Детский труд в России XIX века был распространенным явлением, став серьезной проблемой для общества. Мой восьмилетний прадед в начале XX века помогал торговцу на рынке. Но западные страны казались мне более интересными. Промышленная революция, кажется, должна была сделать труд легче, но это было не так. Дети в пятилетнем возрасте трудились на равне со взрослыми. Смотришь на современных детей, и это не укладывается в голове. Другое поколение, другая реальность. Наверное, последнее поколение, которое теоретически могло бы пережить такие условия, выросло в годы войны. Затем блага цивилизации и гуманные законы наконец-то позволили детям хотя бы немного почувствовать себя детьми. Но я отвлекся. Давайте рассмотрим детскую рабочую силу XIX века на примере Англии, США и Франции.
Англия
Англия стала первой страной, вступившей в промышленную революцию. Открытие новых фабрик и заводов привело к массовому использованию детского труда. Дети работали на производстве за гроши, их труд эксплуатировался, а состояние богачей расло. В начале XIX века дети трудились по 16 часов в сутки! Многие, работавшие на угольных шахтах, не доживали до 25 лет.
В бедных семьях дети часто становились тяжким бременем для родителей, и их отдавали на работу, чтобы хотя бы немного помочь семье. В Викторианскую эпоху, славившуюся своей моралью, дети работали трубочистами. Я нашел информацию, что трудились даже трехлетние дети, но я сомневаюсь в этой информации. Пяти-шестилетние — еще могу поверить. Благодаря своему небольшому росту они легко пробирались в дымоходы и чистили их. Локти, ладони, колени были в порезах и ссадинах от кирпичной кладки. Легкие заполнялись сажей. Иногда ребенок застревал в трубе. Тогда специально разжигали камин, чтобы он всем силам пытался выбраться. Идея, конечно, не из лучших. Многие просто задыхались. Трубочисты избивали детей, чтобы заставить их выполнять трудную работу. Некоторых детей не кормили, чтобы они оставались худыми и пролезали в дымоходы. Нечто подобное описывает Диккенс в "Приключениях Оливера Твиста". Вообще, у этого писателя много книг о тяжелом детстве английских детей.
Одни дети загружали тележки углем, другие тащили их по узким туннелям высотой не более метра. Из-за этого их позвоночники искривлялись. Третьи дети отвечали за открытие и закрытие люков для проезжающих тележек. Они трудились в полной тьме по 18 часов в день, зарабатывая всего несколько пенни в неделю. В 1842 году доля детей и подростков на угольных и металлургических шахтах составляла от 19 до 40%.
В 1830-х годах проблема детского труда привлекла внимание правозащитников. Одним из лидеров движения за реформы стал Ричард Оастлер, отстаивающий улучшение условий труда для детей.
Некоторые дети предпочитали работать на заводах, нежели находиться дома. Условия жизни и отношения в семьях были зачастую еще более тяжелыми, чем на фабриках. В Викторианскую эпоху по 10 человек жили в тесных комнатах площадью 15-25 квадратных метров в ужасающей антисанитарии. Трущобы кишели паразитами, болезни процветали. Неудивительно, что из двух зол некоторые дети выбирали меньшее.
В 1841 году наиболее распространенными профессиями для мальчиков были: сельскохозяйственные рабочие, домашняя прислуга и производство хлопка. Число мальчиков в возрасте до 20 лет, занятых в этих отраслях, составляло соответственно 196 640, 90 464 и 44 833 человека. В том же году 346 079 девочек работали домашней прислугой, 62 131 были заняты на производстве хлопка, а 22 174 были портнихами.
Закон 1841 года запрещал труд детей до 10 лет на угольных шахтах. В 1847 году был принят новый закон, установивший 10-часовой рабочий день для детей. С 1874 года дети младше 10 лет могли трудиться только на легких производствах.
США
Сегодня США выделяются среди других стран широким спектром прав и свобод, некоторые из которых нам не всегда понятны. Но это не главное. Современные дети в США и в России в пятилетнем возрасте уже владеют смартфонами, учатся читать, занимаются в секциях и просто играют на детских площадках. Но более века назад пятилетний ребенок работал на текстильной фабрике, собирал хлопок в полях по 14 часов в день. Детский труд существовал в США с самого начала колонизации, а в эпоху индустриализации он только усилился. После отмены рабства США нуждались в дешевой рабочей силе, и дети взяли на себя это бремя. Они работали за гроши, не объединялись в профсоюзы и не протестовали.
На переломе XIX и XX веков около 18% детей в возрасте до 15 лет трудились на равне со взрослыми, не имея возможности получить образование. Их нанимали на шахты и фабрики, где они выполняли работу, недоступную взрослым. Например, благодаря своему небольшому росту они могли проникнуть под тяжелые станки или залезть внутрь оборудования для ремонта.
Дети, работавшие на фабриках и шахтах, были лишены образования, недоедали, отставали в развитии. У большинства из них был искривлен позвоночник, переломаны руки и ноги. На лечение денег не хватало. У этих детей не было детства, не было радостной юности. Они были лишены всех прелестей детства и несли на себе тяжкий груз взрослых обязанностей.
