Найти в Дзене

Мясной король отомстил гаишнику и расправился с его дочерью. Вторая девушка оказалась ненужной свидетельницей

Тревожный звонок поступил в дежурную часть Шиловского РОВД 8 августа 1981 года ровно в полдень. Звонивший, участковый из соседнего района, взволнованно сообщил о происшествии: - В лесополосе у деревни Авдотьинка обнаружены два женских тела. Прошу выслать на место происшествия оперативную группу, - сухо изложил суть дела милиционер. Дежурный тут же доложил о случившемся начальнику райотдела Анатолию Жукову. Тот немедленно подключил к делу своих лучших сотрудников - следователя Плоткина и сыщика Пехтелева. Через 15 минут опергруппа уже мчалась к месту преступления. Прибывшие на место происшествия сотрудники милиции были в недоумении. Погибшими оказались две местные девушки - 20-летняя Лариса Иванова и 19-летняя Марина Бондарчук. Лариса была дочерью начальника районной ГАИ Николая Иванова, а Марина - дочерью военного комиссара Шиловского района Петра Бондарчука. Сомнений в умышленном характере преступления не было. Эксперт-криминалист дал заключение, что орудием преступления послужил коро
Оглавление

Лето 1981 года. Тихий провинциальный поселок Шилово в Рязанской области…

Тревожный звонок поступил в дежурную часть Шиловского РОВД 8 августа 1981 года ровно в полдень. Звонивший, участковый из соседнего района, взволнованно сообщил о происшествии:

- В лесополосе у деревни Авдотьинка обнаружены два женских тела. Прошу выслать на место происшествия оперативную группу, - сухо изложил суть дела милиционер.

Дежурный тут же доложил о случившемся начальнику райотдела Анатолию Жукову. Тот немедленно подключил к делу своих лучших сотрудников - следователя Плоткина и сыщика Пехтелева. Через 15 минут опергруппа уже мчалась к месту преступления.

Прибывшие на место происшествия сотрудники милиции были в недоумении. Погибшими оказались две местные девушки - 20-летняя Лариса Иванова и 19-летняя Марина Бондарчук. Лариса была дочерью начальника районной ГАИ Николая Иванова, а Марина - дочерью военного комиссара Шиловского района Петра Бондарчука. Сомнений в умышленном характере преступления не было.

Эксперт-криминалист дал заключение, что орудием преступления послужил короткий охотничий топорик.

При этом следов интимного характера или ограбления на месте происшествия обнаружено не было. Значит, преступник расправился с девушками не ради утоления плотских желаний или наживы.

Но тогда какой мотив скрывается за этим зверским душегубством?

Известие о гибели девушек буквально потрясло маленький поселок. Шилово с населением чуть более 10 тысяч человек жило довольно размеренной и спокойной жизнью. За последние лет двадцать здесь не случалось подобных преступлений. Жители искренне недоумевали, кому могли понадобиться жизни двух цветущих девушек из благополучных и уважаемых семей.

Криминалисты ещё раз тщательно осмотрели место преступления. Рядом погибшими были обнаружены многочисленные следы мужской обуви 42-го размера, очевидно, принадлежавшие душегубу. В нескольких метрах от прогалины четко отпечатались следы протекторов автомобиля "Жигули". Там же валялись несколько окурков "Космоса" со следами губной помады и использованные билеты в местный кинотеатр на вечерний сеанс 7 августа.

Все эти находки были тщательно задокументированы, сфотографированы и изъяты для дальнейшего исследования.

Лариса Иванова
Лариса Иванова

Начало расследования

Двойное душегубство вызвало небывалый резонанс. Возмущенные жители Шилово требовали немедленно найти и покарать преступника. Руководство области почти ежедневно требовало от подполковника Жукова отчета о ходе расследования.

Вскоре состоялись проводы Ларисы Ивановой и Марины Бондарчук. Проститься с безвинно погибшими девушками пришел практически весь поселок. Люди не скрывали слез. В душе каждого поселились боль и страх. Никто не знал, где и когда душегуб нанесет следующий удар.

Оперативники в штатском присматривались к присутствующим, выискивая подозрительных личностей. Увы, ни один из скорбящих не привлек их внимания. Обычные подавленные горем люди.

Хотя, как знать, не притаился ли среди них тот, кто хладнокровно лишил жизни юных Ларису и Марину?

Параллельно со сбором улик следователи начали отрабатывать возможные версии и мотивы преступления.

Была ли это месть родителям девушек? Ведь начальник ГАИ и военком - важные районные фигуры, наверняка имевшие недоброжелателей.

Первым делом начали отрабатывать ближайшее окружение погибших. Допросили родителей, учителей, одноклассников и друзей. Увы, ничего существенного, что могло бы пролить свет на случившееся, выявить не удалось. Девушки ни с кем не конфликтовали, были жизнерадостны и всеми любимы.

