26 августа исполнилось бы 77 лет артисту эстрады Яну Арлазорову. Три года он боролся с онкологией. За это время много небылиц было написано в прессе и интернете. А сам Ян Майорович ни с кем не общался, замкнулся в себе и предпочитал никого не просить помощи.
Пресса начала писать об онкологии Арлазорова в начале 2007 года, когда артист попал в больницу с резкими болями в желудке. Однако, тогда он сбежал от врачей, даже не пройдя обследования. Через некоторое время в интернете появилась новая информация, на этот раз кто-то из медицинского персонала онкологического центра на Каширском шоссе рассказал: к нам приходил Ян Арлазоров. Тогда и возникли слухи и предположения. Получить же ответы на вопросы от самого артиста не получилось ни у кого: всем известно, что Ян Майорович мало общался с журналистами. К сожалению, слухи оказались верными, - у любимого народного артиста обнаружили опухоль.
- Чтобы разорвало людей, кто начал писать это все в интернете, - восклицает в беседе со мной директор и близкий друг артиста Людмила Корчевская. – Писали, что болезнь поздно опознали. Ничего не поздно! Обнаруживают тогда, когда это болит. Как можно обнаружить насморк позже или раньше, пока у вас не потекло из носа?! К сожалению, у нас нет такой культуры - следить за собой, постоянно ходить проверяться к врачам. А когда артист Арлазоров пошел в больницу… Начались тут же всякие гадания: почему, что? Стали писать об этом. Человек это все читает и во второй раз уже не пойдет.
Годами раньше в том онкологическом центре от рака умерла мама артиста Раиса Яковлевна. Кстати, врач по образованию, хирург. С тех пор эту больницу на Каширке Ян Майрович обходил стороной, - мама для него была самым любимым и дорогим человеком. Поэтому предложение пройти там обследование артист воспринял с крайним неудовольствием. Вердикт врачей: нужно срочно удалять опухоль. Однако, от операции тогда решили воздержаться, могли возникнуть большие осложнения. Артиста направили пройти курс амбулаторного лечения в Центр хронофототерапии, реабилитации и иммунокоррекции на Маяковке. В течение 2007 года Арлазорову восстанавливали и корректировали иммунную систему. Врачи посоветовали Яну Майоровичу воздержаться от выступлений, так как на это уходило много сил, а нужно их беречь перед операцией. В июле того же года артист, почувствовав улучшение, вопреки запретам врачей, поехал на фестиваль юмора в Юрмалу. По телевизору работники Центра с ужасом наблюдали, как артист ходил по сцене на руках, чего ему категорически нельзя было делать! Потом он объяснял врачам, что хотел доказать всем, мол, несмотря на уничтожающие публикации, он еще держится не только на ногах.
В августе 2007 года артист отмечал свое 60-летие на сцене театра Эстрады. Несмотря на недомогание, Арлазоров держался молодцом. Весь вечер смешил публику, читал монологи, принимал подарки и поздравления от коллег. На следующий день появились публикации в прессе, мол, на концерте случилось множество скандалов и недопониманий: отменили пресс-конференцию, из-за большого количества гостей вечер затянулся и некоторые артисты нервничали, что опоздают на свои поезда (кто к себе домой в Питер, кто на гастроли), зритель устал и просил антракта. Всем даже невдомек было, какую боль испытывал тогда сам юбиляр. Ведь Арлазоров вовсе не хотел отмечать день рождения, его уговорили друзья. За кулисами было неприятно видеть, как приезжающие на вечер артисты, пытались быстрее выйти на сцену, поздравить и поскорее убежать по своим делам. Некоторые же, наоборот, выступали дольше положенного времени, чем вызывали раздражение у телевизионщиков, у которых съемка была строго регламентирована по времени. За все эти неурядицы пришлось расплачиваться юбиляру, которому по показанию врачей нельзя было нервничать. Тот концерт здорово подкосил и без того слабое здоровье Арлазорова.
