Найти в Дзене

Искушение и соблазны.

Новый спектакль Алексея Усова в Маленьком театре кукол о том, как продать свой талант.

В Балаши́ху, в Маленький театр кукол из города Саратов приехал режиссёр Алексей Усов и уже приступил к репетициям нового спектакля по повести Н.В.Гоголя «Портрет». Мы побеседовали с Алексеем о творческом пути, театральных вкусах, приоритетах и ориентирах, а также о будущем спектакле, который будет показан зрителям совсем скоро.

Алексей, как ты решил связать свою жизнь с театром? С чего всё началось?

Алексей Усов (фото из личного архива)
Алексей Усов (фото из личного архива)

Мне кажется, что с детства. Сколько себя помню, всегда было желание изобретать, придумывать, фантазировать. Начиная с дворовых игр, где просто бегать с мальчишками друг за другом с палками было не интересно, и уже тогда придумывались какие-то миры, ролевые игры. И это ощущение сохранилось во мне и по сей день, это творческое начало осталось и потом плавно, не знаю судьба вела или просто так сложилось, что творчество было везде и садике, и в школе, и дальше в вузе.

После окончания 11-ти классов сразу целенаправленно пошёл в театральный институт поступать? Или пробовал в другие ВУЗы?

Мама очень хотела, чтобы я был врачом. «Сынок, давай, – говорит, – ты будешь врачом, будешь нас всех лечить, всю семью». Я тогда подумал, что это какие-то обязательства перед семьёй, что, действительно, надо лечить и всем помогать. Но... чем дальше и взрослее, меня всё больше тянуло на сцену. То есть не на сцену, как таковую, а к публичным выступлениям. В школе я выходил к учителям со словами: «А давайте я сейчас буду вести урок вместо вас». У меня тогда были волосы до плеч, а все остальные мальчики нормально выглядели с короткими стрижками, такие адекватные. Поэтому я ещё внешне очень выделялся, длинные такие волосы рыжие кудрявые. Меня всё время грозились постричь, я сопротивлялся... были из-за этого драки и так далее... Это внешнее выделение тоже, мне кажется, способствовало творческому проявлению. И вот я выходил вести уроки вместо учителей. Они садились на моё место, а я, повторяя манеры и способ ведения урока, подражал тому или иному учителю. У всех эта дикая импровизация вызывала бурю эмоций. Тот адреналин, который я получал от нахождения перед классом, мне очень нравился. И чем дальше, тем я точнее понял, что врач это не моё, что надо заниматься творчеством. Узнал, что есть театральный ВУЗ в городе.

Театральный институт Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова (СаТИ)
Театральный институт Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова (СаТИ)

Поступал сразу на куклы?

Там были разные факультеты, но я про это ничего не знал. Знал только, что есть драма, и они там – артисты. Прошёл несколько туров и понял, что мало начитан, мало чего знаю про театр. Не поступил. Пошёл читать книжки, узнавать, что в Саратове учились Олег Табаков, Евгений Миронов и про других мастеров, про театр. На следующий год опять стал поступать на драму, и там меня заметила народная артистка России Татьяна Петровна Кондратьева и пригласила на куклы: «Пойдём, – говорит, – к нам». С драмы я уже «слетел», и у меня выбора не было: либо в армию идти, либо на куклы. Решил, год поучиться, а потом ещё раз поступать на драму. И буквально с первых недель влюбился в театр кукол. Понял, что это гораздо интереснее, многослойнее. И с первых недель стало понятно, что речи о драме уже быть не может.

Расскажи про своего мастера.

У нас очень сильный мастер, Геннадий Игоревич Шугуров (главный режиссёр Саратовского театра кукол «Теремок»).

Геннадий Шугуров, театральный режиссёр, главный режиссёр Саратовского театра кукол «Теремок» (с 1999 года), заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России.
Геннадий Шугуров, театральный режиссёр, главный режиссёр Саратовского театра кукол «Теремок» (с 1999 года), заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России.

Это был его первый курс, и он как-то по особенному в него вкладывался, мне кажется. Он набирал курс под себя, под свой театр. И тогда я понял, что это очень интересная профессия. До сих пор так считаю. Ни разу не пожалел, ни разу.

Сколько времени уже работаешь артистом?

С третьего курса мы начали работать в театре. И получается почти двадцать лет артистом работаю.

-5
-6
Фотографии из спектаклей Саратовского театра кукол «Теремок»
Фотографии из спектаклей Саратовского театра кукол «Теремок»

Когда в режиссуру потянуло?

