Найти в Дзене

Остатки лета колдовского | Стихи как воспоминание о Весне

Цветущая вишня. Изображение из сети
Цветущая вишня. Изображение из сети

Я всё еще продолжаю учиться поэзии. На сей раз мне дали задание написать стихотворение с цельными строфами (обсудим их позже, о вопросе читателя я помню) и рифмой-метаморфом.

Остатки лета колдовского.
Наш август всё еще в плену,
И вспоминаем мы весну,
Чтоб жить. И проживаем снова
Всё: и туманов пелену,
В которых тени прячут лица,
Текут, не говоря ни слова,
Ручьями-стаями не птицы,
А мысли в нашу сторону,
А мы душою выбираем,
К кому прийти, кому не сниться,
С кем воспарить, с кем утонуть,
С кем поделиться каплей рая —
Чтоб никого не обмануть;

И рек небесных переклады;
И гроз настойчивых узлы,
Которым не даём балы,
Поскольку сны в ворота ада
Нейдут; и лёт пустой метлы
Сквозь ночь (пока война, нам, детям,
Нельзя познать дорогу радуг
Ночных, и грусть лишь на планете).
И нас, закутанных в полынь,
На васильковых перепутьях
Встречают майские рассветы,
Как ключ и дверь... кто дочь, кто сын,
Еще не важно... наши сутки-
Столетья встали на весы...

Теряет август дни и зноя
Ширь, глубину, под древом тень
Уже даёт святую сень
Прохлады. Но весны покровы
Мы вспоминаем каждый день:
Цветущих вишен ароматы,
Вхожденье нежности как слова
В ещё холодный ум... так в латы
Влетает мысль Амура, здесь,
Где сердце, разжигая тайну
Воспоминанием накатным,
И входит дух в весенний лес,
Непредсказуемый, случайный
И солнечный... такой он весь!

© Стихи. Алиса Чин (Котёна). 2024 г.

Песня на стихи, размещенные выше:

⇐ Ответ в стихах на вопрос «Каким бы ты была мальчиком?» || Оглавление || Люблю высоких. Стихи о росте

== Рифмы-метаморфы ==

Пишу этот абзац для тех, кто не знает, что это такое. Так вот, когда какая-то рифма встречается в стихотворении достаточно долго, она может изменяться таким образом, что начальная и конечная рифма уже перестанут рифмоваться друг с другом. Такие рифмы в формулах рифмовок помечают штрихами:

AbbAbCACb'DCb'Db' (рифмовка второй или третьей строфы)

Смотрите на рифмы b:

  • Во второй строфе: "узлы", "балы", "метлы", "полынь", "сын", "весы".
  • В третьей строфе: "тень", "сень", "день", "здесь", "лес", "весь".

Вот это и есть рифма-метаморф. Кстати, как вам, моя рифмическая параллель?

== Цельные строфы ==

Один из моих постоянных читателей задал вопрос: «Объясни попроще, как отличить обычную (дольную) строфу от цельной». Объясняю. Идем по строкам и смотрим на рифмовку, деля строфу на две части. Если в какой-то в обеих частях все рифмы будут рифмоваться внутри строфы, то исходная строфа была обычной. Если этого никогда не случится, то строфа цельная.

Итак, берем первую строфу (она проще, там нет рифм-метаморфов) и смотрим на её рифмовку:

AbbAbCACbDCbDb

  1. Первый законченный кусок, где все рифмы рифмуются внутри строфы — это первые 4 строчки: AbbA. Давайте посмотрим на оставшийся кусок рифмовки: bCACbDCbDb. Мы видим, что здесь есть одна рифма A, которая ни с чем не рифмуется.
  2. Вторая попытка (добавляем всё до этой A): AbbAbCA + CbDCbDb. Теперь в первом куске появилась рифма С, которая ни с чем внутри этого куска не рифмуется.
  3. AbbAbCAC + bDCbDb. Теперь во втором куске осталась одна С.
  4. AbbAbCACbDC + bDb. Теперь в первом куске одна D и во втором одна D, причем, в предпоследней строке.

Мы дошли до конца и не смогли разделить строфу на две или больше частей, в каждой из которых все строки рифмуются между собой. Значит, исходная строфа — цельная.

Смотрите также:

Понравилось? Подпишись! Я выкладываю ~3 стихотворения в день (МСК: ~08:00, ~12:00, ~18:00)!