Найти тему

ТИНТОРЕТТО

Автопортрет.
Автопортрет.

29 сентября 1518 года родился Якопо Робусти (Jacopo Robusti, 1518 - 31.05.1594), сын красильщика шелка, получивший прозвище Тинторетто (Tintoretto - "маленький красильщик"), под которым он и прославился как великий итальянский художник позднего Возрождения.
Тинторетто является одним из самых необычных венецианских художников. Он отличался необыкновенной плодовитостью, в жизни был скромен и бескорыстен, а в творчестве — неистов и беспокоен.

Венера. 1548 год.
Венера. 1548 год.
Портрет прокуратора Якопо Соранцо. 1550-1551 гг.
Портрет прокуратора Якопо Соранцо. 1550-1551 гг.

Якопо Тинторетто родился в Венеции. Документов, удостоверяющих факт его рождения, не сохранилось, и эту дату определяют приблизительно — исходя из даты смерти.

Венеция. XVI век.
Венеция. XVI век.

Согласно церковным записям, художник умер 31 мая 1594 года в возрасте 75 лет — следовательно, он должен был родиться в сентябре или октябре 1518 года. Впрочем, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Дело в том, что в 1584 году в Венеции была напечатана книга Раффаэлло Боргини,

(Раффаэлло Боргини (1537–1588) — флорентийский поэт, драматург и искусствовед.

Наиболее известен своим художественным трактатом «Рипозо» (1584), который является важным произведением контрреформации и контр-маниеры

(Термин был придуман искусствоведом Сиднеем Джозефом Фридбергом (1914-1997) и получил хорошую степень признания, хотя он ни в коем случае не является общепринятым другими историками искусства. Контр-Маниера была одним из четырех этапов итальянской живописи 16 века, определенных Фридбергом в его книге "Живопись в Италии, 1500-1600", впервые опубликованной в 1971 году и являющейся стандартным учебником по периоду, как: "Первая Маниера, Высокая Маниера, Контр-Маниера и поздняя Маниера". Стили не сменяли друг друга, а существовали бок о бок большую часть времени, при этом Высокая Маниера оставалась доминирующим стилем в основной период Контр-Маниеры в третьей четверти 16 века. Во многих случаях контр-маньеризм был развитием стиля художника в середине или конце карьеры или стилем, используемым для некоторых работ, особенно религиозных заказов, в то время как в других работах того же художника продолжал использоваться высокий стиль маньеризма).

В трактате содержатся инструкции о том, на что обращать внимание в искусстве, обсуждение трудов Плиния Старшего и Джорджо Вазари, а также история итальянского искусства за шестнадцать лет.

Рипозо. 1584 год.
Рипозо. 1584 год.

В книге о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (тогда получается, что он родился в 1523-м или 1524 году).

Еще одна версия — 1512 год — имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594- 1658).

книга Карло Ридольфи
книга Карло Ридольфи

Другими словами, «показания» расходятся, и большинство искусствоведов договорилось считать, что художник появился на свет все-таки в 1518 году.
Настоящее его имя — Якопо Робусти; своим же прозвищем он обязан профессии отца, красильщика шелка (Тинторетто означает «маленький красильщик»). В общем-то, о предках художника мы больше ничего не знаем. Да и собственная его жизнь не слишком прояснена. Единственный источник, раскрывающий характер Тинторетто и образ его жизни, — это биографическая книга Ридольфи. Но к ней следует относиться очень осторожно. Сам Ридольфи не мог быть знаком с Тинторетто хотя бы потому, что в момент смерти художника ему едва исполнилось два месяца от роду. Большую часть сведений для своей книги Ридольфи почерпнул из бесед с сыном Тинторетто, тоже художником, Доменико (1560- 1635 гг).

Доменико Тинторетто
Доменико Тинторетто

То есть это уже опосредованная информация. Нужно принять во внимание и то, что автор книги был пылким поклонником Тинторетто и потому местами существенно подправлял биографию своего кумира.
Детские годы художника в книге Ридольфи практически не освещены. Сообщается лишь, что мальчиком Якопо очень любил рисовать и часами наблюдал за тем, как работает с красками его отец. Далее Ридольфи утверждает, что юноша поступил в мастерскую Тициана, но был изгнан оттуда спустя всего десять дней, поскольку мастер возревновал к таланту нового ученика, когда увидел его рисунки.