Сразу. Наш мастер, гениальный режиссёр, и он параллельно с актёрским мастерством сразу стал давать, наверное, сам того не подозревая, и основы режиссёрской профессии: видение, образность, структуру, что есть ощущение целого в этюде, отрывке, спектакле. Это сразу увлекло, при том, что было много свободы, и можно было пробовать в самостоятельных работах. То есть режиссура, как таковая, шла параллельно сразу. Плюс у меня была детская студия детская (подростки 14-ти, 15-летние), где я делал свои режиссёрские пробы, ставил спектакли. Стало получаться, мы начали ездить на фестивали по разным городам, в столицу, получать обратную связь от жюри, критиков. И тогда я осознал, что мне это нравится. Но для меня режиссура – это хобби. Основная профессия актёрская. По природе своей я, всё равно, считаю себя артистом.

Когда стал выпускать спектакли, как профессиональный режиссёр?

Была Лаборатория в Московском областном театре кукол. Это мой «родильный дом», как режиссёра. Я там показал эскиз и получил столько доброго от жюри, от театра, от критиков. Они меня очень вдохновили и подтолкнули к этой профессии. Я подумал, если получается, то надо пробовать ещё.

Сколько сейчас твоих режиссёрских работ в профессиональных театрах?

В Саратове три: «Вий» по Гоголю, «Илья Муромец», «Дюймовочка».

Фото из спектакля: «Дюймовочка» в Саратовском театре кукол «Теремок»
Фото из спектакля: «Дюймовочка» в Саратовском театре кукол «Теремок»

В Московском областном театре кукол «Часы на башне». В Московском театре кукол «Встречи в Голливуде». И «Трое в лодке» в Маленьком театре кукол, в Балашихе.

Фото из спектакля: «Трое в лодке» в Маленьком театре кукол
Фото из спектакля: «Трое в лодке» в Маленьком театре кукол

Ещё был эскиз в Московском детском театре теней, но до постанвки дело не дошло, хотя эскиз был прикольный. Сейчас прошёл на интересную лабораторию в Москве, в Театре на Таганке.

Расскажи: про твои ориентиры в театре, кто тебе интересен?

Дмитрий Крымов, Юрий Бутусов интересны. Из режиссёров театра кукол интересна молодая режиссёр Анна Коонен.

А мэтры?

Конечно, я знаком с творчеством Кудашова, Константинова, Яны Туминой. Они мне для общего развития нужны, чтобы понимать, куда человек движется. Очень сильно повлиял на меня режиссёр Сергей Столяров.

Сергей Столяров, режиссёр театра кукол
Сергей Столяров, режиссёр театра кукол

Он к нам приезжал ставить, и я поработал с ним. Он сильный для меня, я с ним поддерживаю связь. Видел у него, к сожалению, только один спектакль, но это было, круто. Его понимание театра интересное.

Есть ли на твой взгляд разница между режиссёром театра кукол и театром драмы?

В драме попроще, мне кажется. В куклах сложнее. У тебя кроме артиста на сцене, есть ещё и кукла, и нужно выстроить взаимоотношения. Если в драме я выстраиваю взаимоотношения между артистами, определяю конфликты и задачи. То здесь возникает ещё один магический пласт, когда появляется кукла. Нужно умудриться выстроить взаимоотношения актёра с куклой, с объектом. Самое интересное, когда вдруг появляется некое альтерэго артиста и куклы, и то, как артист реагирует на свою же куклу, которой руководит, какие связи между ними происходят. Это не всегда удаётся нащупать, но когда получается, то к этому стремишься. Это очень интересно.

Какая система кукол любимая, с которой интереснее работать?

Сейчас настолько всё развивается, что системы переходят одна в другую. У меня в «Вие» есть марионетки необычные, такие планшетные марионетки. (Смеётся).

Фото из спектакля: «Вий» Саратовского театра кукол «Теремок»
Фото из спектакля: «Вий» Саратовского театра кукол «Теремок»

Компиляция одних систем с другими, поэтому выделить какую-то одну мне сложно. Понятней всего, на данный момент, всё-таки, планшетная кукла. Она совсем близко к артисту, поэтому много возможностей для взаимодействия.

То есть важно, чтобы артист был в спектаклях виден?

Да, это важно, даже если спектакль ширмовой предполагается, то, всё равно, хочется, чтобы артист проявился. Личность артиста как такового присутствует же на сцене, значит он чего-то хочет и должен своё «я» тоже как-то проявить.

Сейчас из всех твоих спектаклей только один детский. Тебе интереснее делать спектакли для взрослых? Или для детей ставить сложнее? Как выбираешь?

Я не выбираю. Получается, что театры так предлагают. А я ставлю спектакль для ребёнка внутри взрослого. Мне кажется, так и получается, когда спектакли, например, для подростков понимаются и маленькими детьми, и внутренним ребёнком взрослого, сидящего рядом. Хочется, чтобы он вдруг стал ребёнком этот взрослый.