Пытаясь найти хоть какую-то зацепку, оперативники составили психологический портрет предполагаемого душегуба. Судя по характеру нанесённых ударов, это мог быть мужчина крепкого телосложения. Очевидно, душевнобольной, с садистскими наклонностями.

Но этот портрет был слишком размыт и неконкретен. Под него подпадали сотни мужчин, проживавших в районе. Усилить патрулирование, прочесать округу и задержать всех подозрительных? Для этого не хватило бы всех сил районной милиции. Дело заходило в тупик.

Марина Бондарчук
Марина Бондарчук

Ложные следы

Первая ниточка, за которую уцепилось следствие, привела к Алексею Кубанцеву, 28-летнему инженеру местного завода. Удалось установить, что у него был продолжительный роман с Ларисой Ивановой, при этом мужчина был женат.

Супруга Кубанцева Елена, узнав о предательстве мужа, закатила грандиозный скандал. Она в гневе пришла домой к Ларисе и устроила безобразную ссору с соперницей. Еле удалось разнять двух разъяренных женщин, вцепившихся друг другу в волосы.

На следующий день после этого инцидента Лариса была найдена вместе со своей подругой Мариной. А семейство Кубанцевых спешно покинуло Шилово, якобы уехав на отдых к морю. Не слишком ли подозрительное совпадение?

Оперативники немедленно организовали задержание Кубанцевых. Супругов сняли с поезда уже в Ейске и доставили обратно в Шилово. Алексей на допросе признался в любовной связи с Ларисой, но решительно отрицал свою причастность к преступлению.

Елена подтвердила - узнав о шашнях мужа, она решила увезти его подальше от разлучницы. Женщина даже написала заявление в партком по месту работы Ларисиного отца, чтобы те смогли повлиять на него и прекратить эту связь.

Тщательная проверка подтвердила - в момент душегубства Кубанцевы действительно уже покинули Шилово. Значит, несмотря на явный мотив, они непричастны к расправе над девушками. След обрывался, и приходилось искать новые зацепки.

Кубанцев
Кубанцев

Отрабатывалась и другая версия, связанная с профессиональной деятельностью отца Марины - военкома Бондарчука. Незадолго до несчастья он получал угрозы от некоего главврача районной больницы Козырева.

Выяснилось, что сын Козырева уклонялся от армейской службы. Главврач предлагал Бондарчуку взятку за освобождение отпрыска от призыва. Принципиальный военком не только с негодованием отверг подкуп, но и добился уголовного наказания для взяткодателя.

Мог ли мстительный Козырев жестоко расправиться с дочерью военкома?

Увы, и эта версия не подтвердилась. Главврач уже несколько месяцев находился в тюрьме, а его сын благополучно служил на Северном флоте. Круг поисков снова сузился.

Козырев
Козырев

Ключевая зацепка

Глоток свежего воздуха в расследование внесли показания 18-летней Вали Гуркиной, близкой подруги погибших девушек. Именно она, рыдая в голос, рассказала о последних часах жизни Ларисы и Марины.

Как оказалось, в тот роковой день подруги собирались на загородный пикник. Они заскочили к Вале домой, приглашая присоединиться. С особой гордостью девушки сообщили, что их новый знакомый обещал свозить за город на своих шикарных белых "Жигулях".

Родители Вали были категорически против и не пустили дочь на сомнительную прогулку с незнакомцем. Так случайный запрет уберег девушку от печальной участи подруг. Если бы не строгость родителей, Валя вполне могла бы стать третьей погибшей от рук таинственного душегуба...

Описание загадочного водителя белых "Жигулей" стало первой существенной зацепкой. Благодаря словесному портрету, составленному со слов Вали, был сделан фоторобот возможного преступника. Копии этого изображения разослали по всем районным отделениям милиции.

Одновременно начали отрабатывать всех владельцев подержанных "Жигулей" белого цвета. Круг подозреваемых сужался. Устанавливался и предполагаемый маршрут злополучной машины в роковой день. Шаг за шагом, участок за участком...

Ориентировки на поиск "Жигулей" белого цвета в первую очередь направили постовым ГАИ. Искали машину и сотрудники уголовного розыска в штатском, буквально ночуя на дорогах района. Любая похожая машина становилась объектом пристального наблюдения.

В ряде случаев подозрительных водителей даже задерживали для установления личности. Брали объяснения, проверяли алиби, пытались найти несоответствия. Параллельно отрабатывали всех владельцев подобных машин в округе.

