Найти в Дзене
Андрей Иванов

О формировании программы

Об основаниях формируемой программы. Согласно «Рекомендациям по осуществлению образовательной деятельности в детских школах искусств по видам искусств» Министерства культуры Российской Федерации «Предпрофессиональные программы разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ)». Исходя из вышесказанного я и формирую программу, опираясь при этом на систему координат, определяемую: а) федеральными государственными требованиями - документом простым и ясным, сообщающим лишь о количестве учебных часов и их распределении, б) моими условиями работы и в) требованиями для поступающих на дирижёрские отделения средних специальных учебных заведений, не упуская из внимания того основания, что программа должна быть сообразной ясно заявленной автором цели, конкретной в деталях, сбалансированной и выполнимой. Об условиях работы. Поскольку рабо

фортепиано на отделении хорового пения для филиала ДМШ им. Н.М. Кудашева города Лениногорска в сельском поселении Тимяшево (Ромашкино)

Об основаниях формируемой программы. Согласно «Рекомендациям по осуществлению образовательной деятельности в детских школах искусств по видам искусств» Министерства культуры Российской Федерации «Предпрофессиональные программы разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ)». Исходя из вышесказанного я и формирую программу, опираясь при этом на систему координат, определяемую: а) федеральными государственными требованиями - документом простым и ясным, сообщающим лишь о количестве учебных часов и их распределении, б) моими условиями работы и в) требованиями для поступающих на дирижёрские отделения средних специальных учебных заведений, не упуская из внимания того основания, что программа должна быть сообразной ясно заявленной автором цели, конкретной в деталях, сбалансированной и выполнимой.

Об условиях работы. Поскольку работа в селе осложнена малым количеством учащихся в местной средней школе и, как следствие, отсутствием у педагога возможности выбора среди поступающих в ДМШ, то это обстоятельство невозможно не учитывать при планировании программы. Тем более важно добиваться, чтобы правильно понимали с самого начала характер предстоящей учёбы родители, ведь обучение их ребёнка не будет беззаботным времяпрепровождением, пока они заняты на работе, а, благодаря усилиям педагога, будет творческим, но всё-таки трудом. Как показывает практика, для многих родителей такой «поворот» становится неприятным сюрпризом. Однако, без постоянных усилий юный музыкант не справится с федеральными государственными требованиями, предъявляемыми "к минимуму содержания" программы. Я убеждён в том, что необходимость преодоления трудностей должна быть, во-первых, для ребёнка с самого начала очевидной, а во-вторых, пределы трудности должны соответствовать возможностям ребёнка, а не его желанию или нежеланию их преодолевать. При этом важно, что квалифицированно судить о возможностях ребёнка может только его педагог. Важно, чтобы ребёнок трудился на пределе своих возможностей, поскольку занятия вполсилы вредны для воспитания характера, бессмысленны для образования, роняют авторитет педагога в глазах окружающих и прежде всего в глазах самого учащегося и дискредитируют музыкальную школу в целом. Если родители и их ребёнок не готовы к напряжённой учёбе, то им стоит найти иную форму досуга, где нагрузка определяется пожеланиями родителей и склонностями ребёнка, а не требованиями программы и волей педагога. Время, когда музыкальные победы перестают доставаться ребёнку даром, наступает очень скоро. Столкнувшись же с необходимостью труда неожиданно, дети и их родители зачастую задаются вопросом: нужно ли им музыкальное образование, требующее таких усилий!? Конечно, ребёнок вовсе не обязан поступать по окончании музыкальной школы в условный колледж, но возможность такая, благодаря полученным знаниям, у него к окончанию учёбы в быть должна, в силу «предпрофессиональности», недвусмысленно заявленной в самом названии программы его обучения. Важно также иметь в виду, что детей непрерывно и плотно окутывает лукавая медийная пропаганда музыкального искусства, как занятия лёгкого и приятного. Противостояние этой пропаганде - не самая простая из забот педагога. Ничто не сообщает большинству детей и их родителей в их повседневной жизни правды о профессии музыканта, зато о профессии музыкального педагога дети и их родители получают сведения «из первых рук», что называется. По мнению большинства родителей, дети в музыкальной школе должны «развиваться». Что это значит, они и сами, как правило, не знают. Занятия музыкой в предпрофессиональном режиме – это прежде всего воспитание в ребёнке самодисциплины – качества безусловно ценного и за пределами музыкальной профессии. Удовлетворение родительского и детского тщеславия посредством публичных выступлений, в подготовку которых ими не вложен систематический осознанный труд вредно, ибо потакает лентяям и отбивает желание трудиться у первоначально готовых трудиться учеников. Итак, необходимо с самого начала аккуратно, но настойчиво доводить до родителей идею о том, что музыкальная школа – это серьёзно, а предпрофессиональная подготовка их ребёнка предваряет подготовку профессиональную.