карандашный рисунок Тинторетто
карандашный рисунок Тинторетто

Скорее всего, эта история, никак документально не подтвержденная, полностью выдумана или, во всяком случае, сильно преувеличена. Если этот эпизод и имел место, то в другом контексте — возможной ссоре живописцев, скорее всего, была виной их «психологическая» несовместимость. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной, импульсивный характер Тинторетто.

Тициан
Тициан

Ридольфи описывает тогдашнего Тинторетто как «гапсшПо», что по-итальянски обозначает подростка 13-ти или 14 лет. У кого он учился дальше, не ясно. Но, наверное, учился. В тогдашней Венеции (это была эпоха расцвета венецианской живописи) в достойных учителях недостатка не наблюдалось.

Первое документальное свидетельство, касающееся Тинторетто, датируется 1539 годом. В мае этого года он упоминается как «мастер Якопо, живописец».

Мадонна с младенцем и святыми. 1540 год.
Мадонна с младенцем и святыми. 1540 год.

Следующее десятилетие в его жизни остается «закрытым» для исследователей. До нас дошло считанное количество картин Тинторетто, созданных в эти годы.

По большей части, он занимался тогда росписью фасадов; эти росписи, естественно, практически не сохранились. Впрочем, именно к этому периоду (к самому его концу) относится его первый шедевр, «Чудо св. Марка», обозначивший, собственно, начальную точку творческого пути мастера.

Чудо святого Марка
Чудо святого Марка
чудо святого Марка
чудо святого Марка
чудо святого Марка
чудо святого Марка

Эту картину Тинторетто писал для Скуола ди Сан-Марко. Подобные центры, принадлежавшие церковным братствам, оказывали посильную помощь бедным и страждущим.

Скуола ди Сан-Марко (фасад)
Скуола ди Сан-Марко (фасад)
Скуола ди Сан-Марко (в настоящее время, вид с улицы)
Скуола ди Сан-Марко (в настоящее время, вид с улицы)
Скуола ди Сан-Марко (в помещении)
Скуола ди Сан-Марко (в помещении)

Эту картину Тинторетто писал для Скуола ди Сан-Марко. Подобные центры, принадлежавшие церковным братствам, оказывали посильную помощь бедным и страждущим. «Чудо св. Марка», отчаянно «выламывавшееся» из существующей традиции своим композиционным решением, своей динамикой и эмоциональностью, поначалу было отвергнуто заказчиком. Но сам шум, возникший вокруг этой работы, привлек внимание к молодому живописцу. Он оказался завален новыми заказами и уже спустя короткое время приобрел широчайшую известность в городе (Братство св. Марка, кстати, видя такой успех, сменило гнев на милость и согласилось считать выполненной работу художника, написавшего «Чудо св. Марка»).
«Чудо св. Марка», отчаянно «выламывавшееся» из существующей традиции своим композиционным решением, своей динамикой и эмоциональностью, поначалу было отвергнуто заказчиком. Но сам шум, возникший вокруг этой работы, привлек внимание к молодому живописцу. Он оказался завален новыми заказами и уже спустя короткое время приобрел широчайшую известность в городе 

Венеция в те годы.
Венеция в те годы.

(Братство св. Марка, кстати, видя такой успех, сменило гнев на милость и согласилось считать выполненной работу художника, написавшего «Чудо св. Марка»).

В ближайшие годы Тинторетто закрепил этот успех новыми произведениями. К ним, в частности, относятся «Св. Рох, исцеляющий чумных» (1549),

Св. Рох, исцеляющий чумных. 1549 год.
Св. Рох, исцеляющий чумных. 1549 год.

серия «Страшный суд» (1560−62),

Страшный суд (1560-1562 гг)
Страшный суд (1560-1562 гг)

«Введение Богородицы во храм» (1551−56).

Введение Марии во храм
Введение Марии во храм
Введение Марии во храм (часть сюжета)
Введение Марии во храм (часть сюжета)

Помимо религиозной живописи, художника немало увлекали в это время мифологические сцены и портреты.

Грехопадение Адама и Евы. 1551 год.
Грехопадение Адама и Евы. 1551 год.
Леда и лебедь. 1555 год.
Леда и лебедь. 1555 год.
Освобождение Арсинои
Освобождение Арсинои
Освобождение Арсинои
Освобождение Арсинои

В 1553 году его пригласили принять участие в украшении Дворца дожей, административного центра города,

Вид на дворец дожей. XVI век.
Вид на дворец дожей. XVI век.
Дворец дожей (в настоящее время, в правом углу фото)
Дворец дожей (в настоящее время, в правом углу фото)
Во дворце дожей
Во дворце дожей
Во дворце дожей
Во дворце дожей
Рай. 1588 год
Рай. 1588 год

и это приглашение явилось знаком всеобщего признания. Тинторетто обладал феноменальной работоспособностью, и скорость, с какой он выполнял заказы, вскоре стала легендарной.

Приблизительно в 1550 году Тинторетто женился на совсем юной Фаустине де Вескови. Фаустина, будучи более высокого происхождения, нежели ее муж, поучаствовала в изменении его внешнего облика. Ридольфи сообщает, что юная жена настояла на том, чтобы Тинторетто носил модное платье (он, впрочем, подчеркивая собственную независимость, нарочно пачкал свой плащ грязью). Биограф художника изображает Фаустину дамой скуповатой, практичной и даже жестокосердой, однако, судя по всему, она оказалась хорошей женой и доброй матерью. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек); трое из них (в том числе и дочь Мариетта) стали художниками.

Портрет молодой женщины
Портрет молодой женщины
Мариетта Робусти. Дочь Тициана.
Мариетта Робусти. Дочь Тициана.
-33

В 1564 году Тинторетто приступил к растянувшейся почти на 20 лет работе в Скуола Гранде ди Сан-Рокко.

-34
-35
Лестница
Лестница
Алтарь
Алтарь

Он написал для Братства св. Роха грандиозный цикл картин, представляющий собой один из самых величественных художественных «комплексов» в истории мировой живописи. Сотрудничество с Братством началось с любопытного эпизода, иллюстрирующего работоспособность мастера. Братство объявило конкурс на роспись потолка в Скуола ди Сан-Рокко, попросив художников, желавших получить заказ, подготовить эскизы. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как это Тинторетто умудрился сделать незаметно — никто не знает) законченная картина «Св. Рох во славе».

Св. Рох во славе
Св. Рох во славе

Соперники художника пытались протестовать, но безрезультатно. Все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко получил Тинторетто.
У него были и другие методы перебивать работу у других живописцев. Так, иногда он умышленно занижал цену своего труда, а то и вовсе отказывался от его оплаты (с условием предоставления холста и красок). В отличие от большинства своих товарищей по цеху (не исключая великого Тициана),

Тициан и его работы.
Тициан и его работы.

Тинторетто не стремился к богатству. Его снедала неуемная жажда творчества. Неиссякаемое желание пробовать свои силы на разных поприщах перевешивало любые меркантильные интересы (да и были они минимальными).
Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) отметим и двух коронованных особ — испанского короля Филиппа II и 

Филипп II
Филипп II

императора Священной Римской империи Рудольфа II.

Рудольф II
Рудольф II

После смерти Тициана, случившейся в 1476 году, Тинторетто выдвинулся в лидеры тогдашней венецианской живописи. Соперничать с ним мог лишь его друг — гениальный Паоло Веронезе.

Паоло Веронезе и его работа "Поклонение волхвов", 1570-е годы
Паоло Веронезе и его работа "Поклонение волхвов", 1570-е годы

Любопытно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел не исполненный Веронезе заказ на создание картины для Дворца дожей. Ею стал знаменитый «Рай» (1590), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией.

Ридольфи пишет, что последние годы жизни Тинторетто не покидал своего дома, но при этом продолжал работать до своего последнего дня. Умер художник 31 мая 1594 года и был похоронен женой в церкви Санта-Мария дель Орто. Ридольфи отмечает, что в последний путь Тинторетто провожали «несколько художников, искренне оплакивавших кончину великого мастера, знатные жители города и все те, кто любил его».


Работы Тинторетто можно также увидеть в залах Лувра.

Зал Лувра XIX века.
Зал Лувра XIX века.
Зал Лувра в наши дни.
Зал Лувра в наши дни.
Лувр. Итальянская живопись и скульптура.
Лувр. Итальянская живопись и скульптура.
FINITA
FINITA

__________________________________________________________________________________________