В 1970-х годах проблема детского труда привлекла внимание общественных деятелей. В 1980-х годах была предпринята попытка запретить труд детей до 14 лет, но она оказалась безуспешной. В 1904 году был создан Национальный комитет по детскому труду. Его члены инспектировали фабрики и заводы, чтобы изучить условия труда детей и выдвинуть новые законы. Но все их усилия оказались безуспешными. Тогда они наняли фотографа и социолога Льюиса Хайна, который начал фотографировать детский труд на предприятиях. Именно его фотографии стали катализатором принятия первых законов о детском труде в США.
Льюис Хайн часто использовал хитрость, чтобы проникнуть на фабрики. Он представлялся продавцом или договаривался с рабочими, брал у них интервью и документировал условия труда. Иногда он делал это тайком. Благодаря его работам американцы узнали о тяжелой доле мальчиков, продающих газеты, рабочих на заводах тяжелой промышленности и т.д. За несколько лет Льюис сделал около 5000 фотографий. В итоге его работа привлекла внимание правительства. В 1916 году в США был принят Закон Китинга-Оуэнса, который установил минимальный возраст для труда — 14 лет, запретил ночную работу и ввел восьмичасовой рабочий день для несовершеннолетних.
У Хайна много историй о детском труде. Дети работали на сигарных фабриках, крутили табачные листья, шили кукол, на которые у них самих не было денег, работали со смазкой. Например, Генри, 14-летний шахтер, таскал по два ведра смазки по путям, по которым ездили тележки с углем. В темноте это было очень опасно. Благодаря Хайну Генри стал символом борьбы против детского труда. Затем он служил в Первой мировой войне, вернулся домой, женился, завел семью и снова пошел работать на шахту. В 34 года, когда его жена ждала первого ребенка, его раздавил камень на работе.
Хайн запечатлел множество историй о том, как дети гибли или получали инвалидность на работе. Например, Джайлс, работавший на прядильной фабрике, попал под механизм. Он отпрыгнул от упавшего станка, но попал под другой. Прядильная машина отрубила ему два пальца. У девочки Эстель после того, как ее рука попала под станок на хлопчатобумажной фабрике, отказала рука. Все пальцы остались целыми, но она повредила сухожилия, и рука одеревенела навсегда. А пятнадцатилетний Фрэнк работал по 18 часов в сутки на фабрике, производящей книги. Около двух часов ночи он уснул за станком, и его рука попала под резак. Ему оторвало два пальца. После двухлетнего судебного процесса он получил 10 000 долларов.
Франция
Индустриализация во Франции XIX века не отличалась от процесса индустриализации в Англии и США того же периода. Дети также трудились на равне со взрослыми за минимальную зарплату, что делало их труд крайне эксплуатационным.
В XIX веке Франция вступила в индустриальную эпоху как преимущественно сельскохозяйственная страна. Промышленная революция пришла во Францию из Англии и распространилась по всей Европе. Дети в основном трудились на фермах. Если ребенок не происходил из зажиточной семьи, то с малых лет он работал в поле, конюшне или на складе. Промышленная революция не принесла в детской работе ничего нового, но она значительно усугубила ситуацию. Мне кажется, что работать на заводе или ткацкой фабрике сложнее, чем в поле. Я понимаю, что и там, и там труд был тяжелым, особенно для ребенка, но мне кажется, что на природе как-то легче переносить тяготы труда.
Дети переместились из полей на шахты и заводы. И только в 1830-х годах взрослые задумались о смягчении условий труда для детей. В 1833 году вступил в силу "Закон Гизо", который обязал все населенные пункты с населением свыше 500 человек открыть школы. Конечно, закон не запрещал детям работать и не ограничивал их рабочее время. Но посещение школы значительно сокращало рабочее время детей. Для некоторых это стало настоящим спасением.
В 1841 году во Франции был принят закон, регулирующий детскую рабочую силу. Теперь детям младше восьми лет запрещалось работать на промышленных предприятиях. Конечно, неофициально они могли помогать родителям на фермах. Но на фабриках и шахтах их труда больше не требовали. Десять лет спустя был принят новый закон, который ограничивал рабочее время детей до 14 лет 10 часами в день. Рабочий день для подростков 14-16 лет сократился до 12 часов.
В 1870-х годах к власти пришла Третья республика, которая наконец-то решила уделить внимание социальным вопросам. Детям до 12 лет стало обязательно посещать школу. Если они и работали, то только после учебы и на несложных задачах, например, чистили обувь. Работу на фабриках и шахтах могли получить дети с 12 лет. Ночная работа для детей была запрещена. Воскресенье стало выходным днем для всех детей до 16 лет. Конечно, законы часто нарушались, но хотя бы были приняты. В конце XIX века минимальный возраст для труда был повышен до 13 лет. Трудовая инспекция стала более эффективно контролировать выполнение законов, а работодатели стали нести значительные штрафы за их нарушение.