О зачётах и экзаменах. В первом классе, в обоих полугодиях, на зимнем зачёте и весеннем переводном экзамене ребёнку достаточно будет исполнить по две любых пьесы. Во втором классе программы зачёта и переводного экзамена могут быть усложнены за счёт разнохарактерности пьес и добавления технического компонента в программу зачёта первого полугодия. Таким образом зачёт может состоять из гаммы, этюда или заменяющей его подвижной пьесы и полифонического произведения. Программу второго полугодия можно составить из произведения (или его части) крупной формы и пьесы, предпочтительно, кантиленной. Со второго по седьмой классы включительно программы зачётов и переводных экзаменов можно оставить структурно такими же, как во втором классе, увеличивая лишь сложность и размеры как технической, так и художественной частей программы. В восьмом, выпускном, классе есть смысл готовить к прослушиваниям и выпускному экзамену программу не из двух, как ранее, а из трёх произведений: полифонии, крупной формы и пьесы, дабы ученик имел возможность продемонстрировать все грани своей подготовки. Начиная со второго класса по восьмой включительно каждый год в первом полугодии желательно проводить зачёт по пройденному ранее репертуару, а во втором полугодии - по знанию используемой учащимися иностранной музыкальной терминологии. Оба зачёта можно провести в классном порядке.

О содержании технической подготовки. О гаммах и этюдах. Поскольку курс фортепиано на дирижёрском отделении среднего профессионального учебного заведения не предусматривает технического зачёта как отдельной формы аттестации, проверку «техники» ребёнка при необходимости целесообразно проводить, например, в рамках зачёта, завершающего первое полугодие, включив в программу выступления наряду с полифоническим произведением гамму с этюдом или подвижной пьесой его заменяющей. Из некоего количества пройденных гамм ученик может исполнить одну на выбор члена комиссии или доставшуюся ему по экзаменационному билету. Важно помнить, что фортепиано - не основной, хотя и важный, предмет учащегося отделения хорового пения, поэтому гаммы и упражнения не должны отнимать много времени и сил, оставаясь вспомогательным средством технического развития и не более того! Я не разделяю того мнения некоторых педагогов, что сложность гаммы напрямую связана с количеством в ней ключевых знаков. На мой взгляд, сложность гаммы обусловлена скорее большим или меньшим удобством позиции.

О ладах гамм. "Пианистам-хоровикам" достаточно двух: натурального мажора и гармонического минора. Натуральный минор пианистически позиционно не отличается от натурального мажора, а мелодический минор сложен в согласовании ребёнком во-первых, сразу двух ладов: мелодического и натурального, а во-вторых, необходимостью исполнения в расходящемся движениии этих двух ладов одновременно. Это, уверен, непростая задача даже для «пианистов-специалистов» является избыточной для «пианистов-хоровиков». Очевидно, для ученика хорового отделения достаточно знакомства с натуральным и мелодическим минором и прочими ладами в рамках уроков сольфеджио. Гармонический же минор в гамме не повторяет позиционно, в отличие от минора натурального, натурального мажора и одинаков для исполнения во всех направлениях, в отличие от мелодического минора, являясь к тому же из-за повышенной седьмой ступени хорошо запоминающимся на слух. С моей точки зрения осваивать тональности гамм полезнее в хроматическом, а не кварто-квинтовом порядке для большего позиционного разнообразия в развитии игрового аппарата ученика. При этом во избежание излишней, в рамках «хорового» образования, сложности материала учащемуся достаточно будет исполнять гаммы только от белых клавиш.

