Найти тему
Алексей Бакуменко

От жемчуга и огорода до денег и завода

Интересными деталями была богата книга пожертвований на строительство одного из самых знаменитых храмов Ярославля - церкви Иоанна Предтечи в Толчковой слободе. Кстати, ровно 353 года назад, 15 (25) августа 1671 года, ростовский митрополит Иоана Сысоевич дал грамоту на постройку и освящение этого чуда ярославской архитектуры.

Строительству предшествовало ЧП. Деревянная «Толчковской слободы церковь святого Иоанна Предтечи в день святой Пасхи, по отпетии Божественной литургии, волею Божией или небрежением служителей церковных возгореся внутрь пламенем велиим, от коего погоре вся даже до основания, с нею же и трапеза древяная ж погоре… И тако лишишася жители пристанища своего молитвенного».

Чтобы не лишаться "пристанища молитвенного", толчковцы поставили временную деревянную церковь и решили строить каменный храм, более долговечный. И к 1665 была возведена тёплая одноглавая церковь, освящённая в честь Вознесения Господня, с приделом Казанской иконы Богоматери. Название выбрано было неслучайно - здесь когда стоял Вознесенский женский монастырь, разорённый в Смуту. Почитавшийся у прихожан образ был написан и на наружной стене храма. Историк Ф. П. Успенский писал в начале XX века: «лик Богоматери поражает полнотою святой благости; каждый, приближаясь к храму, ещё издали может видеть владычицу, уже взирающую на него „благоутробным оком“. Образ этот издревле чтится как чудотворный».

Но небольшая Вознесенская церковь не могла удовлетворить потребности жителей богатой Толчковой слободы. Тем более, что в других частях Ярославля в те годы развернулось строительство просторных и величественных каменных храмов. Толчковцы задумали создать храм, какого «прежде никогда не было», превзойти все остальные приходские храмы Ярославля как по размерам, так и по красоте внутреннего оформления и внешнего декора, для чего впервые в ярославском храмовом зодчестве решили использовать фигурный формованный кирпич.

В августе 1671 года, получив разрешение митрополита Ионы Сысоевича, толчковцы приступили к делу. Для изготовления кирпича поставили два завода — в Толчковой и в Коровницкой слободах. Средства на строительство собирали всем приходом во главе с попом Абросимом и диаконом Родионом. Ещё в начале XX века при храме хранилась книга пожертвований, из которой мы знаем, что именно толчковцы дарили на возведение будущей церкви: тут и иконы, и драгоценные сосуды, и слиток серебре, и огород с хоромами, и «поллавки с погребом в сапожном и ветошном ряду», и «двор со строением и кожевенным заводом, дворовою и огородною землею», и «69 зернят жемчугу», и даже «мишурных кружев на 32 рубля». Собрали ценностей на 3000 рублей - немалая сумма по тем временам! Больше всего денег внесла купеческая семья Ереминых, они позже оплатили и роспись.

В итоге появился не храм, а сказка! Каждый из приделов и главный храм имеет отдельное пятиглавие, что придает церкви особенно выразительный вид. С западной, северной и южной сторон устроены нарядные высокие крыльца, покрытые двухскатной крышей. Во внешней отделке храма широко использованы цветные изразцы, а также красный фигурный кирпич самой разнообразной формы. А с трёх сторон храм окружает галерея.

Правда, и строилась эта красота долго - 16 лет. Только в 1687 году в новый храм перенесли иконы и церковную утварь из той временной деревянной церкви. А роспись главной гордости Толчковой слободы вообще сделали только в 1694-1695 годах. Стенописные работы вела артель знаменитого ярославского иконописца Дмитрия Плеханова.

В общем, церковь Иоанна Предтечи совсем не зря изображена на 1000-рублёвой купюре.