Найти тему
Олег Лубан

То ли Цоя поминали, то ли Гребня прославляли

Что-то наши телебоссы внезапно вспомнили про художественный фильм времён перестройки - «АССА». Недавно телеканал РЕН ТВ почтил память рок-музыканта, певца, поэта Виктора Цоя. В годовщину гибели Цоя в августовской автокатастрофе 1990-го года на РЕН ТВ устроили вечер его памяти. Сначала показали концерт группы «Кино», затем художественный фильм «Игла», а уже поздно ночью поставили в эфир культовый, как сейчас говорят, фильм Сергея Соловьёва «АССА». Ну что ж, дело вроде бы хорошее – талантливый человек Виктор Цой заслужил, чтобы его помнили. А многие его поклонники уверены, что Цой и сейчас живее всех живых. Но вот демонстрация фильма «АССА» в реалиях нашего времени у меня лично вызвала вопросы. Тем более, что персонаж Виктора Цоя, а по сути дела это он сам, в «АССЕ» далеко не главное действующее лицо, он появляется лишь в финале фильма, появляется, как символ, если хотите, нового поколения молодёжи, жёсткого и непримиримого. «Перемен, мы ждём перемен!». А затем эстафету уже подхватил «Первый канал», но уже приурочив демонстрацию фильма «АССА» к 80-летию режиссёра Сергея Соловьёва.

Я кстати, с интересом посмотрел фильма «АССА» заново, но как бы через призму прошедших лет. Я помню, как этот фильм вышел на экраны страны, которая тогда ещё называлась СССР, помню тот ажиотаж, который вызвала премьера картины. И действительно, для того времени фильм был весьма необычным, он казался предвестником новых, как многим верилось в это, лучших веяний. Ведь на дворе тогда стоял 1987-й год, я только что вернулся из армии, новый глава страны Михаил Горбачёв заговорил о перестройке, ускорении, демократизации общества. И что подкупало, говорил он это не по бумажке, своими словами. А мы тогда уже так отвыкли от членораздельной речи наших лидеров, что это нравилось и внушало веру в светлое будущее. Но при этом скажи кто-нибудь, что Советский Союз доживает свои последние годы, этого человека сочли бы сумасшедшим. Верилось в то, что жизнь в СССР будет меняться только в лучшую сторону. «Перемен, мы ждём перемен!».

Виктор Цой
Виктор Цой

Посмотрев сейчас с лёгкой долей ностальгии по юным годам «АССУ», поймал себя на крамольной, наверное, для кого-то мысли. А ведь фильм-то сам по себе слабенький, невнятный какой-то! В своё время именно то, что там звучат песни полуподпольных тогда ещё, андеграундских групп «Аквариум», «Кино», а также вполне безобидного «Браво» с Жанной Агузаровой, видимо, и вызывало такой интерес у молодёжи. Неужели разрешили, в художественном фильме песни Гребенщикова звучат, Цоя показывают?! А на премьере картины в Москве, Ленинграде (да, тогда ещё Ленинграде, а не Санкт-Петербурге) футболки с надписью «АССА», аудиокассеты с песнями (сейчас бы сказали саундтреками) из фильма продавали. Всё было очень необычно, завлекательно, об этом говорили, в газетах писали.

Сейчас фильм кажется даже каким-то наивным. Ведь перемены за прошедшее время произошли, да ещё какие! Вот только вряд ли таких перемен, происшедших после развала СССР, ждали представители юного поколения. Хотя допускаю, были и те, кому всё затем последовавшее понравилось. Например, моему ровеснику Роману Абрамовичу и ему подобным. А с чего начинал-то? Простым экспедитором был. А потом, как раз когда СССР начал рушиться, экспедируемый им состав цистерн с нефтью вместо пункта назначения – Калиннграда - оказался вдруг в уже фактически независимой Латвии, откуда нефть ушла по мировым рыночным ценам. При Сталине виновного в этом экспедитора расстреляли бы, при Брежневе посадили, но в новые времена Рома Абрамович в олигархи выбился. Хотя понятно, что без крышевания такой акции серьёзными, но оставшимися в тени людьми, такой фортель вряд ли получился бы. А Рома Абрамович потом футбольный клуб «Челси» купил. Наверное, это его любимая с детства футбольная команда была, хотя вряд ли. И многое ещё чего прикупил, и даже губернатором Чукотки стал. Хоть фильм новый снимай «Начальник Чукотки-2».

