Найти тему

Царь Иван IV Васильевич "Грозный" и его шесть жён(Продолжение 2).

Оглавление

Город Александров: Александровская слобода, парк, улицы, хлеб и зрелища, - наблюдения и впечатления во время нашей поездки.

10.08.2024 г, суббота. И немного дня сегодняшнего.

Казематы, подземелья, а я маленький такой ...(изм. Вилли Токарев).
Казематы, подземелья, а я маленький такой ...(изм. Вилли Токарев).
  • Время года: лето.
  • Время суток: то ли конец ночи, то ли начало утра; час между волком и собакой.
  • Настроение: ровное; хорошо ровное; ровно хорошее😄
  • Книга: Слава Сэ(Вячеслав Солдатенко) — "Когда утонет черепаха"(2018), Часть 4. Паша.
  • Цитата дня:
– А если он врёт?
– Может, и врёт. В кино тоже врут. Но мы же смотрим.

Предыдущая публикация ЗДЕСЬ ⤵️

✓ О моей предыдущей поездке в Александров можно почитать и посмотреть ЗДЕСЬ ⤵️

Здравы будьте, бояре и боярыни, а так же дети боярские!

Князья, княгини, княжичи и княжны, судари и сударыни, а так же весь добрый люд и народ честной, - и вам доброго здоровья и радости поболее!

Вы снова на канале ™Закат Солнца Вручную™, и с вами снова автор, меня зовут Ольга. Я спешу вам сообщить, что снова рада видеть всех, зашедших ко мне на огонёк! Добро пожаловать! Проходите, гости дорогие, располагайтесь, устраивайтесь поудобнее. А автор вот уже третью публикацию подряд будет пытаться закончить повествование о поездке в славный город Александров Владимирской области, древнюю кратковременную столицу государства Российского.

Для постоянных гостей, читателей и подписчиков напоминаю, а для вновь прибывших поясняю - ничего умного и полезного вам здесь не отыскать. ПенсионЭрка по возрасту, онкопациент, любимая и любящая сестра, многодетная мать и четырежды бабушка ведёт канал - дневник о своей жизни. Мы здесь просто для приятного общения в дружелюбной атмосфере. Всем добро пожаловать! Всем рады! #Комментарии читать обязательно! Они бывают гораздо интереснее самой публикации)))#

Мы с вами попрощались ровно в тот момент, когда, закончив осмотр Государева двора, мы переместились на первый этаж и очутились в купеческой лавке.

Город Александров, век ХIХ. Или самое начало ХХ.
Город Александров, век ХIХ. Или самое начало ХХ.

Чего тут только нет!

В купеческой лавке.
В купеческой лавке.
В купеческой лавке.
В купеческой лавке.
В купеческой лавке.
В купеческой лавке.
Деньги, деньги, денежки ... Не делают счастливым, но качество жизни повышают несомненно.
Деньги, деньги, денежки ... Не делают счастливым, но качество жизни повышают несомненно.

Не было в лавке только самого купца, - в крестьянской косоворотке под жилетом, в шароварах и сапогах "гармошкой", с окладистой бородой, расчёсанной на пробор, напомаженными волосами и завитыми усами. Например, такого:

Борис Кустодиев(1878 - 1927). Акварель "Купец" из альбома "Русь. Русские типы".
Борис Кустодиев(1878 - 1927). Акварель "Купец" из альбома "Русь. Русские типы".
Как расправит свою – уже сивую бороду, да сядет вот так, ноги расставив, руками в колени упершись, перстнем поблескивая, да пойдет рассказывать – краснобаек у него всегда карманы полны – ну, тут только за бока держись!/Евгений Замятин/

Или купеческого приказчика, молодого, расторопного и плутоватого.

Подходи, не скупись! Покупай живопИсь!)))
Подходи, не скупись! Покупай живопИсь!)))

