Найти тему
Без музыки совсем не то

Почему таким паршивым получился альбом Nazareth «Malice in Wonderland» 1980 года, хотя предыдущее творение было настоящим шедевром?

В 1979-м году британская группа Nazareth записала и выпустила в свет свой очередной рок-н-ролльный шедевр – альбом «No Mean City», однако уже следующая пластинка группы «Malice in Wonderland» представила не только новый, сильно облегченный попсой сацнд, так еще и продемонстрировала полную бездарность композитора песен на нем – второго гитариста Зала Клеминсона. И хотя впоследствии «Назареты» попытались исправить положение, но это им не помогло – реноме группы было испорчено окончательно, и она влачит жалкое существование и по нынешние времена.

Английский виниловый выпуск альбома Nazareth "Malice in Wonderland", 1980 г.
Английский виниловый выпуск альбома Nazareth "Malice in Wonderland", 1980 г.

Nazareth – группа-легенда, и плохое про нее писать как-то не принято. Тем не менее критиковать этих рок-динозавров есть за что, и особенно сегодня, когда рок-н-ролльная по сути музыка превратилась в какой-то тупой металл без признаков хоть каких-то интересных мелодий.

Однако были периоды у «Назаретов», когда они портили свою музыку и раньше. И первый наступил в 1980-м, когда группа резко ударилась в попсу, надеясь поправить свое финансовое положение. Фокус удался, но только отчасти, потому что хоть в США наметился относительный успех, но в Великобритании альбом «Malice in Wonderland» провалился с треском. Провалились с треском и все синглы, которые были выпущены к альбому.

И этот диск обозначил новую эпоху в развитии группы – очень плохую для музыкантов, а для их фанатов даже крайне мучительную.

Состав группы Nazareth образца 1978-1980 гг. Второй слева - Зал Клеминсон, который написал почти всю музыку на альбоме "Malice in Wonderland"
Состав группы Nazareth образца 1978-1980 гг. Второй слева - Зал Клеминсон, который написал почти всю музыку на альбоме "Malice in Wonderland"

Я помню лето 1980 года, когда мне в руки попались сразу два последних альбома Nazareth, которых я не слышал еще до этого – «No Mean City» (1979 г.) и «Malice in Wonderland» (1980 г.). Конечно, я обрадовался, потому что эти диски на «туче» стоили бешеные деньги, а обменять их ни на что не получалось, разве что на какие-нибудь последние Rainbow или Black Sabbath, которые тоже числились в разряде элитных продуктов. А тут мне хоть на пару часов их дали записать бесплатно, по-дружески, правда, меня владелец этих дисков предупредил, чтобы я не падал в обморок, если что мне не понравится.

Немецкий виниловый выпуск альбома Nazareth "No Mean City", 1979 г.
Немецкий виниловый выпуск альбома Nazareth "No Mean City", 1979 г.

Ну, а что мне могло не понравиться в «Назаретах»? Группа в тот год была на подъеме, правда, она так и не записала вторых «Hair of the Dog» или «Телеграммы», тем не менее музыка по-прежнему оставалась просто шикарной, и, казалось бы, ничего музыканты не создадут такого, от чего можно было бы падать в обморок.

В общем, первый диск я записал с таким душевным подъемом, какого не испытывал даже при прослушивании новых «Хипов» или «Зеппелинов». Музыка на альбоме была что надо! И я в предвкушении еще большего счастья кинул на иглу «Malice in Wonderland», полагая, что в ответ услышу что-то еще более шедевральное, чем «No Mean City», хотя обложка пластинки 1980 года была какая-то странная.

Английский, американский и российский лейблы альбома Nazareth "No Mean City", 1979 г.
Английский, американский и российский лейблы альбома Nazareth "No Mean City", 1979 г.

И вот тут начало сбываться пожелание моего кореша не падать в обморок, если я услышу что-то такое, от чего обычно можно получить моральный удар по голове. Прослушивание альбома «Malice in Wonderland» превратилось в такую страшную тягомотину, которой я не испытывал в свое время даже при прослушивании сольного диска Дэна Маккаферти 1975 года, хотя то тоже было еще то «музыкальное произведение».

Короче, где-то на середине диска я начал подумывать – а стоит ли мне его вообще записывать и портить пленку?

Но я решил все же записать на всякий случай, здраво сообразив, что стереть я его всегда успею. Ну, в принципе, правильно сделал, потому что в самом конце альбома было две более менее годных песни, которые, с одной стороны, не позволили причислить это произведение «Назаретов» к абсолютному мусору, а с другой – задуматься, почему только две песни получились хоть как-то нормальными?

