Бывает, пиарят город и какую-то его крутую фишку, что-то уникальное, и ты воодушевляешься, приезжаешь, и эта фишка и правда есть, а больше нет ничего. Всё остальное - сто пятнадцатый типовой успенский собор, тридцать шестая водонапорная башня, вездесущий Ленин, перстом указующий в светлое будущее. А, ну и краеведческий музей с утюгом и колесом от телеги.
Вот ровно такие опасения были в отношении Элисты. Понятно, что буддизм, что храмы. Но вдруг приедешь, а там два храма в лесу хрущевок - вот уж радость. В общем, на разведку боем мы поехали однодневной экскурсией из Астрахани. Это позволило увидеть главные городские достопримечательности и познакомиться с историей калмыцкого народа. А еще там меня прокляла цыганка, которой я денег не дала. Есть, блин, что вспомнить. Все подробности - дальше.
Чисто
При въезде в Элисту первое, на что обращаешь внимание - его аккуратные окраины. Вспоминается аналогичная Чечня с ее отсутствием трущоб.
Дома, которые расположены на краю городской черты, добротные, ухоженные, крепкие. Когда мы вышли из автобуса, я придирчиво обратила внимание на тротуары. И знаете, чисто. Далеко не все наши города могут этим похвастаться.
Памятник "Исход и возвращение"
Первой остановкой стал памятник "Исход и возвращение", установленный на кургане при въезде в город.
Автор - Эрнст Неизвестный. Год установки - 1996. Монумент создан в память о самой драматичной вехе в истории калмыцкого народа - его депортации в Сибирь в 1943 году, а также о жертвах сталинских репрессий.
Дело в том, что в захваченной немцами Элисте многие местные жители согласились сотрудничать с нацистами и им служить. По разным оценкам, военную службу на стороне Третьего рейха несли около 7 тыс. калмыков. Сталин не тот человек, который на это мог сказать "штош". Немцев из Калмыкии в 1943 выгнали, а калмыков всех без разбору погрузили в товарные вагоны и отправили в Сибирь. Саму же Калмыцкую АССР упразднили. Только в 1957 году калмыкам было разрешено вернуться назад.
В память о тех событиях, жертвами которых пали тысячи людей, сейчас в Элисте и стоит этот монумент. Он двусторонний. Вся его поверхность состоит из мелких символический деталей. На стороне "Исход" ими проиллюстрирован драматизм депортации. На стороне "Возвращение" - красота мира и восстановленной справедливости. У подножия холма уложены несколько десятков метров рельсов, на которых стоит товарный вагон, на подобных которому когда-то в последние дни декабря десятки тысяч людей отправились в Сибирь.
Следующей точкой маршрута нашего автобуса был сувенирный магазин. Пока люди выбирали магнитики и фигурки будды, мы зашли в расположившийся рядом продуктовый супермаркет эконом-класса - любопытно, что с ценами. Они плюс-минус как в наших «Пятёрочках». Какие-то позиции, типа яиц и сыра, были дороже, от этого сложилось и общее впечатление, что цены тут немного выше.
Шахматный городок
Это следующая остановка. Теплые отношения с шахматами в Калмыкии установил первый президент республики Кирсан Илюмжинов, поклонник этого вида спорта и долгое время - президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Его стараниями Элита неоднократно принимала крупнейшие мировые шахматные турниры, в том числе - Олимпиаду по шахматам.
В городе осталось наследие той олимпиады - Шахматный городок с его центральным зданием Дворцом Шахмат.
Наверное, в период расцвета это место было привлекательным, но со временем и сменой власти интерес к шахматам в Элисте угас, а городок пришел в запустение.
Дворец - некрасивое здание, классический образец "лужковской архитектуры" - закрыт на реконструкцию, а домики, где располагались спортивные делегации, стали жильем горожан, которые смогли себе позволить такое приобретение.
Напротив Дворца Шахмат установлен памятник. Нет, не Михаилу Ботвиннику или Борису Спасскому, даже не, черт с ним, Бобби Фишеру. На Дворец шахмат в Элисте смотрит Остап Бендер.
