Найти в Дзене

"Илиада". Часть вторая: обычаи и традиции

Оглавление

Что может помешать греку убить врага на поле боя? Зачем воину отращивать длинные волосы? Как на самом деле зародились Олимпийские игры? Ответы на эти и другие вопросы в бессмертной поэме Гомера - и в этой статье!

В этом цикле статей речь идёт о поэме Гомера "Илиада". Если вы никак не возьмётесь за книгу из опасения ничегошеньки не понять и быстро заскучать - скорее читайте данный разбор! В этот раз речь пойдёт о встречающихся в тексте обычаях древних греков. Но для начала вспомним, что перед нами за фолиант:

(если уже читали этот раздел в других статьях серии - смело пролистывайте)

О поэме

"Илиада" - это эпическая поэма Гомера, написанная в IX-VIII веках до нашей эры. Она повествует о событиях войны между жителями Трои (= Илион) и объединившимися греческими племенами. На сегодняшний день исследователи склоняются к тому, что в "Илиаде" изложены (пускай и переплетаясь с вымышленными сценами) реальные исторические события. Правда, разворачивались они за четыре века до рождения автора.

Троя располагалась на территории современной Турции, так что для осады города греки пересекли море на любимых ими (и нами) кораблях. У Гомера упоминаются 1186 судов (источник: подробнейший список всего чего только можно во второй песни "Илиады")
Троя располагалась на территории современной Турции, так что для осады города греки пересекли море на любимых ими (и нами) кораблях. У Гомера упоминаются 1186 судов (источник: подробнейший список всего чего только можно во второй песни "Илиады")

Узы гостеприимства

Когда читаешь кровожадно описанные сцены Троянской войны, начинаешь сомневаться, что у греков и троянцев вообще было понятие милосердия. Поэтому следующая сцена вызывает особое недоумение:

Греческий воин Диомед встречает на поле брани храброго троянца Главка. Вместо того, чтобы броситься на врага с мечом, он спрашивает, из какого тот рода:

“Кто ты, бестрепетный муж от земных обитателей смертных?
Прежде не зрел я тебя на боях, прославляющих мужа".

Ничуть не смутившись, Главк подробно расписывает свою родословную до шестого колена, упоминая все подвиги своих предков...

...после чего воины клянутся друг другу в дружбе, обмениваются подарками и мирно расходятся.

Как такое возможно? Дело в том, что герои внезапно оказались связанными проксенией, или узами взаимного гостеприимства. Согласно закону, чужеземец, гостеприимно принятый в чьём-то доме, обязуется ответить хозяину таким же тёплым приёмом. Причём узы эти неограниченно долго передаются по наследству.

Лучше уж выучить всех гостей своих предков наизусть, чем таскать с собой в бой декреты о проксении!
Лучше уж выучить всех гостей своих предков наизусть, чем таскать с собой в бой декреты о проксении!

В ходе непринуждённой беседы посреди поля боя герои выяснили, что дед Диомеда когда-то давным-давно принимал в гостях предка Главка. Так что теперь юноши не могут сделать друг другу никакого зла, даже если они воюют на разных сторонах:

"Храбрый! отныне тебе я средь Аргоса гость и приятель.
Ты же мне – в Ликии, если приду я к народам ликийским.
С копьями ж нашими будем с тобой и в толпах расходиться.
Множество здесь для меня и троян, и союзников славных;
Буду разить, кого бог приведет и кого я постигну.
Множество здесь для тебя аргивян, поражай кого можешь.
Главк! обменяемся нашим оружием; пусть и другие
Знают, что дружбою мы со времен праотцовских гордимся”.

Обычаи захоронения

Викинги сжигали тела погибших воинов в ладьях. Египтяне перед мумификацией помещали органы умершего в специальные урны. Славяне возводили над могилами курганы.

А если вас спросят, как хоронили погибших древние греки, вы можете вспомнить и костёр, и урны, и курганы, и много чего ещё - и вряд ли промахнётесь! Как раз такой случай описан в "Илиаде":

Жак-Луи Давид - главный иллюстратор "Илиады" и спонсор последних двух моих статей, спасибо ему!
Жак-Луи Давид - главный иллюстратор "Илиады" и спонсор последних двух моих статей, спасибо ему!

1. Сначала друзья погибшего несколько раз обходят вокруг его тела с плачем.

2. Затем, откушав на пиру, они складывают огромный костёр. На костёр водружается тело покойника, а вокруг - тела принесённых в жертву животных и пленных (ни много ни мало - двенадцать юношей).

3. Прежде чем костёр разжигается, друзья покрывают тело воина своими состриженными волосами. Как и жертвоприношение, этот обряд имеет разные сферы применения. Например, если необходимо задобрить богов перед дальней дорогой, мужчина может пообещать им свои волосы в случае успешного возвращения. Тогда он обязан не стричься месяцами, а то и годами (чтобы даровать богам что-то более впечатляющее, чем стрижку горшок).

4. Когда костёр угасает, друзья собирают недогоревшие кости умершего в амфору. Над амфорой возводится курган, а в некоторых случаях - гробница.

Но самый неожиданный этап начинается после погребения

Когда курган возведён, в честь покойного проводятся похоронные игры! Они напоминают Олимпийские игры и включают в себя борьбу, бег, метание копья и диска и другие дисциплины. Причём, как и участники Олимпиады, победители получают лавровый венок и ценные призы. Вот так, даже такое грустное событие как похороны древние греки постарались закончить на позитивной ноте.

...Но и эти обычаи - не самое удивительное, что читатель может найти в "Илиаде"! Ещё больше сюрпризов от древних греков ищите в следующей статье про непонятные слова в поэме Гомера. Что такое "ссора за бабки", где взять "таланты" и что делать, когда с тебя требуют "гекатомбу"? Ответы совсем скоро!

Герои "Илиады" благодарят вас за прочтение и с нетерпением ждут новых встреч!
Герои "Илиады" благодарят вас за прочтение и с нетерпением ждут новых встреч!

Автор статьи: Даша Лысенко