Нет, эти песни тоже были ненормальными в сравнении со всем предыдущим творчеством группы, но они хоть как-то могли показать, что «Назареты» все же постарались остаться «Назаретами», несмотря на то, что так круто изменили свою музыку.

Два варианта обложки альбома Nazareth "Malice in Wonderland", 1980 г. - английский и немецкий
Два варианта обложки альбома Nazareth "Malice in Wonderland", 1980 г. - английский и немецкий

Но все остальное на альбоме было таким унылым гуаном, что я через несколько дней все же решился очистить от него пленку, чтобы записать на нее что-то другое, более стоящее.

Да, Nazareth к концу 70-х решили что-то изменить в своем финансовом положении. С завистью глядя на многочисленные «платины» таких известных рок-попсовиков, как Bad Company, Foreigner, Eagles, ELO, Boston и других групп, успевших подкраситься в пастельные тона для американского рынка, «Назареты» решили наплевать на своих верных британских и японских фанатов и тоже двинуться на хлебные поля и кисельные берега США.

Что из этого вышло – мы прекрасно знаем. В результате этого наполеоновского похода «Назареты» испортились окончательно, и все 80-е годы рубились за американского поп-слушателя со своими более удачливыми коллегами, но в итоге проиграли окончательно. В 90-х они вернулись на свою корневую рок-р-ролльную стезю, но реноме группы было так сильно испорчено, что если им и удавалось собирать публику на концертах по всему миру, то только благодаря своим старым бессмертным хитам. А все, что они наваяли на пластмассе до этого – мало кого интересовало. Если кто и платил деньги за их альбомы 80-х, то только коллекционеры, для которых плохих дисков не бывает. – все они блестящие и красивые, когда стоят на полке.

Fvthbrfycrbq виниловый выпуск альбома Nazareth "Malice in Wonderland", 1980 г.
Fvthbrfycrbq виниловый выпуск альбома Nazareth "Malice in Wonderland", 1980 г.

Ясно, что когда я начал собирать виниловую коллекцию «Назаретов», то я собрал все их диски, потому что любая коллекция должна быть полной. И, что самое интересное, за альбом «Malice in Wonderland» на немецкой пластмассе в отличном состоянии мне пришлось заплатить даже дороже, чем за эпохальный «Hair of the Dog».

Парадокс, на первый взгляд, но «Хаиров» на руках у нашего народа всегда было много, и было из чего выбрать, а вот «Малисов» оказалось слишком мало. Ну, оно и понятно – в советские времена все быстро раскусили это за гуано, и везли его из-за кордона редко, потому и осталось их у нас считанные единицы этих пластинок. Так что пришлось мне заплатить за этот никчемный диск как за самый настоящий раритет. Его, кстати, даже на российской пластмассе никогда не выпускали, потому что наши транснациональные граммофонные корпорации Santa Records и AnTrop, которые занимались в 1994-м выпуском дисков «Назаретов», очень сильно сомневались, окупятся ли их финансовые вложения в выпуск этого альбома.

Английский, американский и немецкий лейблы альбома Nazareth "Malice in Wonderland", 1980 г.
Английский, американский и немецкий лейблы альбома Nazareth "Malice in Wonderland", 1980 г.

Короче, я до сих пор не могу понять, почему, изменив саунд, «Назареты» не умудрились придумать для новой пластинки таких же шикарных мелодий, как для предыдущих? Дело в том, что можно перейти хоть на диско, но при этом песни можно писать такие же интересные. За примерами ходить далеко не надо – когда канадцы Rush перешли с прог-рока на попсу в том же 80-м году, они продолжали писать шикарные песни, несмотря на очень сильное облегчение саунда чуть ли не на грани «новой волны».

А вот «Назареты» саунд изменили, а песни забыли написать, поэтому создается такое впечатление, что в студию они пришли без нового материала, а просто стали играть старые поп-штампы, которые давно уже доминировали в американской развлекательной музыке. Даже в двух последних более-менее нормальных песнях на диске «Malice in Wonderland» я не обнаружил ни одной вменяемой музыкальной мысли. А ведь еще за год до этого Nazareth выпустили альбом «No Mean City», который по фонтанированию идей не уступал ни «Размананазу», ни «Хаир оф зэ догу», ни «Телеграмме».

А тут вдруг взяли и так жидко облажались.

Непонятно все это. В 1982 году музыканты все же напряглись и сочинили для альбома «2XS» целую кучу великолепных хитов, и хотя диск был сделан далеко не в прежнем рок-н-ролльном стиле, а по всем правилам «новой волны», тем не менее пластинка получилась зачетная. Правда, это было последнее проявление уникальных музыкальных мыслей у «Назаретов», тем не менее всем было ясно, даже после «Malice in Wonderland» у них оставался порох в пороховницах.

Короче, позже, когда мне домой провели Интернет, я узнал из Википедии, что якобы «Назареты» после «тяжелого провала предыдущего альбома решили пойти по более коммерческому пути», поэтому так безобразно и обезобразили свою музыку до полного безобразия.

Однако я также выяснил, что никакого «провала предыдущего альбома» (имеется в виду «No Mean City») не было, и он продавался во всем мире не хуже, чем некоторые, выпущенные до него, и на которых «Назареты» заработали свою славу.

А толкнуло музыкантов на облегчение саунда, скорее всего, желание главного автора музыки группы – гитариста Мэнни Чарлтона, «спрыгнуть с поезда», избавившись от тягомотных обязанностей продюсера и композитора одновременно. В результате почти весь музыкальный материал на 90% был написан вторым гитаристом Залом Клеминсоном, который еще со времен своего участия в группе Alex Harvey Band только что и умел, как заниматься всякой попсой.

А тут еще продюсера вытащили из-под теплого бока Донны Саммер, в группе которой он был лидер-гитаристом. Это был Джефф Бакстер, начинавший свои музыкальные университеты в самой попсовой на тот момент американской рок-банде Steely Dan, а потом постоянно подвизавшегося в самых разных поп-группах и диско-проектах. Вот и представьте себе, какой диск могли записать эти два дискомана, использовав инструментальные возможности рок-н-ролльной группы и шикарные вокальные данные фронтмена?

Вот, короче, что съели – на то и сели. Получился новый диск «Назаретов» хоть и не откровенно дискоманский, но такой попсовый, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Правда к записи следующего альбома «The Fool Circle» 1981 года Клеминсон уже допущен не был, поэтому музыкантам Nazareth удалось написать песни получше, чем были, но вот Джефф Бакстер никуда не делся, поэтому новый альбом получился еще более попсовый.

А тут еще с лейблами началась чехарда, и продюсеры сплошь и рядом пошли разнокалиберные, и прославленным «Назаретам» наступил полный конец. Как я писал выше, все 80-е годы у группы с грамзаписью ничего не сросталось – сплошные не попадания в чарты, отвратительные продаже дисков, часто критика начинала так заедать, как блохи – Шарика, и наконец все поняли, что это всё, полный конец и можно тушить свет.

А как всё шикарно для группы начиналось в начале 70-х! Были все шансы у «Назаретов» продолжить свой триумф подобно тем же «Скорпионсам», которые хоть и погрузились в попсу по самые памедоры, тем не менее не утратили своего реноме.

Или вот еще пример более яркий – Queen. Эта группа вообще показала все чудеса гуттаперчивости при погружении в попсу по самые уши. И хотя к началу 80-х «Квины» растеряли все свои американские «платины», тем не менее, оставались на таком слуху, что без посторонней помощи умудрялись собирать чуть ли не 100-тысячные стадионы на своих концертах в любое время года, недели и даже суток.

Да много какие группы еще можно вспомнить из тех, которые в 70-х играли откровенный хард или прогрессив, а к началу 80-х заделались самыми настоящими попсовиками, но своей популярности не потеряли.

На видео: выступление Nazareth в декабре 1980 года. На второй гитаре уже не Клеминсон, а Билли Ранкин

А вот «Назареты» так не смогли. При попытке срубать в Америке «платины» на популярной попсе они с огромным треском провалились, и началось это со злосчастного альбома «Malice in Wonderland» в 1980-м. Уж лучше бы они не расслаблялись и продолжали сочинять хорошие песни, как «Скорпы», «Квины» или хотя бы те же «Йес», тоже скатившиеся в попсу, но в композиторских данных не потерявшие.

Но альбом «Malice in Wonderland» поставил все точки над «i», и на этом славном альбоме славную биографию славной группы Nazareth можно и заканчивать.

Можете мне не аплодировать, я продолжу эту тему позже, и постараюсь все же выяснить, кто по-настоящему виноват в том, что «Назареты» с 80-х прекратили играть рок-н-ролл и не смогли больше сочинять хорошие песни. А что обнаружится в ходе моего расследования – не имею понятия, но уверен, что что-то интересное да обнаружится.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ NAZARETH НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Дебютный альбом Nazareth 1971 года в целом не хуже, чем и другие знаменитые альбомы группы

80-е годы были для Nazareth самыми провальными – сплошные фиаско и не попадания в чарты

«No Mean City» 1978 г. ~ последний истинно хард-роковый альбом группы Nazareth

Два сборника группы Nazareth 1975-76 гг., которые по популярности побили номерные альбомы

Nazareth «2XS» 1982 г. Полностью убойный и «назаретовский». Но это был прощальный привет. То есть финиш