Валя Гуркина
Валя Гуркина

Неожиданный поворот

След привел к 77-летнему Михаилу Круглову, пенсионеру, ветерану Великой Отечественной и кавалеру многих орденов. Именно он оказался владельцем тех самых подозрительных белых "Жигулей". Поверить, что душегуб престарелый фронтовик, милиция поначалу не могла.

На допрос Круглова вызвали в райотдел. Пожилой мужчина держался спокойно и даже надменно. Он не отрицал, что в его машине когда-то подвозили девушек, но предъявить серьезных обвинений ветерану никто пока не решался. Не было явных улик.

Ситуация резко изменилась, когда в РОВД поступила ориентировка из соседнего района. Приметы разыскиваемого преступника, подозреваемого в серии нападений на молодых женщин, подозрительно походили на Круглова. Теперь на кону стояли судьбы многих людей.

Было решено брать пенсионера прямо по месту жительства. Однако штурм превратился в настоящее боевое столкновение. Ворвавшихся в дом милиционеров Круглов встретил выстрелами из охотничьего ружья. Завязалась отчаянная перестрелка.

Спустя полтора часа ожесточенного сопротивления Михаил Круглов был задержан. К счастью, никто из оперативников серьезно не пострадал. На допросе выяснилась душераздирающая правда - ветеран действительно оказался серийником.

Он хладнокровно признался в серии жестоких преступлений в отношении молодых женщин на территории области. Свои злодеяния Круглов объяснял желанием "очистить мир от разврата и падения нравов". Душегуб считал себя орудием высшего правосудия.

Однако в деле Ларисы Ивановой и Марины Бондарчук престарелый серийник замешен не был. Более того, на момент их гибели у него оказалось железное алиби, подтвержденное документами - Круглов лежал в больнице с сердечным приступом.

Следствие вновь оказалось в тупике. Неужели в одном районе орудовали сразу два серийника? Версия казалась невероятной. Но тогда кто расправился с дочерьми начальника ГАИ и районного военкома? Неизвестный двойник Круглова?

Коруглов
Коруглов

Новая версия

В этот момент в кабинет Жукова вошел оперативник Николай Пехтелев. Его лицо выражало крайнее волнение. Оказалось, что он вспомнил еще об одном конфликте, в котором косвенно фигурировали белые "Жигули".

Несколькими месяцами ранее Пехтелев стал невольным свидетелем безобразной сцены. Поздно вечером в дежурную часть РОВД ворвался мужчина «под градусом» и стал требовать вернуть ему машину, забранную за езду в нетрезвом виде. Скандалист оказался не кем иным, как всесильным директором местного мясокомбината Николаем Школой.

Разъяренный Школа угрожал засадить всех мужиков района на голодный паек и оставить без колбасы и мяса. Тогда еле успокоили разбушевавшегося торгового царька. Пришлось вызвать наряд милиции, чтобы утихомирить его и доставить домой.

Но на этом конфликт не исчерпался. Школа затаил злобу на начальника ГАИ Иванова, который забрал его машину на штрафстоянку. Мясной король явился домой к гаишнику и устроил дебош - бил посуду, оскорблял жену Иванова. И даже пригрозил учинить расправу.

Перепуганная супруга начальника ГАИ написала заявление в милицию. Однако дать ход делу не решились, уж слишком влиятельной фигурой был директор мясокомбината. Сор предпочли замести под ковер. И вот теперь дочь Иванова погибла...

Услышав эту историю, следователь Плоткин задумчиво произнес: "А ведь у этого Школы были белые "Жигули". Помните, он как раз на них и приезжал скандалить в райотдел?" Жуков встрепенулся. Неужели душегуб все это время был у них под носом?!

Школа
Школа

Задержание подозреваемого

Всю имеющуюся информацию о Николае Школе подняли из архивов РОВД. Выяснилось, что ранее он уже попадал в поле зрения милиции за дебоши и рукоприкладство. Однако связи мясного короля всегда помогали замять дело.

На тот момент в городской прокуратуре не хватило бы улик для ареста Школы. Слишком влиятельный фигурант, любое неосторожное действие могло стоить следователям должностей и погон. Нужно было действовать наверняка.

Жуков принимает рискованное решение - провести негласный обыск в доме подозреваемого и попытаться изъять его одежду и обувь для экспертизы. Без санкции прокурора, втайне от руководства. На свой страх и риск, в обход всех инструкций...

Обыск в жилище Школы ничего не дал. Ни одежды со следами, ни подозрительных предметов. Директор держался уверенно и насмешливо, всем своим видом показывая, что ему нечего бояться.

Неужели он ни при чем? Или просто хорошо заметает следы?

Допрос жены Школы тоже поначалу не внес ясности. Запуганная мужем женщина лишь твердила одно: "Мой Коля не мог, он же руководитель, его все уважают!" Но следователь Плоткин приметил, как в глазах женщины промелькнул страх. Она явно что-то недоговаривала...

