Всем привет! Данная статья открывает историю юридического канала «Звонок юристу». Канал посвящен законодательству, праву и способам его защиты. Буду рад, если публикуемый контент будет интересен и позволит защитить ваши права. Моя первая статья посвящена вопросу защиты прав заемщика в случаях, если при обращении за кредитом в банке, недобросовестным менеджером, Вам оформлен кредит на большую сумму, навязано страхование жизни (а равно иные страховки), а также по указанию менеджера была совершена операция по переводу денежных средств с кредитного счета на другой счет, а потом банк отказывает в расторжении кредитного договора. Что делать в этой ситуации? К сожалению, такие ситуации встречаются на практике довольно часто. Но не стоит отчаиваться, если вы задались целью расторгнуть кредитный договор, сделать это можно. Обратимся к нормативно-правовой базе в части страховки по кредиту. В п.2.1 ст. 7 ФЗ «О потребительском кредите «займе» предусмотрено, что: «В случае, если при предоставлении потребительского кредита (займа) кредитором и (или) третьим лицом, действующим в интересах кредитора, предоставляются услуги или совокупность услуг, в результате оказания которых заемщик становится застрахованным лицом по договору личного страхования, заключенному в целях обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа), страхователем по которому является такой кредитор или такое третье лицо, действующее в его интересах, кредитор в установленной им форме заявления о предоставлении потребительского кредита (займа) и (или) заявления о предоставлении дополнительных услуг (работ, товаров) обязан указать также информацию: 1) о содержании этой услуги или совокупности этих услуг, 2) о соотношении размера страховой премии, уплачиваемой страховщику по договору личного страхования, в отношении конкретного заемщика и размера иных платежей, из которых формируется стоимость этой услуги или совокупности этих услуг, либо о максимально возможном размере платежа заемщика, включающего страховую премию, уплачиваемую страховщику по договору личного страхования, указанному, в отношении конкретного заемщика и иные платежи, из которых формируется стоимость этой услуги или совокупности этих услуг; 3) о праве заемщика отказаться от этой услуги или совокупности этих услуг в течение тридцати календарных дней со дня выражения заемщиком согласия на оказание этой услуги или совокупности этих услуг посредством подачи заемщиком кредитору или третьему лицу, действовавшему в интересах кредитора, заявления об исключении его из числа застрахованных лиц по договору личного страхования».
Делаем вывод: ФЗ "О потребительском кредите «займе" прямо допускает подачу заявления об отказе от услуги страхования жизни кредитору.
Далее пункт 2.2. ФЗ "О потребительском кредите «займе" предусматривает: "Если федеральным законом не предусмотрено обязательное заключение заемщиком договора личного страхования, кредитор обязан предоставить заемщику возможность получения потребительского кредита (займа) без предоставления услуги или совокупности услуг, в результате оказания которых заемщик становится застрахованным лицом по договору личного страхования, или без заключения заемщиком самостоятельно договора личного страхования в соответствии с частью 10 ст. 7 с учетом возможного увеличения размера процентной ставки по такому договору потребительского кредита (займа) относительно размера процентной ставки по договору потребительского кредита (займа), заключенному с предоставлением заемщику данных услуг".
А что делать, если менеджер банка, показав на планшете кредитный договор, самостоятельно проставил за Вас все галочки?
Ч.2 ст.7 ФЗ «О потребительском кредите «займе» прямо указывает, что: «Проставление кредитором отметок о согласии либо выражение кредитором за заемщика согласия в ином виде на предоставление ему дополнительных услуг (работ, товаров) или формирование кредитором условий, предполагающих изначальное согласие заемщика на предоставление ему дополнительных услуг (работ, товаров), не допускается». Если при обращении в банк, Вам отказывают в расторжении кредитного договора, ссылаясь на недоказанность того факта, что имело место проставление галочек в электронном документе менеджером за заемщика, следует подать официальную претензию с требованием изучения видеозаписей в кредитном отделе. В случае игнорирования вашего обращения, следует обращаться в суд, а также в правоохранительные органы для проверки действий менеджера на наличие состава преступления предусмотренного ч.1 ст.159 УК Р.Ф. При обращении в суд, в исковом заявлении среди прочего следует указать просьбу к суду о содействии в истребовании доказательств (видеозаписи из отделения банка) в соответствии с п.2 ч.1 ст. 57 ГПК Р.Ф. Однако следует учесть, что в любой ситуации есть свои нюансы.