О порядке технической подготовки. В первом классе вместо гамм полезно, легко и достаточно будет исполнять пятипальцевые хроматические секвенции отдельными руками в пределах одной октавы не столько для технического развития, о котором пока рано говорить, сколько для постепенной выработки у учащегося привычки к систематической разминке игрового аппарата перед каждым занятием, подобно распевке вокалистов. Во втором классе достаточно пройти две гаммы в одноимённых натуральном мажоре и гармоническом миноре: до мажор в первом полугодии и до минор во втором. В первом полугодии достаточно исполнять гаммы в одну октаву отдельными руками в прямом движении и, естественно, обеими руками в расходящемся. Во втором полугодии можно добавить короткие арпеджио отдельными руками в одну октаву. Хроматические пятипальцевые секвенции полезно играть на всём протяжении обучения. В третьем и последующих классах следует продолжить восхождение по лестнице тональностей с постепенным расширением охвата клавиатуры, усложнением исполняемых упражнений и добавлением новых. Гаммы в третьем классе желательно исполнять отдельными руками в прямом и расходящемся движении уже в две октавы. Также в две октавы отдельными руками можно исполнять короткие арпеджио, к которым будет нелишне добавить трёхзвучные аккорды с обращениями. В четвёртом классе короткие арпеджио будет своевременно заменить длинными и трёхзвучные аккорды с обращениями четырёхзвучными, исполняемыми отдельными руками. Гаммы можно начинать играть в две или три октавы в зависимости от физических возможностей ребёнка обеими руками в прямом и расходящемся движении. К привычному исполнению хроматических секвенций будет уместно добавить пятипальцевую хроматическую гамму. С пятого по седьмой классы желательно освоить гаммы в оставшихся тональностях, включая весь известный ученику к этому времени набор сопутствующих упражнений. В седьмом классе ученику вполне по силам освоить две тональности и, соответственно, четыре лада: ля мажор / ля минор в первом полугодии и си мажор / си минор во втором. Наряду с гаммами длинные арпеджио и четырёхзвучные аккорды на этом этапе стоит исполнять обеими руками. Охват клавиатуры при исполнении гамм и упражнений желателен не менее, чем в две октавы, но не превышающий физических возможностей конкретного ребёнка. В восьмом классе пройденные ранее гаммы и упражнения используются только как средство систематической технической подготовки и не исполняются на зачёте.

О художественной подготовке. Пьесы, полифонические произведения, произведения крупной формы, ансамбли могут быть взяты из репертуара учеников отделения специального («предпрофессионального») фортепиано, но на 1, 2 или даже 3 класса ниже по уровню сложности, но не более, в зависимости от возможностей ученика и особенностей учебника. Такое «отставание» позволит большинству, а не только единицам детей справиться с программой более или менее успешно, без риска вечно плестись в хвосте, неизбежно при этом теряя интерес к учёбе. К счастью, библиотека учебной фортепианной литературы чрезвычайно богата и методически организована настолько хорошо, что в большинстве случаев бывает вполне достаточно использовать сборники и хрестоматии, составленные их авторами с учётом всех мыслимых потребностей и запросов педагогов а также возможностей учащихся ещё в советское время - «золотой век» массовой фортепианной педагогики. Прежде всего я имею в виду известные сборники Бориса Милича, представляющие собой хорошо сбалансированный необходимый и иногда даже достаточный минимум педагогического репертуара, который при желании может быть сколь угодно расширен и дополнен проверенными временем сборниками и хрестоматиями других авторов.