Великого комбинатора окружают 12 стульев, на которых при желании можно провести сеанс одновремнной игры, а в руках он держит фигуру административного коня. Говорят, раньше была пешка, но ее постоянно отрывали. Установили коня и случился дзен)
Буддизм везде
Золотая обитель Будды Шакьямуни
Высокий, живописный, необычный. В храм ведут высокие ступени.
Вокруг - парк со множеством беседок, в которых восседают будды.
В буддистский храм нельзя в обуви, как и в мечеть. Также надо быть скромно одетыми - без обтягивающего и короткого, в юбке приличной длины. А вот головной убор не требуется. Верующие буддисты не поворачиваются спиной к будде. На не адептов религии это условие не распространяется. Перед экскурсией нас предупредили, чтобы с собой иметь носки. В обуви нельзя, но и босиком - тоже. Я носки всё же забыла🤦🏻. Выход есть - такие же, как я, особо одаренные, могут купить в храме тряпичные бахилы, 10 рублей.
В самом храме снимать запрещается. Это просторный зал, в "алтарной части" которого восседает огромная золотая статуя будды. Можно посмотреть в интернете, как это выглядит. Фоторафий в доступе море, непонятно, зачем запрещают их делать на месте. Легким фоном в храме звучат мелодичные мантры. Царит атмосфера раслабленности.
Нам провели небольшую экскурсию, посвятив в основы буддизма, но я, если честно, ничего не поняла и особо и не пыталась разобраться во множестве божеств и реинкарнаций.
Пагода Семи Дней
После храма мы поехали в центральную часть города, где на главной улице - Ленина - стоит Пагода Семи Дней.
Ее название отсылает к семи буддам, пришедшим в наш мир. В центре установлен молитвенный барабан - неотделимая часть буддийский культуры и религии.
В буддийских текстах говорится, что одно лишь вращение молитвенного барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению вслух вложенных в него миллионов мантр. Молитвенный барабан приносит умиротворение и покой в сердца людей, чья вера дарит гармонию окружающему миру, укрощая препятствующих и вредоносных духов.
До этого мы заезжали еще в один храм, совсем небольшой, и там я первый раз повращала такой барабан.
Говорят, если трижды его обойти, загадав желание, оно сбудется. Если я всё верно сделала и будде это понравилось, ждите моих рассказов с Камчатки))
На площади же уже крутить барабан не стала - к нему много народу. Мы еще погуляли по округе. Рядом с пагодой цветут высоченные золотые лотосы. За ними скромно с края площади имени себя присматривает вождь всемирного пролетариата.
Рядом расположен парк, главное строение которого - Золотые ворота. Они также выполнены в характерной буддистской стилистике.
Впрочем, тут всё в этой стилистике - даже детские площадки.
Во время прогулки по парку к нам привязалась цыганка. Обычная, как везде.
Дай, говорит, немножко денег, - нет, говорю, не дам.
Цыганка обиделась и наслала на меня "свинячий голод". Сбылось, кстати. Когда ночью мы вернулись из поездки, я была уже совсем не прочь что-нибудь поесть. Но была только вобла в холодильнике. Ее чистить долго, легла спать голодная.
Музей кочевых народов
Еще одна колоритная локация. Она размещается в юртах.
В одной из них нам провели лекцию об истории калмыцкого народа и устроили небольшой концерт с горловым пением, игрой на домре и народными песнями.
Потом желающие могли пофотографироваться в национальных костюмах, пострелять из лука и принять участие в сеансе гадания. А мы пошли искать туалет в соседнем отеле.
В общем, поездка получилась насыщенной и интересной. Рада, что познакомилась с этим во всех отношениях удивительным городом. Не стану утверждать, что тут есть чем заняться в отдельной поездке на несколько дней (может и есть, не изучала вопрос). А для однодневной экскурсии впечатлений более чем достаточно. Спасибо за гостеприимство, Элиста!
P.S. Кстати, бонусом в этом мини-путешествии было посещение российского полюса жары. Ну как посещение - мы ехали по трассе мимо этого места. Пустая выжженная степь. Оймякон наоборот. В общем, хорошо прокатились!