На территории Ирландии в настоящее время описано свыше 45000 укреплений, которые в русской традиции называют круглыми фортами. Большинство из них действительно круглые, но могли быть и овальные и произвольной формы, повторяющей изолинию рельефа холма. Чего не наблюдается — углов. Ни прямых, ни тупых, ни острых.
Основа этого укрепления — кольцевой земляной вал, по возможности с крутыми бортами. Землю для него брали снаружи, в результате снаружи от укрепления получался оборонительный ров. Вал назывался ляс ( lios). По его гребню могли установить частокол, могли обойтись плетнём или вовсе ничего не устраивать. Высота лясов — не меньше трёх метров.
Внутрь периметра попадали через проём — дорус. В современном ирландском это слово обозначает дверь. Дорусы были разные, далеко не каждый мог пропустить повозку.
Все укрепления венчают собой возвышенность, по возможности — самую высокую точку местности, обеспечивавшую хороший обзор на все четыре стороны. Например, со стен кольцевого форта Дун Энгуса просматривается 120 км побережья в обе стороны. Недоступность обеспечивали, помимо самих укреплений, особенности местности. К стенам Дун Энгуса с одной стороны нужно пробираться через окаменевший лес - далеко не всё пошло на постройку.
Большие круглые форты имели по нескольку лясов. Если круглый форт состоял только из лясов, он называется рат, если внутри также имеются каменные стены, это дун. Если только каменные стены, а лясы отстоят от них далеко, то есть на вершине холма каменная крепостёнка с застройкой, а на полсклона — земляные укрепления и террасы, то это — каэр или кэшел. Чёткую границу между этими категориями провести трудно даже самим ирландцам, у многих кэшелов в названии присутствует "каэр" и наоборот. Толщина каменных стен до 4 метров в основании, кладка — сухая, без применения глины и раствора. Высота стен только расчётная: укрепления неоднократно разрушали. Считается, что порядка 6м, не меньше. Парапет наверху или галерею не устраивали, поднимались на стены по пологим лестницам, ведущим на террасы.
Размер этих сооружений — от 30 м в поперечнике до 250 м, если мерить по бровке вала. Там, где камня с избытком, построить дун или каэр было несложно, и они встречаются самых разных размеров, даже владельцы простых усадеб себе такое позволяли. Там, где этот материал был не надлежащего качества, обходились земляными укреплениями с частоколом.
Из элементов обустройства в некоторых ратах имелся колодец и подземелье — сутерран. Судя по черепкам, в мирное время в сутерранах хранили припасы, требовавшие прохлады. Подземелья обычно глухие, с камерой-расширением в конце, иногда — пещерой естественного происхождения, но есть и настоящие подземные ходы, ведущие в овражек снаружи. Керамика средневековая, однако в некоторых сутерранах обнаружили погребения эпохи неолита и мусор, оставленный жильцами на протяжении нескольких тысяч лет. Один из наиболее знаменитых сутерранов — Дом Заложников в Таре. Никто в нём, разумеется, не жил, кроме покойников, но бывали, пьянствовали и били посуду многие, не подозревая о захоронении под ногами.
Ориентируясь на европейские исторические реалии, круглые форты объявили жилыми поселениями. Во многих и в самом деле жили, но не обязательно, не круглый год и не во всех. Небольшие раты строили для себя фла — наследственные землевладельцы и очень богатые хозяева. Внутри укрепления находились склады и какое-то временное жильё, между ляс загоняли скот в зимнее время, когда пригоняли с пастбищ — прятали от непогоды, хищников и скотокрадов. Поля, огороды, мельница, мастерские — всё снаружи. И дом для постоянного проживания тоже. Внутри больших ратов и дунов есть признаки жилой застройки, но не плотной. Скорее всего, под защитой стен всё-равно селился только хозяин и его дэривине со слугами. Самые большие укрепления посещали от случая к случаю: толпа собиралась, проводила мероприятие и расходилась до следующего раза. Возможно, это некие культовые центры, а не крепости.
Все круглые форты неоднократно перестраивались, то что было задумано как рат, превращалось однажды в каэр и разбиралось по мере необходимости до уровня грунта, точнее, если необходимость пропадала. Сами ирландцы давно забыли, когда у них появились эти укрепления. Любимый медиевистами Гиральд Камбрийский утверждал, что все их построили даны — а до них тут ничего не стояло. Впоследствии стали относиться к его мнению со скепсисом — многие кольцевые форты народная молва приписывала фольклорным персонажам, а в них, как в короля Артура и Мерлина в Англии, верили почти все.
В XVIII-XIX веках Ирландию накрыла волна антикварного бума: любители старины что-то копали, искали, обменивали, покупали у населения и друг у друга и иногда реставрировали за свой счёт. Результаты такого фантазийного ремонта современным учёным не нравятся, но средств на переделки нет, и оставили как есть. Заслуга антикваров в том, что они первыми поняли: кольцевые форты намного древнее, чем принято было считать, и уж точно святой Патрик во многих гостил, а многие видел уже заброшенными.
Но и любителям старины не приходило в голову, что подавляющее большинство ляс было насыпано со второго по первое тысячелетие до новой эры. Потом укрепления забрасывали, обновляли, насыпали заново, расширяли и переделывали по своему вкусу новые хозяева. Рядом строили новые по образцу старых. Как я уже упоминала, в пятне застройки встречаются неолитические могильники. Сами по себе земляные работы имеют совершенно чёткие параллели в неолите, как и обработка камня и кладка. Круглые дома появились в ранней бронзе. Последние закончили строить в X веке. Окончательно заброшены круглые форты были только в XV веке. То есть, им уже не находили применения.
Разумеется, все 45000 с лишним фортов сохранять никто не стремится, но и разрушать перестали и с удовольствием пускают туда зевак, зачастую бесплатно. А археологи, вооружившись приборами, находят всё новые и новые оплывшие валы и устанавливают, где располагались в них и с ними рядом постройки. Очень забавно, когда рядом, стена к стене, на схеме два дома, разминувшиеся во времени на пару столетий. Культурный слой не прерывается в некоторых местах совсем, от ранней бронзы до средневековья. Люди менялись, приходили новые, жили на обустроенном кем-то месте и подновляли древние укрепления, сохраняя привычку к масштабным земляным работам.
Сейчас достаточно легко установить, как и в какой последовательности был застроен конкретный круглый форт, но едва ли удастся узнать, как именно и какие жили в нём люди. Иной злодей прилагает меньше усилий к тому, чтобы не наследить на месте преступления, чем эта публика на своих усадьбах. И богачи, и бедные, не мусорили там, где жили: дерево сгорало в печах и очагах, сломанные металлические изделия шли в переплавку и передел, кожа и текстиль сгнивали, а керамику применяли ограниченно. Жилище фла от дома боири отличались мало, поэтому сейчас разве что медиум подскажет, кто и когда укреплялся на конкретном холме. Больше того, есть клаханы, внутри которых — настоящие дуны. Была у людей возможность, так и сделали. А теперь над развалинами старинных стен отдыхающие играют в гольф.