О контроле состояния игрового аппарата. Игровой аппарат ученика, коим является всё его тело целиком, педагогу необходимо контролировать напрямую своими руками, не ограничиваясь словесными указаниями и даже показом «на себе». Это необходимо делать на протяжении всего обучения. При том непременном условии, что плечевой пояс, шея и подбородок никогда не должны быть напряжены, спина должна оставаться неизменно прямой при общей опоре ученика-исполнителя на руки. Внимание с самого начала следует обращать на анатомические и физиологические особенности, определяющие удобство игры на фортепиано каждого конкретного ребёнка, в то же время ясно понимая художественные и технические цели, средством достижения которых должны стать используемые приёмы и положения корпуса ребёнка, его плеч, локтей, предплечий, запястий, кистей и пальцев. Важно добиваться свободного, но не расхлябанного положения тела за инструментом на протяжении всего времени занятия или выступления. Не менее важна организация отдыха ребёнка-исполнителя прямо во время игры. Особенно полезно научиться отдыхать во время игры, исполняя большие произведения. Как это делать? Например, скоростные пассажи из мелких длительностей нужно исполнять, выделяя лишь опорные ноты, а не выстукивая с одинаковой силой всё, что написано. Более подробно об отдыхе юного и не очень музыканта во время игры стоит говорить в связи с фразировкой и вообще с драматургией музыкального произведения, что является отдельной темой, рассматривать которую подробно здесь нет необходимости. Крайне важно не забывать, что любые, сколь угодно полезные и правильные приёмы игры дают результат только при систематических, осмысленных, напряжённых самостоятельных занятиях.

О профессиональной ориентации. Ближайшие к Лениногорску отделения хорового дирижирования есть в двух средних профессиональных музыкальных учебных заведениях Татарстана. В Нижнекамском музыкальном колледже имени Салиха Сайдашева, где поступающий должен исполнить на фортепиано сольную программу, состоящую из четырёх произведений: полифонии, этюда, классического сонатного allegro, пьесы и в Казанском музыкальном колледже им. И.В.Аухадеева, где поступающий должен исполнить на фортепиано сольную программу, состоящую из двух разнохарактерных произведений (предпочтительно одно из произведений полифоническое или крупной формы) С моей точки зрения требования по фортепиано к поступающим на отделение хорового дирижирования в Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева более реалистичны, поэтому, ориентируясь именно на требования Казанского музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева, я считаю разумным ограничить количество исполняемых на зачётах и экзаменах произведений, кроме выпускных экзаменов, двумя. К тому же на внешкольных фортепианных конкурсах учащиеся хоровых отделений не выделяются в особую категорию, а выступают в категории «общее фортепиано» с программой из двух произведений.

Заключение. Идея сообщения была продиктована мне настоятельной необходимостью создания такой программы, которая обеспечит сбалансированный обучение, направленное на достижение наилучших воспитательных и образовательных результатов с учётом действительных условий. Специалист сектора образовательных программ и кадровых компетенций ГБУ «ТАТКУЛЬТРЕСУРСЦЕНТР», к которому я обратился за методической помощью, указала мне на Федеральный ресурсный информационно-аналитический центр художественного образования, как на достоверный источник информации по интересующей меня теме. В свою очередь я посчитал полезным обратиться непосредственно к интернет-страницам нескольких российских детских музыкальных школ в поисках действующих программ и нашёл там достаточно полезного материала для создания собственной программы: программа ДШИ No17 города Москвы; программа ДШИ №6 Советского района города Казани; программа ДМШ им. Р.М. Глиэра города Калининграда; программа ДШИ №2 города Раменское; программа ДМШ № 24 города Санкт-Петербурга.

Методическое сообщение преподавателя ДШИ им. Н.М. Кудашева города Лениногорска Иванов А.А.

25 августа 2024 года