На сколько много в твоих спектаклях тебя самого?

Получается много, да. Всё равно же, ковыряешь свою собственную душу, нутро, и как правило, это становится очень личной историей.

Как строится работа с постоянным соавтором художником Светланой Усовой. Мешает ли то, что вы муж и жена или, наоборот, помогает?

Когда затевается спектакль, мы только об этом и говорим везде. Дома обсуждаем, подключаем детей, они в курсе постановок, могут тоже что-то высказывать. Мы в этом живём постоянно. Можем ночью проснуться со словами: «У меня идея! Давай обсудим!»

Светлана Усова, художник и актриса театра кукол
Светлана Усова, художник и актриса театра кукол

А композитор тоже постоянный во всех спектаклях?

Да. Мне кажется, Алексей Кремаренко – гений. Мы собираемся вдвоём, втроём и долго разговариваем про спектакль, про идею, смотрим эскизы. Мне кажется, он – гений. Он полностью погружается в спектакль, и когда есть возможность быть на репетициях, по ходу правит, переделывает музыку и дополняет её. Это такой мучительный, длительный процесс, мы с ним на связи постоянно. Если постановка на выезде, то связь не такая плотная, к сожалению, как в Саратове, но она остаётся.

Почему Гоголь?

Мне он близок. Я только что сделал в Саратове спектакль «Вий». И очень многое про Гоголя узнал. Мне кажется, время сейчас такое... (Задумывается). Не знаю: страшилок что ли. Вот у меня был свободный день в Балашихе и я стал узнавать, куда пойти: пляж или кинотеатр? Открываю сайт кинотеатра, а там в афише страшилки, бесы, какие-то инопланетяне. Думаю, наверное, и Гоголь здесь уместен. (Смеётся). Людям хочется этого, их тянет к этому страху. Я искал у Гоголя тему, где была бы возможность появиться кукле. Мне важно, чтобы было органично. Не просто кукла как таковая, поскольку на вывеске написано театр кукол, а хочется, чтобы кукла была необходима! «Если можно сыграть спектакль без куклы, то зачем вы туда её тащите?» – говорю я сам себе.

Таким образом выбор пал на «Портрет»?

Да. В нём изначально автором заложено оживление портрета и вылезание его из этой рамы, то есть неживое становится живым. Думаю: «О! Это наша тема! Это очень подходит к принципу существования в театре кукол».

Фото из спектакля: «Портрет»
Фото из спектакля: «Портрет»

Какая основная тема заложена в спектакле?

Искушение, соблазны для творческого человека. В данном случае деньгами, продать свой талант равно продать душу.

А для какой аудитории? Кого хотелось бы видеть на премьере?

Хотелось бы увидеть людей, которые знакомы с Гоголем. Чтобы люди, сидящие в зале, знали, что был такой Гоголь, наш русский писатель. Что он двинул литературу в целом очень сильно. Потом много писателей пользовались наработками и темами, которые закладывал Гоголь. Поэтому люди, которые об этом немножко знают, для них этот спектакль – идеальный вариант. Выходя после него, им бы захотелось достать эту повесть, потому что там есть вторая часть, она немножко объёмнее, там много-много подробностей, поскольку это проза, а не пьеса. И чтобы людям захотелось потом прочитать повесть «Портрет».

Это спектакль для творческих личностей или в каждой профессии есть творчество?

В человеке, не важно какой профессии, мы всегда сталкиваемся с выбором: остаться честным либо же где-то в угоду себе солгать. И поэтому, мне кажется, здесь не важно творческий или нет, любой человек. Мы просто можем забывать, или жизнь бывает жёсткая и жестокая, но внутри же, всё равно, где-то этот ребёнок сидит, который радовался игрушкам, принесённым мамой или папой. И хочется вот до этого ребёнка, который внутри взрослого, достучаться. К этому спектаклю в Театре планируется ввести зрительский дискуссионный клуб, когда мы будем после спектакля общаться с теми, кто спектакль посмотрел.

Фото из спектакля: «Портрет»
Фото из спектакля: «Портрет»

Каких вопросов или отзывов ожидать?

Мне было бы приятно, если бы зрители сказали: «Мы не всё поняли, что вы хотели сказать, но не могли оторвать взгляда от происходящего на сцене». Вот, наверное, лучший комплимент.

Афиша спектакля: «Портрет»
Афиша спектакля: «Портрет»

Премьера состоится 1 сентября 2024 года. Купить билеты на премьеру

Спектаклем «Портрет» Маленький театр кукол откроет свой 23-й сезон.

Маленький театр кукол