Друзья, я, как поведенческий аналитик, постоянно сталкиваюсь вот с такими фразами от друзей, семьи, коллег, клиентов, но я точно знаю, что это не так! Всем что-то интересно. Давайте разберемся почему так?
Итак, начнем с того, что "интерес" или его отсутствие - довольно расплывчатое понятие. Под него можно подогнать все что душе угодно. Мы в АВА так не делаем, мы пользуемся только четкими, точными терминами, которые можно наблюдать и описать. Как можно описать интерес, чтобы его можно было наблюдать?
Я бы сказала, что интерес, это когда человек делает что-то что не относится к вопросам выживания и делает это регулярно и самостоятельно (т.е. без напоминаний со стороны других людей).
Я играю на гитаре несколько раз в неделю = интерес. Оно не ведет к закрытию потребностей выживания и я играю сама.
Я прохожу компьютерные игры, с разной периодичностью, как только выходят новые в нужном мне жанре = интерес.
Я хожу на уроки скрипки 4 раза в неделю, потому что иначе мама учиняет скандал = это не интерес. Как только мы перестанем требовать - он исчезнет.
Что даем нам это знание?
Оно дает возможность понаблюдать за своим ребенком с этими заданными критериями и с открытыми глазами посмотреть на его досуг:
- Сидит в социальных сетях = интерес;
- Бесконечно делает makeup = интерес;
- Слушает подкаст про маньяков/призраков = интерес;
- Смотрит/рисует аниме = интерес;
Это все если говорить о подростках. У детей помладше они, собсна, тоже есть:
- Играет в майнкрафт = интерес;
- Смотрит на ютубе (или где там теперь? Рутубе?) как другие проходят компьютерные игры = интерес;
Друзья, я работаю с детьми с аутизмом и если приложить выведенный нами критерий, то и у детей с РАС будут интересы! (А как же!):
- Разбрасывает цветные камушки = интерес;
- Рвет цветы на улице = интерес;
- Рисует одних и тех же персонажей из мультфильмов = интерес!
Итак, если же интерес - это такая очевидная штука, то в чем же проблема? Почему так много людей вокруг жалуются на своих детей?
Думаю, что основная проблема заключается в следующем:
"Мой ребенок ничем не интересуется" = "Моему ребенку не интересно то, что я считаю важным" и это уже сильно другая история.
Здесь нужно понимать, что вас так пугает? Какие интересы и почему вы считаете важными?
Хорошая новость в том, что с помощью АВА-терапии (читай прикладного анализа поведения) можно разобраться в том, как именно формируются мотивированные интересы, как развить любовь к чему-то у ребенка, как работает поведение, почему меня не слушают и во много другом.
Что мы и будем делать на этом канале!
Любопытным - заглядывайте в мой телеграм, там тоже много поведенческого и полезного: https://t.me/budnikurratora