Наконец появилась ясность в дальнейшей судьбе корабля Starliner, находящегося в своем первом испытательном полете с экипажем, и астронавтов Барри Уилмора и Суниты Уильямс, управлявших этим злополучным кораблем от компании Boeing. На состоявшимся в субботу конференции NASA официально заявило о том, что было принято решение вернуть Starliner без экипажа на борту. Вместо этого, два застрявших астронавта, Сунита Уильямс и Бутч Уилмор, вернутся на Землю на борту космического корабля Crew-9 Dragon в феврале 2025 года. Это означает, что их пребывание на борту Международной космической станции было продлено с изначально запланированных восьми дней до восьми месяцев.
Агентство взвешивало свои варианты в течение многих недель. Чиновники только недавно начали существенно менять тон, ещё больше усомнившись в способности Starliner безопасно вернуть двух своих астронавтов, и теперь решение NASA стало серьёзным ударом по репутации Boeing.
«Космический полет сопряжен с риском, даже в самом безопасном и рутинном режиме. Испытательный полет по своей природе не является ни безопасным, ни рутинным. Решение оставить Бутча и Суни на борту Международной космической станции и доставить Starliner домой без экипажа является результатом нашей приверженности безопасности, нашей основной ценностью и путеводной звездой», - сказал администратор NASA Билл Нельсон. «Я благодарен командам NASA и Boeing за всю их невероятную и детальную работу».
Решение не стало большим сюрпризом, учитывая трудности в выявлении технических проблем, преследующих двигательную систему этого космического корабля. NASA и Boeing обнаружили утечку гелия и столкнулись с проблемами в двигателях реактивного управления космическим кораблем 6 июня, когда Starliner приближался к космической станции. Расстыковка также внушала опасения. Миссия перешла в подвешенное состояние, пока NASA обдумывало следующий шаг: в худшем случае, опасались чиновники, космический корабль мог бы даже выйти из-под контроля и врезаться в станцию после расстыковки. С тех пор инженерные группы выполнили значительный объем работы, включая анализ собранных данных, проведение летных и наземных испытаний, независимых обзоров с привлечением экспертов агентства по двигателям и разработку различных планов возвращения на случай непредвиденных обстоятельств. Неопределенность и отсутствие согласия экспертов не соответствуют требованиям агентства к безопасности и эксплуатационным характеристикам полетов человека в космос, что побудило руководство NASA принять решение о пересадке астронавтов Starliner на корабль Dragon Crew-9.
«Подобные решения никогда не даются легко, но я хочу поблагодарить наши команды NASA и Boeing за их тщательный анализ, прозрачные обсуждения и сосредоточенность на безопасности во время летных испытаний экипажа», - сказал Кен Бауэрсокс, заместитель администратора Управления космических операций NASA. «Мы многое узнали о космическом корабле во время его полета к станции и операций пристыковки. Мы также продолжим собирать больше данных о Starliner во время возвращения без экипажа и усовершенствуем систему для будущих полетов на космическую станцию».
Starliner предназначен для автономной работы и ранее выполнил два полета без экипажа. Однако, именно на этот корабль не было загружено необходимо ПО для его автономной расстыковки и полета без участия экипажа. Теперь разработчикам потребуется внести изменения в бортовое программное обеспечение Starliner, чтобы позволить ему автономно отстыковаться и вернуться в атмосферу Земли. NASA и Boeing будут работать вместе над корректировкой планирования завершения миссии и систем Starliner для обеспечения возвращения без экипажа в ближайшие недели. Starliner должен вернуться на Землю до запуска миссии Crew-9, чтобы убедиться в наличии стыковочного узла на станции.