А может и хорошо, что не было. Пишут(в том числе и Гиляровский, и тот же Замятин), что приказчики были ухватистые, к ним только в руки попади, без покупки не выйдешь. И пришлось бы нам потом обратно самовар тащить))) или штуку полотна, или прялку(моя бабуля Дуняша называла санопрядка))) ). А так нормально - всё рассмотрели, и ничего нам не всучили))).

А теперь самое сильное впечатление от посещения Александровской слободы. По крайней мере для меня. Открыв тяжёлую окованную дверь, мы начали спуск прямиком в шестнадцатый век. В средневековый подвал. Где нам обещали раскрыть последнюю тайну Ивана Грозного. Даже если бы всё посещение Александровской слободы уложилось в посещение этого подвала, стоило ехать сюда почти два часа. Потому что это нечто нерациональное, не поддающееся здравому смыслу. По силе оказания впечатления. Несмотря на то, что подвал освещается электричеством, атмосферы таинственности и старины это не разрушает.

Средневековый подвал.
Средневековый подвал.

Первое, что ощущаешь, когда за тобой закрывается дверь - тоска и безысходность. Которые только сгущаются благодарю заползающему за шиворот липкому страху, неземной прохладе и очень грамотно подобранной музыке. Ничего зловещего. Просто подвал, только старинный. Вентиляция присутствует естественная, вдоль основания церкви открыты крохотные оконца - бойницы, через которые проникает свежий воздух и солнечный свет.

Экспозиция минималистична. Основу её составляют три полотнища с изображениями сцен из царской жизни.

Средневековый подвал. Как раз слева окно на волю.
Средневековый подвал. Как раз слева окно на волю.
Средневековый подвал.
Средневековый подвал.
Средневековый подвал под церковью Успения Пресвятой Богородицы.
Средневековый подвал под церковью Успения Пресвятой Богородицы.

И на фоне всего этого великолепия под соответствующее музыкальное сопровождение приглушённый мужской голос повествует о последних днях земной жизни Ивана Грозного.

«И тако бысть на государьстве лет 49, а всего поживе 54 лета. Престався в лето 7092 марта в 18 день»/Минея Служебная. Палея/.

Долго находиться в подвале - нечего делать. Но и уходить оттуда непросто.

"Красная девица" сидит в темнице. Косы нигде не наблюдается.
"Красная девица" сидит в темнице. Косы нигде не наблюдается.
И какое же это счастье и облегчение - подниматься по ступеням из мрачного сырого душного подвала к свету, солнцу, лету и теплу.
И какое же это счастье и облегчение - подниматься по ступеням из мрачного сырого душного подвала к свету, солнцу, лету и теплу.

Далее мы самовольно, по предварительному сговору, нарушили порядок осмотра. И пошли не туда, куда указывает рекомендация, а куда нам самим захотелось. Проснулся дух бунтарства и непокорности. Хотелось расшатывать устои и низвергать основы. Подвал, что ли, на нас так повлиял?

Направили к Больничному корпусу мы стопы свои. Памятник архитектуры XVII  - XIX веков.
Направили к Больничному корпусу мы стопы свои. Памятник архитектуры XVII - XIX веков.

Здесь расположена экспозиция "Мир провинциальной усадьбы" и выставочный зал.

Ковш декоративный. Дерево, резьба(1950). Автор П.В.Ворносков, Московская область, г.Хотьково.
Ковш декоративный. Дерево, резьба(1950). Автор П.В.Ворносков, Московская область, г.Хотьково.
Про эту картину информация не сохранилась(у меня не сохранилась). Притягательный пейзаж. Пока осматривали экспозицию, раза три - четыре ловила себя, что стою перед одним экспонатом, а взгляд сфокусирован на этой работе.
Про эту картину информация не сохранилась(у меня не сохранилась). Притягательный пейзаж. Пока осматривали экспозицию, раза три - четыре ловила себя, что стою перед одним экспонатом, а взгляд сфокусирован на этой работе.
Панно. Шёлк; роспись. Автор О.Е.Козлова. 2000-е гг. Московская область, г.Хотьково.
Панно. Шёлк; роспись. Автор О.Е.Козлова. 2000-е гг. Московская область, г.Хотьково.

