Вологодское кружево - вид русского кружева, плетеного на коклюшках (деревянных палочках). Все основные изображения в нем выполняются плотной, непрерывной извивающейся полотняной тесьмой.
Как человек, увлекающийся рукоделием, о Вологодском кружеве я , конечно , слышала. Но никогда не задумывалась о его стоимости. Да и вообще была уверена, что сейчас кружевоплетение давно механизировано. Типа, задал станку программу, и он плетет себе кружевную паутинку.
Вот то ли дело раньше: валик, иголки, коклюшки. Сначала создаётся технологический узор, потом на него наносятся сколки ( гвоздики), и потом только кружевница, наматывая вокруг каждого гвоздика тонкую льняную нить, создаёт волшебный узор.
В Вологде даже целый музей кружева есть, который я тоже посетила. Интересные экспонаты.
Например, скатерти диаметром до трёх метров.
Или настоящие портьеры на большое окно.
Или одежда, в том числе и свадебные платья.
Ну, по сути, женщинам раньше чем заниматься было? Вот и плели они кружева. Интересные фото увидела в музее: как на фабрике рядами сидят кружевницы, а потом работу сдают в пункте приема. А фабрика называлась "Снежинка". И ниже информация , мол и сейчас фабрика Снежинка продолжает функционировать, и даже есть у них фирменный магазин.
А вечером следующего дня гуляю я по Вологде, прохожу через Торговую площадь и вижу фразу "Изделия фабрики Снежинка". Ну как не зайти?
И зашла. Поднялась на второй этаж, там две больших комнаты. В каждой комнате сидит женщина за специальным барабаном ( для кружевоплетения) и ловко так коклюшками и манипулирует. Ну, думаю, кружок "Очумелые ручки", от нечего делать дамы вечерок за рукоделием коротают.
Здесь же на витринах стеклянных и вешалках кружевные изделия располагаются.
Я аж присвистнула от удивления ( но про себя). Рядом перчатки
Тут уже начали закрадываться некоторые сомнения относительно машинного производства - ну не может оно столько стоить, только ручная работа.
В углу стоял ещё один барабан для рукоделия, а на нем узор со сколками с частично сплетеным кружевом. Хотела сфотографировать, но девушка за коклюшками рядом запретила.
Ну поглазела и пошла в другую комнату. А там уже женщина пожилая за барабаном ловко орудует.
Я салфетки разглядывать начала. Красивые! Самая маленькая - 7 тысяч. А узоры все разные.
- Что- то купить хотите?- задала вопрос женщина
- Пока нет. Смотрю, людям рассказываю. А можно у Вас фотографировать?- задаю ей вопрос
- Да сколько угодно - отвечает та.
Ну я осмелела и как давай фотографировать. Вижу, что ей скучно, и потихоньку вопросы задавать начинаю.
- А кто все это плетет?
- Да мы плетём - это ж фабрика.
- Как фабрика?- спрашиваю.- Две комнаты - это фабрика? А как же ряды рабочих мест? Машины для кружевоплетения где?
Женщина смеётся .
- Все это в прошлом. Сейчас вся фабрика здесь, ну и ещё есть кружевницы, которые на дому плетут. А машин никаких нет - только ручная работа.
Чешу в затылке - тогда понятна ценовая политика. Как человек, в свое время увлекавшийся ирландским кружевом (имитация кружева крючком), знаю, насколько кропотлива эта работа. А уж на коклюшках и подавно.
На вешалках висят болеро, жилеты, палантины. И очаровательный зонтик.
- А сколько по времени Вы плетете например, болеро?
- Ну если одна, то два месяца. Но когда поступает заказ, то им занимаются одновременно несколько человек, поэтому получается быстрее.
- Но кому нужны сейчас эти воротнички и зонтики? В наше то время? И за такие деньги ?- не понимаю я.
- Это Вы зря - отвечает кружевница- без работы мы не сидим. Из Москвы заказы поступают, Санкт- Петербурга, Казани. Из-за границы тоже.
- Вы, наверное , всю жизнь этим занимаетесь? А себе что-то плетете?
- Да не сильно кому сейчас в быту кружева нужны. Внучка вот воротничок в школу носит. Дочери подарила подкову плетеную. А так по вечерам зимой дома плету, иногда и на заказ тоже.
Тут я представила девочку- школьницу с воротничком на платьице. А цена тому воротничку 10 тысяч. Вот уж поистине, все относительно.
Совсем недавно читала статью о том, что ручная работа - это плохо и несовременно. Мол, любая самоделка - это колхоз. А тут, поди ж ты, люди по 200 тысяч платят за то, чтоб в самоделках походить.
Ну очевидно же: так считают те, кто качественную ручную работу и в глаза никогда не видел. Потому что вещи это штучные и дорогие. Я, например, вот эту кофточку в стиле ирландского кружева месяца четыре вязала.
Да и материал для производства дорогой - из дешёвой синтетики такие трудоёмкие вещи вязать не будешь.
Поэтому высокая цена на вологодское кружево вполне оправдана. Кстати, заказать что- либо можно на официальном сайте фабрики Снежинка.
Ну а я поблагодарила свою собеседницу за интересную информацию. Конечно, ничего не купила - на мой взгляд, нужно обладать определенным социальным статусом и иметь соответствующее окружение, понимающее ценность подобных вещей. Вот такая вот история с вологодским кружевом...
А как Вы относитесь к изделиям ручной работы? Или может быть сами увлекается чем- то подобным? Делитесь в комментариях.