«Starliner - очень мощный космический корабль, и, в конечном счете, это сводится к необходимости более высокого уровня уверенности для выполнения возвращения с экипажем», - сказал Стив Стич, менеджер программы коммерческих экипажей NASA. «Команды NASA и Boeing завершили огромный объем испытаний и анализа, и это летное испытание предоставляет важную информацию о характеристиках Starliner в космосе. Наши усилия помогут подготовиться к возвращению без экипажа и значительно улучшат будущие действия по исправлению положения космического корабля».
Согласно новому плану, Starliner отстыкуется и вернётся на Землю в начале сентября. Следующий запуск SpaceX Crew Dragon запланирован не ранее 24 сентября с экипажем из двух человек. Уилмор и Уильямс официально продолжат свою работу в составе экипажа экспедиции 71/72 до февраля 2025 года. Они полетят домой на борту космического корабля Dragon с двумя другими членами экипажа, назначенными агентством в миссию SpaceX Crew-9. Норман Найт, глава офиса по полетам NASA, сказал, что астронавты «полностью поддерживают решение агентства и готовы продолжить миссию на борту МКС».
В настоящее время NASA и SpaceX работают над несколькими пунктами перед запуском, включая перенастройку кресел на Crew-9 Dragon и корректировку перечня доставляемых грузов, личных вещей и специальных скафандров от SpaceX для Уилмора и Уильямса. Кроме того, NASA и SpaceX задействуют стартовый комплекс №40 Станции ВВС США «Мыс Канаверал» во Флориде для запуска Crew-9 в связи с подготовкой на другой площадке пусковых работ по АМС Europa Clipper.
Решение принято, но появилось несколько вопросов, по безопасности пребывания расширенного экипажа из 9 человек на станции. Starliner уйдет с МКС в начале сентября и Барри Уилмор и Сунита Уильямс официально перейдут в экипаж Dragon Crew-8. Для в корабле не предусмотрены кресла и индивидуальное снаряжение. Однако, специалисты SpaceX эту проблему решили довольно просто, основываясь на опыте, полученном с Франциско Рубио в 2023 году, когда его место, также дополнительно обустраивали в корабле Dragon. Астронавты Уилмор и Уильямс будут размещены на грузовой палубе корабля, за счет транспортных контейнеров и сумок СТВ. Основанием для их места станут металлические поддоны, а само кресло изготовят на орбите из обычного плотного полиэтиленового мешка и вспененного полиуретана повышенной плотности. Поддон помещают в мешок, астронавт ложиться в поддон и его заливают пеной, которая затвердев принимает форму человека – все, кресло готово.
Еще один вопрос – совместимость скафандров от Boeing с системами корабля Dragon, также был решен. Еще в прошлом году между NASA и SpaceX был заключен контракт с фиксированной ценой на сумму 266 678 $ на «Специальное исследование по реагированию на чрезвычайные ситуации». Датой завершения контракта являлось 15 августа 2024 года. В рамках этого контракта SpaceX разработал процедуру реагирования на подобные ситуации, связанные с использованием Dragon в качестве эвакуационного корабля и создал необходимые переходные и совместимые приспособления для иных скафандров, в том числе для российских «Сокол-КВ2» и, вполне возможно, для Boeing.
Таким образом, когда Starliner уйдет с МКС, все шесть астронавтов смогут разместиться в Dragone и, в случае необходимости вернуться на Землю Такая ситуация продлиться недолго, так как уже 24 сентября на МКС прибудет новый Dragon Crew-9 и все эти сложности и усовершенствования возможно и не понадобятся.
Решение отказаться от Starliner, вероятно, далось нелегко, и означает крупный вотум недоверия одному из крупнейших подрядчиков NASA, в которое уже было вложено миллиарды долларов на разработку космического корабля от Boeing. Пока неизвестно, получит ли Boeing ещё один шанс доставить и вернуть астронавтов на борту своего космического корабля. А по составу сокращенного экипажа корабля Dragon Crew-9 и его программе полета NASA сообщит дополнительно.
#Космос #Starliner #Boeing #NASA #Космические_полеты #астронавт #Космический_корабль