Здесь у меня образовалась стойкая и уверенная отсылка к художнику Врубелю. Сквозь шёлк панно проступал силуэт Царевны - лебеди. Вот наваждение.

Фрагмент резьбы по дереву. Орёл на гербе держит в лапах скипетр и державу. А были времена, когда птица держала щит и меч(герб времён правления Ивана III).
Фрагмент резьбы по дереву. Орёл на гербе держит в лапах скипетр и державу. А были времена, когда птица держала щит и меч(герб времён правления Ивана III).
Художник В.В. Кононенко. "Апрель в Хотьково". Бумага, акварель. 1988 год. Московская область, город Хотьково.
Художник В.В. Кононенко. "Апрель в Хотьково". Бумага, акварель. 1988 год. Московская область, город Хотьково.

Эта картина перенесла меня прямиком в детство. Точно такой же домик был у моей бабушки Дуняши. И столб на том же месте стоял. Только вот никакой берёзы справа не было. Там был огород соседей - дяди Мити и тёти Нади. Дядя Митя - это который меня от воды спас, из речки вытащил. Зато слева у нас росла огромная липа(мне маленькой именно так казалось), которую дед Никита посадил, когда дом построил. И дом, и дерево, - всё по канонам. Только вот с сыном не вышло, две дочери родились.

А эта картина очень понравилась Артёму.

Художник Е.Н.Зарубина. Детство холопа(2013). Холст, масло. Владимирская область, город Александров.
Художник Е.Н.Зарубина. Детство холопа(2013). Холст, масло. Владимирская область, город Александров.
Стул. Просто стул. Не просто стул. Воплощение задумки художницы Е.Д. Поленовой, младшей сестры художника Василия Поленова, одной из основоположников стиля модерн в русском искусстве. Автор К.Ф.Денисов. Дерево, резьба. Вторая половина 1880-х годов.Московская губерния, Абрамцевская столярная мастерская.
Стул. Просто стул. Не просто стул. Воплощение задумки художницы Е.Д. Поленовой, младшей сестры художника Василия Поленова, одной из основоположников стиля модерн в русском искусстве. Автор К.Ф.Денисов. Дерево, резьба. Вторая половина 1880-х годов.Московская губерния, Абрамцевская столярная мастерская.

В экспозиции много фотографий из усадебного быта конца XIX - начала ХХ века. Красивые люди со светлыми, интеллигентными лицами. Пьют чай, принимают друзей в гостях, прогуливаются, играют, творят. Очень мне нравится разглядывать фотографии той поры.

Мы покидаем Больничный корпус и направляемся к неприметному деревянному строению. Это Деревянная келья, памятник архитектуры XIX века.

Деревянная келья.
Деревянная келья.

Здесь расположилась экспозиция "На печатном дворе".

Фрагмент экспозиции "На печатном дворе".
Фрагмент экспозиции "На печатном дворе".

В 1553 году по приказу Ивана IV и с благословления митрополита Макария на средства казны в Москве на Никольской улице начал строиться Печатный двор. В знак особого покровительства царя на гербе Печатного двора расположились лев и единорог - геральдические символы власти.

Старинные фолианты в экспозиции "На печатном дворе".
Старинные фолианты в экспозиции "На печатном дворе".

Работу типографии возглавил Иван Фёдоров. В 1574 году первопечатник выпустил первую точно датированную книгу, с которой и началась традиция непрерывного печатания книг на Руси.

Фрагмент экспозиции "На печатном дворе".
Фрагмент экспозиции "На печатном дворе".

После отъезда Ивана Фёдорова за границу типографское дело продолжил печатных дел мастер Андроник Тимофеев Невежа. Он руководил Печатным двором вплоть до 1602 года, и за всё время издал 11 книг.

