Найти тему

ПОЧЕМУ ТАК СЛОЖНО?! НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА

Уверена, что многие читающие этот пост заглянули сюда не случайно. Наверняка, вы очень любите музыку и когда-то предпринимали попытки освоить игру на музыкальном инструменте. Но, видимо, сразу что-то пошло не так, или пошло, но не туда, или не сразу, а очень долгим и сложным путём😎

Скорее всего результаты были не сопоставимы с ценой, которую пришлось за них заплатить: время, деньги, приложенные усилия. Я права? Со временем, конечно, всё забылось: и разочарование, и упадок сил, и подорванная самооценка...

- Да ну их эти ноты и учителей! Подумаешь, буду слушать любимую музыку в наушниках! Оно мне надо с таким пОтом и кровью? Брошу-ка я эту глупую затею - целее буду!

-2

И всё бы ничего, да вот осадочек остался... Сегодня я расскажу, почему "не случилось" или почему случилось, но было очень трудно и больно.

1. СИММЕТРИЧНОСТЬ И ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ НОТЫ-КЛАВИШИ

Слышали когда-нибудь об этом? Присмотритесь внимательно к картинке, которая предлагается ученику на первом уроке в большинстве учебников по музыкальной грамоте. Уверена, все её видели. Заметна ли здесь симметричность, есть ли хоть какие-то зрительные ориентиры-зацепки для новичка, чтобы помочь его сознанию связать ноты и клавиши в единое целое?

-3

А если вот так?

-4

Как думаете, какая из иллюстраций даёт импульс и желание немедленно начать взаимодействовать с нотами и клавишами?

Не буду комментировать, посмотрите сами подольше на эту вдохновляющую симметрию относительно центральной ДО первой октавы! Интересно, если б мы знали об этом раньше, как могли бы измениться наши отношения с нотным текстом и чтением нот? Насколько быстро все ученики могли бы найти взаимопонимание со своими учителями, с инструментом, с музыкой, в том числе с классической?

-5

Догадывался ли кто-нибудь когда-нибудь, что ноты и клавиши относятся друг другу как ось ординат и ось абсцисс в системе координат из математики?

-6

Очень, очень жаль, что эта особенность музыкального языка так долго ускользала от нас, была неведома, неизвестна, недоступна. Многое бы могло измениться в нашей жизни, знай мы об этом раньше!

2. ПЕРИОДИЧНОСТЬ, ПОВТОРНОСТЬ

В обучении традиционными способами педагоги сразу, на первом же уроке знакомят ученика с этой особенностью музыкального языка. На клавиатуре фортепиано периодичность и повторность видна визуально, благодаря чередованию чёрных клавиш по 2 и по 3. Детей учат находить ноту "До" слева от 2-ух чёрных клавиш, а потом и все остальные, относительно её: ре,ми, фа, соль, ля, си. Новички довольно быстро усваивают это, хотя трудности тоже есть, особенно в нахождении "До" первой октавы.

-7

Сложнее дела обстоят с периодичностью в нотах, т.к. зрительно она никак не видна. И если уж говорить начистоту, то многие педагоги о ней даже сами не подозревают, а значит ничего предложить ученику, кроме зубрёжки, не могут. Это занятие бывает очень утомительно для учащихся начальных классов, а для подготовишек и подавно. Поэтому многие учителя выбирают, как им кажется, лёгкий и интересный путь для ученика - обучение с рук, то бишь без нот, по показу учителя. И всё бы было хорошо, если б чтение нот действительно волшебным образом складывалось само по себе, без нашего активного участия, по мере взросления ученика к 12-ти годам (развитие абстрактного мышления). Но, к сожалению, не всё так просто в мире этом. Навык работы с многолинейной подачей информации тяжело освоить даже взрослому начинающему, т.к. зрение человека точечно-линейно и не способно от природы без предварительных тренировок совершать такие вот виртуозные трюки глазами по листу бумаги.

Как работает зрение музыканта, читающего нотный текст, фиксация зрительного фокуса специальным прибором.
Как работает зрение музыканта, читающего нотный текст, фиксация зрительного фокуса специальным прибором.

Поэтому нужно тренировать зрительно-моторные навыки в связке друг с другом и желательно сразу, с первых уроков. Грамотность в чтении достигается начитанностью, так же и в музыке. Беглое чтение нотного текста - вот что является определяющим фактором в успешном музыкальном развитии ученика. Почему такая нехватка концертмейстеров в школах, почему никто не хочет идти на эту работу? Одна из главных причин кроется в неумении быстро читать (=распознавать знаки) и играть ноты! А что вы хотели? Если мы делаем упор на развитие техники и умение запоминать нотный текст наизусть, сразу во время разбора, то ЧСЛ (=чтение нот с листа) может и будет двигаться, но ооочень меееедленно.

-9

В методе Хайнер сделано всё для того, чтобы приспособить нотный текст к зрительному восприятию каждого конкретного человека. Чтобы помочь зрению ученика быстро научиться ориентироваться в нотах и клавишах, предлагается опираться не на "чёрненькие", а на линейки и пространства нотного стана. (Зелёные полоски - линейки скрипичного ключа, коричневые - басового). Выделив голубым цветом ноты До в малой и второй октавах, мы получаем четыре октавы по 7. Группировка нот 4 по 7, согласитесь, гораздо удобнее для нашего восприятия и понятнее, чем... 28 ничем ни связанных между собой и похожих друг на друга одинаково круглых нот!

3. БИНАРНОСТЬ НОТНОГО ЯЗЫКА

-10

Вроде бы и не так сложно, но у многих учеников вызывает затруднения. Думаю, что дело не только в том, что зрение путается, но и в наших профессиональных формулировках. "Нота на линейке" - многие учащиеся воспринимают как

-11

нЕчто, стоЯщее НА.

"Нота между линейками" - воспринимается как что-то между, несущественное, разделение главного.

-12
-13

Поэтому считаю необходимым в классе с новичками обязательно проводить работу с магнитной доской, настольным листом, где ученики НОТУ берут в руки и помещают её НА ЛИНЕЙКУ/ПОЛОСКУ СВЕРХУ, т.е. как НА стол, НА поверхность.

-14

В этой связи развиваем концепцию нотки девочки (НА ЛИНЕЙКАХ) и нотки мальчики (В ПРОМЕЖУТКАХ, МЕЖДУ ЛИНЕЙКАМИ).

-15

Мы акцентируем внимание ученика на бинарности до тех пор, пока он с лёгкостью, мгновенно не научится определять, кто есть кто. Очень помогает то, что Е.В.Хайнер линейки нотного стана увеличила до ширины клавиш. Тем самым она зрительно уравновесила все дорожки информации (линии и промежутки), сделала их равноценными, равнозначными, равноправными, что напрочь лишило ученика всяких сомнений и додумываний по поводу главенства одних и второстепенности других нот, линий/полосок/промежутков.

4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАЖДОЙ НОТЫ

Как в традиционном обучении педагог помогает ученику узнать ноту, если тот не может запомнить её положение на нотном стане? Правильно, подписывает её имя (=слог сольфеджио)! И если для взрослого ученика это действительно служит подсказкой, т.к. он умеет быстро читать, то для ребёнка буквы письменные или печатные = такие же абстрактные знаки как и ноты. Для того, чтобы их распознать/прочитать + найти эквивалент на клавиатуре, ученику начальных классов нужно потратить дополнительное время и приложить немалые усилия.

Сегодня многие педагоги пытаются использовать цвета радуги, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждой ноты. Но это путь в никуда, т.к. цвета радуги не помогают ученику ни запомнить названия нот, ни научиться работать с многолинейностью, а значит, такой подход никак не приближает новичка к освоению музыкального языка.

-16

В Софт Моцарт индивидуальность каждой ноты подчёркнута за счёт образа-картинки, которая помещена в кружок самой ноты и на клавишу. Дети умеют быстро читать и сличать образы-символы (~пиктограммы, которые были переходным этапом к возникновению письменности), поэтому легко через символические изображения ДОмика, РЕпки, МИшки могут называть/петь + играть, мгновенно читая ноты по этим зрительным ориентирам.

-17

Пиктограмма (от сочетания латинского и греческого слов «нарисованный» и «надпись») — это знак, который в схематичном виде изображает самые важные черты объекта, который он обозначает.

Благодаря своей быстрой считываемости и узнаваемости пиктограммы широко используются в повседневной жизни и в дизайне продуктов, сайтов и приложений.

-18
-19

5. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КАЖДОЙ НОТЫ-ЗВУКА - ЭТО ПРОЦЕСС.

Ещё одна очень важная особенность музыкального языка - его временнАя природа. Невозможно адекватно передать эту особенность звука через хлопки (=мертвые, недлящиеся звуки) и через заучивание графических изображений длительностей и правил их счёта.

-20

Возможно, такое объяснение длительностей предоставляет логическое, математическое, абстрактное объяснение длительностей нот, но точно не даёт их почувствовать и увидеть. Реальные навыки чувствования и вИдения, как нота начинается, длится/развивается и заканчивается, могут дать только компьютерно-интерактивные технологии. Анимация раскрывающегося бутона цветка на ноте при нажатии учеником клавиши как нельзя точнее передаёт информацию о том, что каждый нотозвук (нота+клавиша+длительность) - это ПРОЦЕСС.

-21

Ну вот, это вкратце ответ на вопрос, ПОЧЕМУ раньше нам было так сложно освоить музыкальную грамоту.

Легко научились читать ноты те дети, у которых от природы или ещё по каким-то причинам до музыкальной школы был развит музыкальный слух: много пели, слушали, речь домашних была наполнена различными богатыми интонациями и т.д. Этим детям очень повезло, у них быстро получилось соединить ноту, клавишу и длительность за счёт уже имеющейся, наработанной музыкальной памяти на звуки. Существующие методы в традиционной музыкальной педагогике никак не помогли им. Успешно усвоить музыкальный язык вопреки и в обход сложившейся системы музыкального образования удалось только благодаря уже готовым, имеющимся навыкам.

Развитый музыкальный слух + музыкальная память => развитие зрительно-моторных навыков, необходимых для ЧСЛ

Обладая стандартным арсеналом средств человеческого восприятия, его ресурсами и лимитами, невозможно научиться читать ноты быстро, легко и бегло при старых неработающих методах и подходах.

В системе Софт Моцарт происходит всё с точностью наоборот: чтение нот с опорой на зрение, пальцы, речь (пропевание того, что играешь) помогают любому начинающему развить голос, слух и музыкальную память.

-22

Кроме навыка чтения нот, ученик лучший подарок, занимающийся по методу Х.Хайнер, получает ещё много бонусов-подарков и самый главный из них - это гармонично развитый мозг. Об этом много говорят, но практически мало у кого получается это сделать. Софт Моцарт в этом плане находится впереди планеты всей - это реальный тренажёр мозга, оптимальная мультисенсорная платформа и идеальная среда для развития внимания человека.

-23

Всем удачи и хорошего дня.

26.08.2024