Меж тем из областного управления в РОВД нагрянула проверка. Узнав о незаконном задержании уважаемого директора, высокие чины из обкома партии пришли в ярость. Жукову и его команде грозили неприятности вплоть до увольнения из органов.

Но следователи не дрогнули. Они чувствовали, что Школа причастен к преступлению. Пусть пока и нет железных улик, но слишком подозрительно ведет себя этот хозяин жизни. Взять хотя бы тот странный эпизод, рассказанный соседями.

Незадолго до гибели девушек жильцы дома напротив наблюдали, как поддатый Школа палил из ружья по банкам во дворе. А потом долго целился в окна квартиры начальника ГАИ и выкрикивал угрозы. Почему на этот тревожный сигнал никто не обратил внимания?

-9

Прорыв, признание и мотив

Стремясь найти хоть какие-то улики, Жуков решился на отчаянный шаг. Он предложил жене Школы прокатиться с ним до места происшествия. Возможно, там, в лесу, женщина вспомнит что-то важное?

Сработало. Увидев своими глазами, где именно были найдены девушки, жена Школы разрыдалась. И призналась, что в тот день муж вернулся домой возбужденный, нес какой-то сверток. Велел немедленно сжечь окровавленную одежду и забыть обо всем...

Найти выброшенные улики не удалось. Директор тщательно замел следы. Зато экспертиза следов крови и микрочастиц дала неожиданные результаты. Кровь погибших и частицы с их одежды точно совпали с образцами из багажника машины Школы!

Чтобы закрепить успех, на помощь следствию пришел военком Бондарчук. Не желающий мириться с горем отец бросил на поиски орудия преступления весь местный гарнизон. Сотни солдат прочесывали каждый метр района, где могли выбросить топор.

И на третий день поисков топор был найден!

В придорожной канаве, в нескольких километрах от места преступления. На ручке топора обнаружились четкие отпечатки пальцев Школы и багровые пятна. Это была решающая улика, от которой подозреваемому некуда было деться.

Загнанный в угол неопровержимыми доказательствами, Николай Школа начал давать показания. Сначала путано и сбивчиво. Жаловался на провалы в памяти, валил вину на происки недоброжелателей. Но железная хватка сыщиков, а также улики заставили его капитулировать.

жена Школы
жена Школы

Да, это он заманил Ларису и Марину в свою машину, чтобы жестоко отомстить ее отцу. За унижение, за изъятую из-за машину. Хотел, чтобы гаишник на коленях умолял вернуть дочь. А Марина... Марина просто оказалась ненужной свидетельницей.

Следователи старались понять, как внешне успешный, уважаемый человек мог решиться на столь страшное преступление. Ведь Школа был директором мясокомбината, членом партии, депутатом! У него была семья, двое детей. Что двигало им в ту роковую ночь?

Ответ был! Школа считал себя неприкасаемым хозяином жизни!

Будучи опьяненным властью и собственной значимостью, он утратил последние тормоза. Унизить, раздавить, уничтожить - любой ценой и без оглядки на закон. Лишь бы другим неповадно было!

В тот момент он даже не думал, что делает что-то плохое. Не сомневался, что по своему статусу имеет право карать и миловать. И искренне удивился, когда скромные следователи из глухого района посмели предъявить ему обвинение. Еще бы - ведь за ним стояла мощь торговой мафии!

-11

Завершение дела

Следствие было завершено в рекордно короткие сроки. Меньше чем за месяц удалось выйти на след жестокого душегуба и собрать неопровержимые улики его вины. Прокуратура возбудила уголовное дело, и материалы были направлены в суд.

Процесс по делу Школы стал одним из самых громких в истории Рязанской области. Зал суда не мог вместить всех желающих. Люди хотели своими глазами увидеть того, кто долгие годы мнил себя всесильным хозяином их судеб.

На суде Школа вел себя нагло и вызывающе. Он до последнего отрицал свою вину, заявляя, что его подставили конкуренты и завистники. Даже родным погибших девушек не удалось добиться от него покаяния и сочувствия.

Государственный обвинитель требовал для душегуба высшей меры. Такова была практика советского суда за умышленные душегубства с отягчающими обстоятельствами. Защита просила о снисхождении, упирая на прошлые заслуги Школы перед районом.

Приговор был однозначен - высшая мера. Школа был признан виновным. Попытки обжаловать приговор успеха не имели. Кассации и апелляции не помогли. Слишком очевидной была вина директора.

Ходатайства о помиловании Школы были отклонены на самом высоком уровне. Власть дала четкий сигнал - неприкасаемых нет, перед законом равны все. В назначенный час приговор привели в исполнение. Так закончил свои дни всесильный мясной король, возомнивший себя вершителем судеб.