Экспозиция "На печатном дворе".
Экспозиция "На печатном дворе".

В 1571 году из Москвы, сожжённой и разорённой крымским ханом Давлет Гереем, царь перевёл Печатный двор в Александровскую слободу. В середине 1576 года Андроник Невежа приступает к изданию Слободской Псалтири, самой популярной в средние века книги.

Часовник. Печатных дел мастер Андроник Тимофеев Невежа, 1577 год, Александровская слобода. Бумага, дерево, кожа, металл.
Часовник. Печатных дел мастер Андроник Тимофеев Невежа, 1577 год, Александровская слобода. Бумага, дерево, кожа, металл.
Псалтирь.  Печатных дел мастер Андроник Тимофеев Невежа, 1577 год, Александровская слобода. Бумага, дерево, кожа, металл.
Псалтирь. Печатных дел мастер Андроник Тимофеев Невежа, 1577 год, Александровская слобода. Бумага, дерево, кожа, металл.

Послесловие Псалтири - единственное документальное свидетельство об открытии в Александровской слободе типографии:

Благодатию и щедротами человеколюбивого бога Господа и Спаса нашего Иисуса Христа повелением ... государя царя и великого князя Ивана Васильевича ... и его богом дарованных чад царевича князя Ивана Ивановича и царевича князя Фёдора Ивановича ... составися штанба еже есть печатных книг дело ... в новом граде Слободе в лето семь тысяч восемьдесят четвёртое, июня в 20, тщанием мастера Тимофеева сына Невежи.
Памятный камень. Установленный в год 480-летия Александровского кремля.
Памятный камень. Установленный в год 480-летия Александровского кремля.

Следующим пунктом нашего маршрута должна была стать Покровская церковь XVI - XVII веков. Но, как гласил порядок осмотра, музейный объект находится на реставрации. И значит, нам остаётся посетить только Распятскую церковь - колокольню. Но об этом в следующий раз.

На сегодня у меня всё. Но только на сегодня))) Канал ™Закат Солнца вручную™ не прощается с вами. Мы - мой канал и его автор - говорим вам - до свидания!👋До новых встреч на канале, в одной из уютных гостиных.👋Благодарим вас, ждём вас, всегда рады вам!❤️

О чём я писала ранее ЗДЕСЬ⤵️

✓2023 г.

2022 г.

2021 г.

✓Если в сегодняшней публикации вы не нашли ни радости для глаз, ни пищи для ума, — не огорчайтесь, приходите завтра! Возможно, завтра вам повезёт больше.

С вами была автор канала, меня зовут Ольга и я всегда рада новым гостям и хорошим людям!💖

На смотровой площадке Распятской церкви - колокольни.
На смотровой площадке Распятской церкви - колокольни.

Будьте здоровы, счастливы, любимы и благополучны! Берегите себя и своих близких! Цените каждое мгновение, которое проживаете, ведь оно неповторимо!

Тема дня: музыка Александра Зацепина, стихи Леонида Дербенёва - "Разговор со счастьем", песня из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию"(1973)

Разговор со счастьем – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Эльвира Изимова

✓КняZz и Пётр Валентинович - "Разговор со счастьем"

Разговор со счастьем, поют КняZz и Петр Валентинович, 2024 г.

✓P.S. Продолжение всенепременно последует...

***Если появились желание и возможность, присоединяйтесь к нашей дружной компании. Порой здесь бывает весело, иногда интересно. А какие здесь гости замечательные, такие комментарии пишут - просто зачитаешься...***

✓Дорогие мои, ваши 👍 - это ваши приветы мне и моему каналу. Ваши комментарии - это ваша поддержка для меня и одобрение того, что я делаю. Обратная связь - это как знак того, что всё не напрасно, всё не зря. Спасибо, что вы у меня есть❤️ Спасибо, что вы остаётесь со мной❤️