- Больно и сложно говорить об этом, с Яном мы дружили давно и он мне был очень близким человеком, - говорит писатель-сатирик Семен Альтов. – Когда я узнал о страшном диагнозе, сразу подумал: он справится, обязательно. Ян упрямый и умел бороться с трудностями. Но…
Действительно, еще в подростковом возрасте Ян Шульруфер (тогда он носил фамилию отца) начал проявлять свое упорство и умение побеждать себя. Дело в том, что в детстве будущий артист был полным. Родители пытались устраивать его в спортивные секции, но он вместо тренировок шел в магазин, накупал пирожков и гулял по городу. Однако, в старших классах, когда Ян уже твердо решил поступать в театральное училище, вдруг понял: с такой комплекцией артистом ему не стать. Усиленные занятия плаванием сделали из полненького мальчишки стройного юношу. Кстати, Яна допустили сразу на третий тур экзаменов в театральное училище имени Щукина, которое он и окончил в 1969 году. А по окончании первого курса он взял фамилию мамы – Арлазоров.
В училище артист познакомился с будущей супругой – Ёлой Санько. Поженились они уже по окончании учебного заведения. В начале 1970-х у них родилась дочь Алена. Правда, прожили молодые всего несколько лет. Больше Арлазоров уже не женился, а свою дочь видел в последний раз, когда она училась еще в университете.
- Ян больше тридцати лет занимался йогой, вел такой уединенный образ жизни, мало с кем общался, - рассказывает Людмила Корчевская. - Так сложилось по жизни. Он сам выбирал, куда ехать на гастроли, куда нет. Никогда не выступал во всех концертах, которые ему предлагали, только там, где ему хотелось. Арлазоров – прекрасный артист, и как человек совершенно отличался от всех. Во время болезни ему помогали брат Леонид, папа, я приходила.
Говорят, Владимир Винокур предлагал оплатить коллеге лечение в Израиле, но Арлазоров отказался. Всю жизнь отказывающийся от чужой помощи, сам Ян Майорович часто помогал окружающим. Когда-то на радиостанции «Авторадио» артист вел передачу «Народная скорая помощь», где любой житель страны мог воспользоваться помощью доктора АрлаZorro – так себя называл Ян Майорович. За два года существования программы артист помог тысячам. Ветерану афганской войны в прямом эфире собрал деньги на операцию сыну. Бросил клич о том, что в такой-то больнице лежит человек - инвалид без рук и ног и к нему никто не приходит, - чужие люди стали навещать мужчину. Ансамблю Надежды Бабкиной помог в свое время найти музыкальные инструменты. Но сам артист никому с просьбой о помощи не обращался. Говорил, что не хочет беспокоить людей.
Ходили слухи, что Арлазоров сделал множество операций и не выходил из больниц последние годы. На самом деле, Ян Майорович лежал только в 31-й московской больнице и однажды в Германии, где ему была сделана операция по удалению опухоли.
- Я не понимаю, откуда люди черпали непроверенную информацию о каких-то бесчисленных операциях в Германии, хотя мы там были всего один раз, -возмущается Людмила Корчевская. – Как эти люди берут такой грех на душу: придумывать о чужой болезни?! Пишут столько гадостей про артистов, которые больны. Про Александра Абдулова столько грязи вылили! А человек хотел жить, страдал, боролся… Один известный артист в интернете написал про болезнь Яна. Ну, откуда он знает, если в квартире Арлазорова никогда не был?! И со мной он не разговаривал, от меня никакую информацию не просил. Отец Яна Майоровича очень переживал за сына из-за этих слухов. Они с Леонидом по ночам читали интернет и им становилось плохо от прочитанного.
Некоторые журналисты и коллеги по эстрадному цеху сетовали на неуживчивый характер Арлазорова, мол, капризный. А вот друзья его говорят, что он был просто требовательным. Не мог спокойно наблюдать, как вырождается юмор, уходит та эстрада, которая учила людей, заставляла переживать и сочувствовать. О своей горечи он часто говорил со сцены. Например, в монологе «Письмо Ваньки Жукова»:
- Дедушка, Константин Макарыч, сделай божескую милость, забери меня, Христа ради, с этой эстрады. Никакой мочи теперь больше нет.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов