Когда в больницу, откуда он никогда уже не вернется, его забирала скорая помощь, он представился доктору: "Владимир Ивашов, рабочий".
Он - москвич, сын рабочего авиационного завода и простой швеи. Начал свой путь работягой, им и закончил в 55 лет. Случилось это 23 марта 1995 года. Достаточно назвать дату, чтобы не объяснять - отчего и почему. Коллеги по цеху сказали - он не стал сниматься в "кооперативном кино". И пошел на стройку, чтобы содержать семью.
Об отношении Владимира Ивашова к актерскому делу, об уровне ответственности артиста говорит лишь один эпизод, о котором я никогда не слышала. А узнала от Семена Морозова, исполнителя роли хулигана Полосухина в фильме "Семь нянек".
По "Доверию" показывали очередной выпуск программы "Раскрывая тайны звезд", не предупредив, что он будет посвящен юбилею актера. Я напала на него случайно, оторваться не смогла, потом искала в архивах запись, чтоб посмотреть повтор. Не получилось.
Поэтому коротко перескажу то, что в душу запало. Вдруг и вы этого не знали.
В общем, в фильме "Семь нянек" снимали сцену, когда ребята. взявшие шефство над Афанасием Полосухиным, водят его по своим домам - показать, так сказать, что такое семья. Первый визит в дом к Лене, где суровый дедушка режет парню в глаза правду-матку. Обещает сорвать бригаде ее "мероприятие" и называет лицемерного гостя, которого видит насквозь, "огарком".
Деда играл Алексей Грибов, ветеран кинематографа, признанная звезда, профессионал с большой буквы. Оказавшись с ним в одной сцене, за одним столом молодой актер ... забыл текст. А Грибов бушевал во время дубля, раздухарялся, импровизировал.
И Владимир вдруг побледнел и - упал. Обморок. Столь велика, говорил Семен Морозов, была его ответственность за всё, что он делал в кадре, столь высоко было его уважение к зрителю (простите, воспроизвожу, что услышала, по памяти).
Казалось, ничто не предвещало.
Алексей Николаевич мгновенно бросился к молодому партнеру по сцене, склонился над ним: "Прости меня, Володенька, прости".
***
Заглянула в фильмографию Ивашова.
Фильм "Семь нянек" снимался в 1962 году.
"Баллада о солдате" - в 1959-м.
Он был к тому времени мировой звездой. Они объехали с Жанной Прохоренко весь Советский Союз. И, по словам коллег, в каждом городе, поселке, деревне люди говорили им "спасибо".
Знали их в лицо практически во всем мире. Актеры проехали и Латинскую Америку, и побывали на кинофестивале в Сан-Франциско. В Каннах лента получила специальный приз "За высокий гуманизма и превосходное художественное качество". Были номинация на "Оскар", премия за режиссуру в Сан-Франциско, приз Давида ди Донателло за лучший иностранный фильм в Италии, главный приз лондонского фестиваля...
Было от чего вскружиться голове.
К тому же изначально на роль Алеши Скворцова планировался Олег Стриженов. Но в 1959 году ему сравнялось 30 лет. Говорят, Владимир Басов сказал режиссеру: "Они же были молодыми!"
И зрителей покорила непосредственность и обаяние молодости исполнителей главных ролей.
Актер Александр Михайлов горько пожалел, что нет сейчас таких фильмов, где столь же точно и трепетно показали бы зарождение любви.
Еще я узнала, что хуже всего - прямо в штыки - приняли "Балладу о солдате" вгиковцы. Сказали, что в картине "Нет конфликта!"
Уже тогда кому-то не хватало голливудского экшна.
На самом деле, заключили коллеги Ивашова из сегодняшнего дня, сработали обычные цеховые ревность и зависть.
***
Я долго пыталась найти эпизод, когда Владимиру Ивашову коллеги поручили вручить приз кинематографистов страны Григорию Чухраю. О нем тоже рассказали в передаче. Видно, годы были не очень, и Владимир из уважения к своему крестному отцу в кино сам сшил себе бабочку, в которой и, волнуясь, вышел на сцену.
Пока листала поисковик, решила, что речь идет о премии "НИКА" в номинации "Честь и достоинство" за 1993 год, но мне без конца предлагали почитать, как в 2017 году сын режиссера Павел Чухрай принимал на Кинотавре приз "За честь, достоинство и преданность кинематографу" из рук "президента смотра Александра Роднянского (признанного нынче Минюстом РФ иностранным агентом).
"Для нас очень важно, когда есть кинематограф, существующий сам по себе, не подстраивающийся под время, а выстраивающий время под себя", — отметил в своей речи Александр. Ранее он признал, что у Чухрая "свой кинематограф со своим голосом".
Я сталкиваюсь с активностью этого клиентеллы в соцсетях почти каждый день. Не дай вам Бог узнать, что он думал о России, ее кинематографе и зрителях все годы, пока рубил здесь "капусту". Волосы дыбом даже у лысых.
Жаль...
***
Вспоминали неудачи актера. К ним отнесли роль Печорина в двух новеллах "Героя нашего времени" - "Бэла" и "Тамань" (1965-1966). Впрочем, упрекали, в основном режиссера Станислава Ростоцкого, который надел на Ивашова слишком статичную маску, еще и озвучивать поручил Вячеславу Тихонову, что сыграло не во благо образу.
В связи с "Таманью" вспомнили супругу Владимира - Светлану Светличную. Излишне много, на мой взгляд, говорили про разность их характеров, про ее измены. Припомнили ее роман с режиссером фильма "Держись за облака", о котором вся группа наших звезд, там снимавшихся, без может говорить без содрогания - взрослый человек мог кататься по асфальту в дорогом пиджаке и в истерике бить ногами, как пятилетний ребенок. Венгр Петер Сас. Сказали, что фильм прошел широким экраном, поскольку интерес к совместным с иностранцами работам был большой - а это советско-венгерский проект. Но я его совершенно не помню. Похоже, прошел мимо меня.
Зато надолго запомню фразу Светланы Светличной, которую зачем-то повторили дважды:
- Невозможно одинаково страстно любить всю жизнь одного и того же человека. Всё приходит и уходит. Это мое убеждение.
***
Когда включили песню из "Новых приключений неуловимых" и сказали, что доверил ее петь Владимиру Ивашову сам Ян Френкель, на первых же звуках у меня побежали такие мурашки, что я забыла все неприятное, мелкое, наносное, что только что услышала.
Я специально нашла видео не из фильма. Здесь хорошо слышен только голос прекрасного человека, ушедшего слишком рано. Каждое дыхание.
И есть поле.
Почти как то, по которому бежит, мчится, летит увидеть сына Мать.
И есть дорога.
Та самая дорога, по которой ушел в Вечность Алеша Скворцов.
***
28 августа 2024 году Владимиру Ивашову исполнилось бы 85 лет.
Актер упокоен на Ваганьковском кладбище.