Волна 50 1.8 – не самый дорогой из советских объективов, и, в принципе, не такой уж и редкий, чтобы его нельзя было найти, если задаться целью. Герой данного обзора шел в комплекте с фотоаппаратом Алмаз-103. Фотоаппарат на самом деле лично для меня по вменяемой цене оказалось найти сложнее. Под этот объектив пришлось купить специально переходник Pentax – Sony E, чтобы можно было работать.
Алмаз-103 разрабатывался как системная камера для профессионалов, и соответственно, оптика должна была обладать лучшими характеристиками, чем основной масс-сегмент рынка того времени.
Схема объектива очень похожа на Zeiss Planar.
- Фокусное расстояние:50mm
- Формат сенсора:35mm full-frame
- Байонеты:Pentax K
- Диапазон значений диафрагмы:F1.8 – F22
- Минимальная дистанция фокусировки:0,45 м
- Оптическая конструкция: 6 элементов в 5 группах
- Специальные элементы: нет
- Фокусировка: ручная
- Угол обзора:45°
- Диаметр резьбы светофильтра:46 мм
- Вес: 240 г
- Цена на маркете
Корпус, как водится, металлический, из органов управления – два кольца. Кольцо диафрагмыы расположено ближе к камере, кольцо фокусировки прорезинено и вращается в большом диапазоне, для точности фокусировки.
Управление диафрагмой может производиться из тушки камеры, если этот объектив установить на Pentax. Для управления извне со стороны байонета у Волна 50 1.8 выступает металлическая пластина. Кольцо дифарагмы в моем экземпляре вращалось заметно туже, чем кольцо фокусировки, и переключения между значениями диафрагмы происходили с заметным усилием. Не беда, как обычно, дело в смазке. Переключение диафрагмы происходит с щелчком, доступны промежуточные значения между нанесенными цифрами на кольце.
По части картинки осталось двоякое впечатление – переход в зону нерезкости избавлен от присущего многим объективам того времени двоения изображения, то есть переход смотрится естественно, однако вид боке мне кажется слишком грубым и отвлекающим от основного объекта съемки.
Не стоит ждать и ультра высокой резкости на открытой по всему полю, а повышенная бликоустойчивость – это не его конек. В боке Волна 50 1.8 даже малейшие блики превращаются в круги, и в зависимости от пестроты фона, могут накладываться друг на друга и перетягивать акценты на задний план еще сильнее. Также прорисовываются контуры деталей. В общем, бейте меня палками, но мне больше нравится вид боке объективов серии Гелиос.
При съемке на фоне подсвеченной солнцем воды блики мерцают и переливаются, а в контрастных переходах их наиболее яркая часть софтит. То есть, на границах есть легкие ореолы. Однако, нет зеленой и фиолетовой каймы – в объективе этот момент проработан.
Дисторсия, визуально, на открытой у объектива отсутствует, если кому это важно. Правда, при просмотре изображений на мониторе после съемки можно обнаружить, что кривизна изображения все-таки есть, и блики становятся ровными по всему полю к примерно диафрагмам f/4-f/5.6.
Резкость по краям выравнивается с центром где-то ближе к f/5.6, но при этом, на открытой по центру достаточно резкости, чтобы снимать портреты и при постобработке не видеть мыла. Об этом говорят и распространенные данные по резкости – 45\27 линий, что в целом весьма хороший показатель для тех лет.
Цвета у Волна 50 1.8 сбалансированы хорошо, фотоаппарат не сходит с ума в режиме автоматического баланса белого. Но все равно лучше снимать в RAW, мало ли что.
Больше фото:
В остальном это добротный полтинник, который есть смысл использовать в современных реалиях, но если вас смущает нагруженное боке, то лучше поискать что-то другое.