Найти в Дзене
Киносезон

Смелые "Игры" Евгения Стычкина: мои впечатления после 5 серий

Я трижды собиралась бросить просмотр "Игр", но наступала новая суббота, с ней - новая серия, и что-то каждый раз толкало меня дать сериалу еще один шанс. После 4-го эпизода в адрес режиссера я произнесла: "Молодец!", а после 5-го - ушла в себя.

О чем я думаю в этом состоянии? О тончайших приемах, которые я стала считывать, начиная с 4-й серии, при этом понимая, что надо бы пересмотреть начало, которое мне дико не понравилось, потому что скорее всего, первые нотки подтекста были уже там.

На мой взгляд, "Игры" - это серьезный и совершенно точно один из самых смелых проектов о нашем времени, снятый через призму спортивных и политических событий 45-летней давности. Стычкин высказал свою позицию, я бы сказала, профессионально - он просто снял кино о том, что его волнует. Настолько честно, как смог. Мы же не все можем сказать вслух и уж тем более все показать. Кино атмосферное, фактурное, по-советски-теплое, красивое, юморное. Местами - страшное. Этот страх Евгений вплетает в канву сюжета так тонко, что первые три серии кажутся сплошной карикатурой на суету Олимпийского оргкомитета, на отлаженный механизм советской бюрократии и, о, ужас, - на работу руководства СССР во главе с Леонидом Ильичом.

-2

Мне не понравилась такая затравка. Пусть Брежнев и был ровно таким, каким его показывает Юрий Стоянов, но о мертвых - или хорошо, или никак. Когда в ноябре 1982-го я пришла из школы домой, моя мама сидела на кухне и плакала. На вопрос: "Кто-то умер?" она ответила: "Да. Брежнев". Маме было 32, мне - 13, мы плакали вдвоем, и я до сих пор помню свои чувства. Не буду мусолить эту тему дальше - кто помнит то время, тот поймет.

Мне не понравилось, что Олимпийский Мишка в сериале имеет другую мордашку, а эмблема превращена в "грустный" смайлик. Понятно, что показать олимпийское символы в художественном кино можно только в измененном виде, но для меня этот вид - чужой. Не наш.

-3

Переплетающиеся кольца изменили так - четыре оставили одинакового размера, а одно - черное - сделали бОльшим в диаметре. И только после 5-й серии я понимаю, почему. Но в начале сериала это сильно коробит.

-4

Первые три серии в целом - ознакомительные и очень суетливые. Много человеческого движения, беготни, сюжетных линий, никакущих диалогов. Сериал так и хотелось проредить - убрать часть персонажей. Казалось, что от этого зритель точно ничего не потеряет, а визуально картинка станет легче, чище, спокойнее.

Но, друзья, Стычкину виднее. Ему просто нужно начать доверять. И он все для этого делает. В персонажах узнаются Людмила Прокофьевна ("Служебный роман"), Ипполит, Надя и Женя Лукашин ("Ирония судьбы"), звучат песни Пугачевой, Высоцкого. А 4-я серия, особенно ее финальные минуты - станут подарком для тех, кто до нее досмотрел. Не буду спойлерить. Да и это только мои ощущения, мои эмоции - но именно в финале 4-го эпизода я поняла, что досмотрю проект до конца.

Афганская линия медленно набирает обороты. Становится глубже. Занимает все больше экранного времени. И да, это главная причина, по которой Олимпиада в Москве могла не состояться, и сериал вроде бы именно об этом, но... потом будет 5-я серия. И ее финал, я думаю, заставил вздрогнуть не только меня. Финал и песня, его сопровождающая.

-6

Милый полудетский голосок будет петь: "Ничего не случится. Вырастут мальчишки". Петь по кругу, штопором вворачиваясь в мою голову. Заставляя представить себя на месте, на котором я еще не была. А, представив, меня пронимет дрожь. Та самая, от страха, о котором я писала в начале статьи. "Ничего не случится. Вырастут мальчишки". Тогда, в 1979-м, случилось. Руководство нашей большой сложной страны сильно ошиблось. И у той ошибки не было цены. Для матерей - не было. Для руководства была, они называли ее человеческими жизнями. Использованными, выжатыми и - забытыми.

-7

Финал 5-й серии - без слов. Главная героиня Ирина (Мария Карпова) схватилась рукой за горло и замерла. За секунду до этого она с выпускником МГИМО (Григорий Верник), которого папа (Алексей Серебряков), уберегая от армии, пристроил в Олимпийский Оргкомитет, собиралась заняться сексом. За сутки до этого ребята гуляли на шикарной Узбекской свадьбе. И все бы у влюбленных в этом вагоне-холодильнике получилось, если бы Игорь не включил там свет. А он включил.

-8

В сериале прекрасные пейзажи. Много. Можно подумать разное - как прекрасна была наша огромная страна, и горы-то у нас, и реки, и равнины.

-9

И все такое чистое, солнечное да лучистое,

-10

что жить хочется. Любить хочется. В холодильный вагон с милым хочется.

-11

А там такое.

-12

Тема Афганистана подается спиралью. Нарастая от серии к серии. После финала 5-го эпизода я уже думаю, что Стычкин специально первые серии скучными сделал. Чтобы не все до 5-й добрались. Ну потому что это очень смело. Да, это мое видение. Но для меня это черным по белому.

Конечно, теперь я сгораю от нетерпения увидеть следующие серии. Под красивой радужно-веселой оболочкой режиссер показывает нас, наше время, нашу ситуацию, нашу боль. Наши руки на сердцах.

-13

Свадьбы, застолья, песни, пляски.

-14

И тут же - цену этого масштабно-массового удовольствия.

-15

"Ничего не случится. Вырастут мальчишки". Вот о чем сериал. И можно сколько угодно обсуждать карикатурную игру Стоянова, исторические несоответствия, еще что-то, можно вообще не смотреть этот сериал, но начальные титры перед каждой серией - «История вдохновлена реальными событиями, но некоторые имена и обстоятельства изменены» - как раз и говорят об "Играх" не только в одном местечковом смысле (как Олимпийских), а и в других смыслах тоже. Это игры политические. Игры судьбами простых людей. Игры жизнями простых людей. И кто эти смыслы увидел ищет - тому сериал точно понравится.

-16

Это была не рекомендация к просмотру, а лишь эмоции автора канала. Не судите строго.