женами – Еленой и Аделаидой. Заговорили о современной литературе, в частности о фантастике. Аркадий сокрушался, как скучно такие произведения пишут авторы! К тому времени каждый из братьев по отдельности, – по образованию астроном и переводчик, - уже писал и немного публиковался. И вот тогда на фразу Стругацкого одна из жен воскликнула: «Если вы такие умные и талантливые, так возьмите и напишите, как надо!» Поспорили на бутылку шампанского. Братья начали  работу. Метод вместе писать единое произведение у них еще не выработался. Сложность заключалась в том, что оба жили в разных городах – Бори

28 августа исполнилось бы 99 лет писателю Аркадию Стругацкому. Братья Стругацкие вместе писали свои произведения почти 40 лет. В их тандеме были созданы повести, рассказы, романы, жанр которых литературоведы часто определяют фантастикой. Как работали в творческом дуэте писатели?

Братья Стругацкие. Фото из личного архива.
Братья Стругацкие. Фото из личного архива.

Их совместная работа началась случайно, на спор. В середине 1950-х Аркадий и Борис гуляли по Ленинграду вместе со своими женами – Еленой и Аделаидой. Заговорили о современной литературе, в частности о фантастике. Аркадий сокрушался, как скучно такие произведения пишут авторы! К тому времени каждый из братьев по отдельности, – по образованию астроном и переводчик, - уже писал и немного публиковался. И вот тогда на фразу Стругацкого одна из жен воскликнула: «Если вы такие умные и талантливые, так возьмите и напишите, как надо!» Поспорили на бутылку шампанского. Братья начали  работу.

Метод вместе писать единое произведение у них еще не выработался. Сложность заключалась в том, что оба жили в разных городах – Борис в Ленинграде, Аркадий в Москве  Однажды Аркадий Натанович пошутил: «Мы съезжаемся в Бологом, сидим в станционном буфете, пьем чай и пишем».

- Эту методику, к сожалению, мы так ни разу не опробовали, - признавался Аркадий Стругацкий. - Как же мы пишем вдвоем? Да вот так в полном смысле слова – вдвоем. Каждое слово. Правда, методика эта возникла не сразу. Сначала мы встречались, обговаривали идею, сюжет, композицию – на этот счет у нас не возникало никаких разногласий, хотя наши профессии диаметрально противоположны: я востоковед-японист, а мой брат астроном, – потом разъезжались и писали каждый свою часть по отдельности. Или оба работали над одним и тем же куском, а потом «сращивали» их. Лишнее отпадало. Но впоследствии убедились, что это не самый рациональный метод.

Несмотря на географическое расстояние, братья в 1959 году выпустили первую совместную повесть «Страна багровых туч». Книга о том, как экспедиция землян побывала на Венере, сразу стала популярной. Ведь в те годы об этой планете было мало что известно. Тем не менее, Аркадий Стругацкий однажды так отозвался об этом произведении:  «Наш первый ребенок. Беспомощный, неуклюжий и нелюбимый». А все потому, что в процессе подготовки к изданию из-за цензоров пришлось вносить много правок. В свое время братья написали сценарий по этой повести. Но он так и не был экранизирован и сегодня не сохранился.

Братья Стругацкие. Фото из личного архива.
Братья Стругацкие. Фото из личного архива.

- Никаких тайн из метода своей работы они никогда не делали, - рассказывает сын Бориса Натановича Андрей Стругацкий. - Сначала каждый из них разрабатывал свой вариант грядущей повести или романа, потом съезжались, разрабатывали уже общий план и начинали писать. Буквально строчку за строчкой, обдумывая каждое слово. И так до самого завершения произведения. А в бытовом плане это никому особо не мешало: ранние повести они писали еще в квартире своей мамы (моей бабушки Шуры), для этого там была  отдельная изолированная комната. Ну, а потом стали работать в разных Домах творчества - в Гагре, Голицыно под Москвой, а последние пару десятилетий - почти исключительно в Комарово рядом с Питером.

По воспоминаниям очевидцев, внешне это выглядело так: один из братьев сидел за печатной машинкой, другой бродил по комнате, или лежал на диване, высказывая свои мысли. Затем, менялись местами. Текст придумывали, выстраивая фразу за фразой. В день писали до семи страниц. Причем, работали в этот период без выходных. Вот, например, как Борис Стругацкий рассказывал, как они создавали сатирическую повесть «Сказка о тройке»:

- Мы съехались 6 марта 1967 года в Доме творчества в подмосковном Голицыно, понапридумывали на протяжении четырех дней разных хохмочек, нарисовали план Китежграда, построили какой-никакой сюжетец, да и начали, – на пятый день, – помолясь, работать черновой текст. Практически все там придумано Аркадием, и практически единовременно, на протяжении этих трех голицынских недель. К концу срока были выжаты как лимон и вымотаны, словно галерные каторжники. Очень и очень нелегкая это работа: непрерывно хохмить и зубоскалить на протяжении двадцати дней подряд.

Кадр из фильма "Сталкер".
Кадр из фильма "Сталкер".

Вместе писатели работали и над сценариями к фильмам по своим произведениям («Отель «У погибшего альпиниста», «Чародеи», «Сталкер» и другие).

- Писать сценарии - это была отчасти их работа! – считает Андрей Стругацкий. - Другое дело, как они относились к тому, что в результате получалось. Например, «Сталкера» Тарковского они считали фильмом гениальным, хотя режиссер с них семь потов согнал, требуя все новых и новых вариантов сценария. И только девятым по счету был удовлетворен. А скажем, «Отель «У погибшего альпиниста» они считали крепким середнячком. Ну, а фильм «Чародеи» им не слишком понравился.

- История написания киносценария есть, как правило, история жесткого взаимодействия сценариста с режиссером. История беспощадной борьбы мнений и представлений, зачастую несовместимых, - признавался Борис Стругацкий.

В 1991 году скончался Аркадий Натанович. Его брат Борис в последние двадцать лет своей жизни пробовал писать в одиночку под псевдонимом Витицкий. Но такой популярности, какая была у произведений, созданных в тандеме с братом, они не имели. Борис Натанович признавался, что ему кажется: они вместе не успели написать что-то важное, главное...

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов