Уверена, что многие читающие этот пост заглянули сюда не случайно. Наверняка, вы очень любите музыку и когда-то предпринимали попытки освоить игру на музыкальном инструменте. Но, видимо, сразу что-то пошло не так, или пошло, но не туда, или не сразу, а очень долгим и сложным путём😎
Скорее всего результаты были не сопоставимы с ценой, которую пришлось за них заплатить: время, деньги, приложенные усилия. Я права? Со временем, конечно, всё забылось: и разочарование, и упадок сил, и подорванная самооценка...
- Да ну их эти ноты и учителей! Подумаешь, буду слушать любимую музыку в наушниках! Оно мне надо с таким пОтом и кровью? Брошу-ка я эту глупую затею - целее буду!
И всё бы ничего, да вот осадочек остался... Сегодня я расскажу, почему "не случилось" или почему случилось, но было очень трудно и больно.
1. СИММЕТРИЧНОСТЬ И ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ НОТЫ-КЛАВИШИ
Слышали когда-нибудь об этом? Присмотритесь внимательно к картинке, которая предлагается ученику на первом уроке в большинстве учебников по музыкальной грамоте. Уверена, все её видели. Заметна ли здесь симметричность, есть ли хоть какие-то зрительные ориентиры-зацепки для новичка, чтобы помочь его сознанию связать ноты и клавиши в единое целое?
А если вот так?
Как думаете, какая из иллюстраций даёт импульс и желание немедленно начать взаимодействовать с нотами и клавишами?
Не буду комментировать, посмотрите сами подольше на эту вдохновляющую симметрию относительно центральной ДО первой октавы! Интересно, если б мы знали об этом раньше, как могли бы измениться наши отношения с нотным текстом и чтением нот? Насколько быстро все ученики могли бы найти взаимопонимание со своими учителями, с инструментом, с музыкой, в том числе с классической?
Догадывался ли кто-нибудь когда-нибудь, что ноты и клавиши относятся друг другу как ось ординат и ось абсцисс в системе координат из математики?
Очень, очень жаль, что эта особенность музыкального языка так долго ускользала от нас, была неведома, неизвестна, недоступна. Многое бы могло измениться в нашей жизни, знай мы об этом раньше!
2. ПЕРИОДИЧНОСТЬ, ПОВТОРНОСТЬ
В обучении традиционными способами педагоги сразу, на первом же уроке знакомят ученика с этой особенностью музыкального языка. На клавиатуре фортепиано периодичность и повторность видна визуально, благодаря чередованию чёрных клавиш по 2 и по 3. Детей учат находить ноту "До" слева от 2-ух чёрных клавиш, а потом и все остальные, относительно её: ре,ми, фа, соль, ля, си. Новички довольно быстро усваивают это, хотя трудности тоже есть, особенно в нахождении "До" первой октавы.
Сложнее дела обстоят с периодичностью в нотах, т.к. зрительно она никак не видна. И если уж говорить начистоту, то многие педагоги о ней даже сами не подозревают, а значит ничего предложить ученику, кроме зубрёжки, не могут. Это занятие бывает очень утомительно для учащихся начальных классов, а для подготовишек и подавно. Поэтому многие учителя выбирают, как им кажется, лёгкий и интересный путь для ученика - обучение с рук, то бишь без нот, по показу учителя. И всё бы было хорошо, если б чтение нот действительно волшебным образом складывалось само по себе, без нашего активного участия, по мере взросления ученика к 12-ти годам (развитие абстрактного мышления). Но, к сожалению, не всё так просто в мире этом. Навык работы с многолинейной подачей информации тяжело освоить даже взрослому начинающему, т.к. зрение человека точечно-линейно и не способно от природы без предварительных тренировок совершать такие вот виртуозные трюки глазами по листу бумаги.
Поэтому нужно тренировать зрительно-моторные навыки в связке друг с другом и желательно сразу, с первых уроков. Грамотность в чтении достигается начитанностью, так же и в музыке. Беглое чтение нотного текста - вот что является определяющим фактором в успешном музыкальном развитии ученика. Почему такая нехватка концертмейстеров в школах, почему никто не хочет идти на эту работу? Одна из главных причин кроется в неумении быстро читать (=распознавать знаки) и играть ноты! А что вы хотели? Если мы делаем упор на развитие техники и умение запоминать нотный текст наизусть, сразу во время разбора, то ЧСЛ (=чтение нот с листа) может и будет двигаться, но ооочень меееедленно.
В методе Хайнер сделано всё для того, чтобы приспособить нотный текст к зрительному восприятию каждого конкретного человека. Чтобы помочь зрению ученика быстро научиться ориентироваться в нотах и клавишах, предлагается опираться не на "чёрненькие", а на линейки и пространства нотного стана. (Зелёные полоски - линейки скрипичного ключа, коричневые - басового). Выделив голубым цветом ноты До в малой и второй октавах, мы получаем четыре октавы по 7. Группировка нот 4 по 7, согласитесь, гораздо удобнее для нашего восприятия и понятнее, чем... 28 ничем ни связанных между собой и похожих друг на друга одинаково круглых нот!
3. БИНАРНОСТЬ НОТНОГО ЯЗЫКА
Вроде бы и не так сложно, но у многих учеников вызывает затруднения. Думаю, что дело не только в том, что зрение путается, но и в наших профессиональных формулировках. "Нота на линейке" - многие учащиеся воспринимают как
нЕчто, стоЯщее НА.
"Нота между линейками" - воспринимается как что-то между, несущественное, разделение главного.
Поэтому считаю необходимым в классе с новичками обязательно проводить работу с магнитной доской, настольным листом, где ученики НОТУ берут в руки и помещают её НА ЛИНЕЙКУ/ПОЛОСКУ СВЕРХУ, т.е. как НА стол, НА поверхность.
В этой связи развиваем концепцию нотки девочки (НА ЛИНЕЙКАХ) и нотки мальчики (В ПРОМЕЖУТКАХ, МЕЖДУ ЛИНЕЙКАМИ).
Мы акцентируем внимание ученика на бинарности до тех пор, пока он с лёгкостью, мгновенно не научится определять, кто есть кто. Очень помогает то, что Е.В.Хайнер линейки нотного стана увеличила до ширины клавиш. Тем самым она зрительно уравновесила все дорожки информации (линии и промежутки), сделала их равноценными, равнозначными, равноправными, что напрочь лишило ученика всяких сомнений и додумываний по поводу главенства одних и второстепенности других нот, линий/полосок/промежутков.
4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАЖДОЙ НОТЫ
Как в традиционном обучении педагог помогает ученику узнать ноту, если тот не может запомнить её положение на нотном стане? Правильно, подписывает её имя (=слог сольфеджио)! И если для взрослого ученика это действительно служит подсказкой, т.к. он умеет быстро читать, то для ребёнка буквы письменные или печатные = такие же абстрактные знаки как и ноты. Для того, чтобы их распознать/прочитать + найти эквивалент на клавиатуре, ученику начальных классов нужно потратить дополнительное время и приложить немалые усилия.
Сегодня многие педагоги пытаются использовать цвета радуги, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждой ноты. Но это путь в никуда, т.к. цвета радуги не помогают ученику ни запомнить названия нот, ни научиться работать с многолинейностью, а значит, такой подход никак не приближает новичка к освоению музыкального языка.
В Софт Моцарт индивидуальность каждой ноты подчёркнута за счёт образа-картинки, которая помещена в кружок самой ноты и на клавишу. Дети умеют быстро читать и сличать образы-символы (~пиктограммы, которые были переходным этапом к возникновению письменности), поэтому легко через символические изображения ДОмика, РЕпки, МИшки могут называть/петь + играть, мгновенно читая ноты по этим зрительным ориентирам.
Пиктограмма (от сочетания латинского и греческого слов «нарисованный» и «надпись») — это знак, который в схематичном виде изображает самые важные черты объекта, который он обозначает.
Благодаря своей быстрой считываемости и узнаваемости пиктограммы широко используются в повседневной жизни и в дизайне продуктов, сайтов и приложений.
5. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КАЖДОЙ НОТЫ-ЗВУКА - ЭТО ПРОЦЕСС.
Ещё одна очень важная особенность музыкального языка - его временнАя природа. Невозможно адекватно передать эту особенность звука через хлопки (=мертвые, недлящиеся звуки) и через заучивание графических изображений длительностей и правил их счёта.
Возможно, такое объяснение длительностей предоставляет логическое, математическое, абстрактное объяснение длительностей нот, но точно не даёт их почувствовать и увидеть. Реальные навыки чувствования и вИдения, как нота начинается, длится/развивается и заканчивается, могут дать только компьютерно-интерактивные технологии. Анимация раскрывающегося бутона цветка на ноте при нажатии учеником клавиши как нельзя точнее передаёт информацию о том, что каждый нотозвук (нота+клавиша+длительность) - это ПРОЦЕСС.
Ну вот, это вкратце ответ на вопрос, ПОЧЕМУ раньше нам было так сложно освоить музыкальную грамоту.
Легко научились читать ноты те дети, у которых от природы или ещё по каким-то причинам до музыкальной школы был развит музыкальный слух: много пели, слушали, речь домашних была наполнена различными богатыми интонациями и т.д. Этим детям очень повезло, у них быстро получилось соединить ноту, клавишу и длительность за счёт уже имеющейся, наработанной музыкальной памяти на звуки. Существующие методы в традиционной музыкальной педагогике никак не помогли им. Успешно усвоить музыкальный язык вопреки и в обход сложившейся системы музыкального образования удалось только благодаря уже готовым, имеющимся навыкам.
Развитый музыкальный слух + музыкальная память => развитие зрительно-моторных навыков, необходимых для ЧСЛ
Обладая стандартным арсеналом средств человеческого восприятия, его ресурсами и лимитами, невозможно научиться читать ноты быстро, легко и бегло при старых неработающих методах и подходах.
В системе Софт Моцарт происходит всё с точностью наоборот: чтение нот с опорой на зрение, пальцы, речь (пропевание того, что играешь) помогают любому начинающему развить голос, слух и музыкальную память.
Кроме навыка чтения нот, ученик лучший подарок, занимающийся по методу Х.Хайнер, получает ещё много бонусов-подарков и самый главный из них - это гармонично развитый мозг. Об этом много говорят, но практически мало у кого получается это сделать. Софт Моцарт в этом плане находится впереди планеты всей - это реальный тренажёр мозга, оптимальная мультисенсорная платформа и идеальная среда для развития внимания человека.
Всем удачи и хорошего дня.
26.08.2024