Вот это размах! И многие крупные состояния в те годы развала именно так и делались. А чем занимается главный отрицательный, казалось бы, персонаж фильма мафиози Андрей Валентинович Крымов? Его замечательно сыграл друг Сергея Соловьёва режиссёр Станислав Говорухин. Крымов выигрывает крупные суммы на скачках, где у него всё схвачено. Принуждает знакомого карлика Альберта из театра лилипутов забраться в футляр от контрабаса и ночью украсть скрипку работы Гварнери из реквизита симфонического оркестра. Казалось бы, Крымову по статусу положено нефтью торговать в крупных размерах, газом, или, на крайний случай, наркотиками. А он такой ерундой занимается. И как такую драгоценную скрипку так просто оставляли? Я ж говорю, наивное время, если по фильму судить. А криминальный авторитет Крымов в чём-то даже симпатичен. Стихи читает, одевается стильно, никаких пока ещё золотых цепей на шее и малиновых пиджаков. И вообще внешне ведёт себя гораздо приличнее того же музыканта Бананана, который в открытую, просто по хамски, над Крымовым издевается. Крымов даже даёт ему выиграть крупную сумму на скачках, по-хорошему предлагает исчезнуть с его глаз. Но Бананан возмущенно отказывается. Приходится убивать.

Крымов и Бананан
Крымов и Бананан

Кстати, помню после премьеры фильма, журналисты в газетах особо смаковали эпизод, в котором подошедший к Бананану милиционер требует у Бананана вынуть серьгу из уха. За отказ попадает в участок, где его избивает истеричный отморозок, назвавшийся «рабочим человеком с мозолистыми руками». Когда позднее ситуация с серьгой повторяется, тут уже стоящий рядом в солидном прикиде Крымов говорит, «Оставь, лейтенант, он со мной». И милиционер уходит, отдав честь. В этом усматривали намёк на то, кто у нас на самом деле правил бал в стране. Святая простота! На смену вот таким «крымовым» тоже пришли другие люди, пожёстче. Они бы шутки Бананана долго терпеть не стали, сразу бы в бетон закатали. И на скачках они играть не будут, они просто футбольные клубы и ипподромы скупать станут.

Серьгу надо снять!
Серьгу надо снять!

А вот ещё один странный персонаж – юная подруга Крымова Алика, с которой он приезжает на отдых в зимнюю Ялту. Заметьте, в зимнюю Ялту, а не куда-нибудь на Гавайи или Таиланд. Алика, которую сыграла Татьяна Друбич, благосклонно принимает ухаживания Крымова, и все сопутствующие этому ништяки, но при этом открыто флиртует с понравившимся ей молодым музыкантом Банананом, как будто не понимая, чем это может закончиться.

Ну, а вдохновлённый Бананан расходится всё больше и больше. Всё время подкалывает Крымова, «папик», мол, всё равно не поймёт. А потом уже на теплоходе поёт с явным намёком издевательскую песню «Старик Козлодоев».

Сползает по крыше старик Козлодоев,

Пронырливый как коростель.

Стремится в окошко залезть Козлодоев

К какой-нибудь бабе в постель

«Старик Козлодоев», правда, потом устраивает Бананану марафонский заплыв в зимнем Чёрном море, в ходе которого Бананан чуть не утонул, а Крымов подавил в себе желание помочь ему в этом. Кстати, «папик» намёки-то понял. Спросил у Бананана «Песня посвящается мне? Ты автор?». На что Бананан отвечает «Ну, что вы? Это Гребенщиков!». А кто такой Гребенщиков? – спрашивает Крымов. Ну, не знает он о рок-кумире молодёжи тех лет. И Бананан его просвещает: «Гребенщиков – Бог. От него сияние исходит».

Секундочку, а я же не ошибаюсь, это же тот самый Гребенщиков, ныне иноагент, который в последних интервью признавался, что гонорары от своих выступлений на нужды ВСУ Украины перечислял. То есть он спонсирует тех самых бойцов ВСУ Украины, которые сейчас ещё пока по Курской области гуляют. И эти слова про сияние, от нимба, видимо, на наших российских телеканалах звучат? Удивительно! И тут уже демонстрация фильма «АССА» на разных телеканалах именно сейчас, да под разными предлогами, выглядит почти как некая спланированная акция. Там ведь по всему фильму песни Бориса Гребенщикова разлиты. Да ещё вот про сияние над ним говорят…

Если бы не это, можно было бы с ностальгией посмотреть добрый наивный фильм. А кто-то из молодого поколения, наверное, впервые его увидит, вот поймут ли, тут вопрос. А вопросов вообще много возникает сейчас. И самый очевидный в этом контексте: а как нам вообще относиться к демонстрации фильмов, спектаклей, концертов с участием в главных ролях ранее известных у нас актёров, певцов, музыкантов, а ныне убегантов-релокантов, льющих из-за рубежа грязь на нашу страну. Вопрос не простой, требующий отдельного разговора. Обещаю на днях вернуться к этой теме, не откладывая её в дальний ящик.

Алика
Алика

А фильм «АССА» заканчивается печально. Бананана убивают отморозки по приказу Крымова, прозревшая вдруг Алика убивает своего спонсора Крымова, на прощание разговаривает по телефону с позволения следователя со своей мамой. Витя «Африка» приводит в ДК Виктора Цоя взамен Бананана. Но персонаж Цоя другой, это уже не простодушный мальчик Бананан. «Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза…». И перемены пришли…

А что вы думаете, дорогие читатели, по затронутой теме? Делитесь своими мнениями в комментариях.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц